придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока);
сравнивать фотографии;
определять и описывать изменения за месяц учебы в школе;
составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс»;
оценивать сложившиеся отношения в классе;
выделять положительные ситуации, предлагать изменения негативных ситуаций.
Личностные результаты:
понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, чувства принадлежности к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это «я» и мои сверстники);
осознавать необходимость сплочения учащихся как членов единого коллектива – класса;
понимать важность развития коллективистского самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.
Оборудование: без особых рекомендаций.
Предварительная работа. Принял участие в школьном конкурсе рисунков на тему: «Воспоминания о лете».
Подготовили презентацию:«Мы — дружный класс» (фотографии учеников, их имена, фамилии и даты дней рождения; фотографии на тему: «День знаний»).
Подготовили напечатанные на полосках бумаги тексты пословиц к уроку из учебника.
Ход урока
Актуализация знаний и умений.
Открыть урок может диалог кукол Мальчика и Девочки о дружной совместной работе детей накануне. Необходимо подчеркнуть яркие подробности сотрудничества (как обдумывали тему рисунка, намечали композицию, распределяли, кто и что будет рисовать; как обменивались цветными мелками в ходе работы, уточняли детали рисунка и придумали неожиданный выразительный штрих, украсивший всю ком позицию; кто кому и как помог в трудном случае, какую испытали радость от взаимопонимания и взаимодействия и т. п.).
Диалог сопровождается рассматриванием фотографий прошедшего мероприятия. Кукла Девочка: «Давай сделаем подписи к фотографиям. Некоторые у меня уже есть». (Это пословицы.) Куклы пробуют подобрать подписи, обращаются за помощью к ученику. В случае затруднений с помощью кукол учитель сам распределяет уже готовые подписи, а ученика просит подумать еще раз в ходе урока.
Целеполагание. Затем учитель предлагает ученику найти фотографии детей, с кем он уже познакомился
Аналитический этап. Продолжается беседа кукол с детьми. Мальчик: «Паша, вот у нас написано на стенде и в учебнике: «Мы — дружный класс». А кто это «мы»?
Девочка: «А когда ты можешь сказать о себе «я».
Получается, что «я» и «мы» друг с другом очень связаны. Без «я» не может быть «мы». Мальчик: «А ты знаешь, что раньше многие правители говорили о себе «мы»: «Мы повелеваем, мы опечалены, мы желаем, мы разгневаны…» Девочка: «Вот какая сила в слове «мы».
- Попробуй составить предложение, одинаковое по смыслу с предложением «Мы — дружный класс», используя слово «я». (Я учусь в дружном классе.) Учитель: «А как можно назвать тех, кто учится в одном классе? (Одноклассники.) А если наш класс дружный, то нас можно назвать… Как называют тех, кто дружит? (Друзья.) Какое еще слово подходит к тем, кто учится в школе?» (Ученик, ученики.) Учитель выписывает слова «ученики», «одноклассники», «друзья». Ученик дополнительно выделяет эти слова в учебнике с помощью счетных палочек. Мальчик: «А кого мы еще не назвали? Без кого не может быть класса и учебы в нем?» (Учитель.) Учитель: «Давай скажем то волшебное слово, которое делает учебу в классе радостной, а каждый урок превращает во встречу друзей». (Дружба.) Затем учитель выразительно читает завершающий абзац урока (ученик следит за его чтением) и спрашивает, согласен ли с прочитанным текстом.
Тренировочные упражнения. Ученик заполняет рисунком или фотографией одно (по выбору) из отведенных в рабочей тетради мест (с. 22), «поработать фотокорреспондентами», рассказывающими о жизни класса.
Выводы и обобщения. Кукла Мальчик: «На прошлом уроке мы по-другому говорили о классе. Ученик называл… не могу вспомнить. Помоги мне, пожалуйста. (Ученик перечисляет слова прошлого урока, описывающие материальный мир класса.) Вот – вот – вот. Вспомнил! Так что же, мы на прошлом уроке ошиблись? Не про то говорили? Оказывается, у слова «класс» разные значения. В одном случае мы говорили о классе как о комнате, которая заполнена частицей природы; в другом мы понимали под словом «класс» содружество людей, у которых есть общие цели, общая работа и общие радости». Учитель спрашивает мнение ученика и делает вывод: «Наш класс — это целый мир. В нем есть и природа, и культура, и мы — люди!»
Региональный компонент. Вспоминаем с учеником те сказки, пословицы культурной традиции народов своего края, в которых говорится о дружбе, взаимопомощи, товариществе.
Физкультминутки. Можно повторить игру для развития моторики «Рябинка».
Рекомендации для занятий в семье. Выполните с ребенком задание № 1 на с. 22 рабочей тетради. Заранее обдумайте задание № 2 на с. 23. Оно предназначено для следующего урока «Учитель — наставник и друг». Обратите внимание, что для нормальной адаптации ребенка к школе, формирования положительного отношения к обучению очень важна эмоциональная позиция близких взрослых. Поэтому необходимо в воспоминаниях о своих школьных годах выдерживать положительный тон, настраивающий ученика на соответствующее отношение к учебе и школе в целом. Кроме того, подобные беседы сближают ребенка с родителями и служат залогом того, что в случае затруднений ребенок обратится за помощью именно к ним, а не замкнется в своих проблемах, т. е. выполнение данного задания не разовое мероприятие, а начало определенных внутрисемейных отношений, имеющих не нравоучительное, а скорее, терапевтическое значение для всех последующих лет учебы и взаимоотношений с ребенком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока);
сравнивать фотографии;
определять и описывать изменения за месяц учебы в школе;
составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс»;
оценивать сложившиеся отношения в классе;
выделять положительные ситуации, предлагать изменения негативных ситуаций.
Личностные результаты:
понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, чувства принадлежности к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это «я» и мои сверстники);
осознавать необходимость сплочения учащихся как членов единого коллектива – класса;
понимать важность развития коллективистского самоопределения личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.
Оборудование: без особых рекомендаций.
Предварительная работа. Принял участие в школьном конкурсе рисунков на тему: «Воспоминания о лете».
Подготовили презентацию:«Мы — дружный класс» (фотографии учеников, их имена, фамилии и даты дней рождения; фотографии на тему: «День знаний»).
Подготовили напечатанные на полосках бумаги тексты пословиц к уроку из учебника.
Ход урока
Актуализация знаний и умений.
Открыть урок может диалог кукол Мальчика и Девочки о дружной совместной работе детей накануне. Необходимо подчеркнуть яркие подробности сотрудничества (как обдумывали тему рисунка, намечали композицию, распределяли, кто и что будет рисовать; как обменивались цветными мелками в ходе работы, уточняли детали рисунка и придумали неожиданный выразительный штрих, украсивший всю ком позицию; кто кому и как помог в трудном случае, какую испытали радость от взаимопонимания и взаимодействия и т. п.).
Диалог сопровождается рассматриванием фотографий прошедшего мероприятия. Кукла Девочка: «Давай сделаем подписи к фотографиям. Некоторые у меня уже есть». (Это пословицы.) Куклы пробуют подобрать подписи, обращаются за помощью к ученику. В случае затруднений с помощью кукол учитель сам распределяет уже готовые подписи, а ученика просит подумать еще раз в ходе урока.
Целеполагание. Затем учитель предлагает ученику найти фотографии детей, с кем он уже познакомился
Аналитический этап. Продолжается беседа кукол с детьми. Мальчик: «Паша, вот у нас написано на стенде и в учебнике: «Мы — дружный класс». А кто это «мы»?
Девочка: «А когда ты можешь сказать о себе «я».
Получается, что «я» и «мы» друг с другом очень связаны. Без «я» не может быть «мы». Мальчик: «А ты знаешь, что раньше многие правители говорили о себе «мы»: «Мы повелеваем, мы опечалены, мы желаем, мы разгневаны…» Девочка: «Вот какая сила в слове «мы».
- Попробуй составить предложение, одинаковое по смыслу с предложением «Мы — дружный класс», используя слово «я». (Я учусь в дружном классе.) Учитель: «А как можно назвать тех, кто учится в одном классе? (Одноклассники.) А если наш класс дружный, то нас можно назвать… Как называют тех, кто дружит? (Друзья.) Какое еще слово подходит к тем, кто учится в школе?» (Ученик, ученики.) Учитель выписывает слова «ученики», «одноклассники», «друзья». Ученик дополнительно выделяет эти слова в учебнике с помощью счетных палочек. Мальчик: «А кого мы еще не назвали? Без кого не может быть класса и учебы в нем?» (Учитель.) Учитель: «Давай скажем то волшебное слово, которое делает учебу в классе радостной, а каждый урок превращает во встречу друзей». (Дружба.) Затем учитель выразительно читает завершающий абзац урока (ученик следит за его чтением) и спрашивает, согласен ли с прочитанным текстом.
Тренировочные упражнения. Ученик заполняет рисунком или фотографией одно (по выбору) из отведенных в рабочей тетради мест (с. 22), «поработать фотокорреспондентами», рассказывающими о жизни класса.
Выводы и обобщения. Кукла Мальчик: «На прошлом уроке мы по-другому говорили о классе. Ученик называл… не могу вспомнить. Помоги мне, пожалуйста. (Ученик перечисляет слова прошлого урока, описывающие материальный мир класса.) Вот – вот – вот. Вспомнил! Так что же, мы на прошлом уроке ошиблись? Не про то говорили? Оказывается, у слова «класс» разные значения. В одном случае мы говорили о классе как о комнате, которая заполнена частицей природы; в другом мы понимали под словом «класс» содружество людей, у которых есть общие цели, общая работа и общие радости». Учитель спрашивает мнение ученика и делает вывод: «Наш класс — это целый мир. В нем есть и природа, и культура, и мы — люди!»
Региональный компонент. Вспоминаем с учеником те сказки, пословицы культурной традиции народов своего края, в которых говорится о дружбе, взаимопомощи, товариществе.
Физкультминутки. Можно повторить игру для развития моторики «Рябинка».
Рекомендации для занятий в семье. Выполните с ребенком задание № 1 на с. 22 рабочей тетради. Заранее обдумайте задание № 2 на с. 23. Оно предназначено для следующего урока «Учитель — наставник и друг». Обратите внимание, что для нормальной адаптации ребенка к школе, формирования положительного отношения к обучению очень важна эмоциональная позиция близких взрослых. Поэтому необходимо в воспоминаниях о своих школьных годах выдерживать положительный тон, настраивающий ученика на соответствующее отношение к учебе и школе в целом. Кроме того, подобные беседы сближают ребенка с родителями и служат залогом того, что в случае затруднений ребенок обратится за помощью именно к ним, а не замкнется в своих проблемах, т. е. выполнение данного задания не разовое мероприятие, а начало определенных внутрисемейных отношений, имеющих не нравоучительное, а скорее, терапевтическое значение для всех последующих лет учебы и взаимоотношений с ребенком.