kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разделы: Преподавание в начальной школе

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 Тема: Кто такие птицы?

 Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и    отличительные признаки, учить определять принадлежность животного к своей группе.

Задачи:

  1) обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;

  2) создать условия для развития у школьников умения работать в парах;

  3) содействовать развитию у детей умений общаться;

 4) воспитывать чувство взаимопомощи.

 Планируемые  результаты учащихся: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями ( это отличительный признак птиц) научиться определять  птиц, описывать их.

Учебные материалы : иллюстрации с изображением птиц, различные перья птиц, презентация  (слайды с фотографиями птиц, с)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы"»

Урок окружающего мира в 1 классе


Учитель Коротких Елена Владимировна


Разделы: Преподавание в начальной школе

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема: Кто такие птицы?


Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, учить определять принадлежность животного к своей группе.

Задачи:

1) обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;

2) создать условия для развития у школьников умения работать в парах;

3) содействовать развитию у детей умений общаться;

4) воспитывать чувство взаимопомощи.


Планируемые результаты учащихся: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями ( это отличительный признак птиц) научиться определять птиц, описывать их.

Учебные материалы : иллюстрации с изображением птиц, различные перья птиц, презентация (слайды с фотографиями птиц, с)

I Организационный момент. Эмоциональный настрой.

(Создание благоприятной психологической обстановки)

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

2.Проверка изученного материала

- Давайте вспомним с какими группами животных мы уже познакомились? Какое

творческое задание вы выполняли к сегодняшнему уроку? Покажите друг другу какие рыбки у вас получились в тетрадях.

- А сейчас мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных

Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задание.

. Приготовьте красный и зелёный карандаши. Договоритесь кто из вас закрашивает рыб, а кто насекомых. Если вы увидели насекомое, то закрасьте квадратик зеленым цветом, а если рыбу, закрасьте красным. цветом,. (Работа выполняется самостоятельно)

- Проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руку. (Учитель проверяет работу учащихся во время самостоятельного выполнения).

- Замечательно. А вы все кружочки закрасили? (нет)

-

Кто остался?()птички)

)       - Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? (нет чешуи, нет 6 ног).



3.Сообщение темы и целей урока.Мотивация.

- Кто-нибудь догадался, какая будет тема нашего урока? (кто такие птицы?)

- Кто сможет сформулировать цели урока ? и чему будем учиться? (план на доске)

СЛАЙД №2

План изучения:

1. Узнать, кто такие птицы, и каков их основной признак, который отличает их от других животных?

2. Познакомиться со строением птиц.

3. Провести исследование пера птицы.

4. Привести примеры птиц.

(план записан на доске)

- Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы?».. А цели: узнать, каких животных

называют птицами, , выделить их основной признак, узнаем из каких частей состоит тело птиц, исследуем перо птиц.

- Ребята, а давайте заглянем в гости к муравьишке Вопросику. А он оказывается не один. У него в гостях Мудрая Черепаха. Давайте присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чем говорил муравьишка Черепахе. Слайд №3 АУДИОЗАПИСЬ.

Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“. А вы как думаете, ребята?»

Действительно ли все они птицы?

А может - кто- то из вас знает, как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)

Сегодня нам и предстоит выяснить: только ли умение летать характеризует животных, которых мы называем птицами?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чем занимаются учёные? (наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы)

4.Учебная задача

-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36. Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали? Что у них у всех общего? ( у них есть крылья и они умеют летать). Значит, все они птицы?

- А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица? А ночная бабочка? СЛАЙД4

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Оказывается, умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.

ВЫВОД:Наличие крыльев и умение летать – это отличительный признак птицы? (нет) Тогда что?

- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. По какому признаку вы будете отличать птиц от др. животных? (наличие перьев)

СЛАЙД №5 (3-4 ПТИЦЫ)

- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы? (ответ детей)

- Посмотрим правы ли вы были ,что нам скажет Мудрая Черепаха. (В учебнике на стр. 37).

Вывод: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. СЛАЙД №6


Физминутка

Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево, вправо

Приседанье сделал справно

Клювиком почистил пух

И скорей за парту плюх.


Не случайно птиц часто называют «пернатые».

-Вернемся к рисунку в учебнике. Тело белки - летяги покрыто перьями? А летучей мыши? А бабочки? А курицы? СЛАЙД№6 ФОТО ЛЕТУЧЕЙ МЫШИ БЕЛКИ ЛЕТЯГИ.

Вывод: Значит из всех животных, изображенных на рисунке, только у кого тело покрыто перьями? Значит, кто будет птицей? (курица)

-Муравьишка Вопросик предлагает нам познакомиться со строением птицы. (учебник. стр. 36).

Поработайте в паре,рассмотрите строение птицы на примере голубя. Назовите основные части тела. (. Один ученик читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы. Затем дети меняются ролями.) (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)


– Что интересного знаете о голубях?

Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)

«В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. МОЛОДЦЫ.

-А теперь, какую птицу видете на доске?(утка) попробуйтет рассказать о строении утки? (слайд) (1 ученик показывает и рассказывает у доски). СЛАЙД№7 ФОТО УТКИ

- Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая. Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)

-.

Клюв (нос и рот) -щипать, хватать, копать, долбить, плести гнёзда, чистить перья, кормить птенцов; Может кто знает у какой птицы самый большой клюв? У ПЕЛИКАНА

А самый маленький у ласточки СЛАЙД 8-9 ПЕЛИКАН ИЛАСТОЧКА.

(Насекомоядные птицы имеют клюв тонкий и острый, зерноядные - толстый и тупой).

Ноги - ходить хватать, защищаться, нападать, держаться.за ветку когда сидят.

Крылья - подниматься в воздух. Форма и длина крыльев разная. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро машет крыльями.

Хвост - управлять полётом.

-Ребята, Муравей Вопросник очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Давайте попробуем вместе полетать как птицы.

Физминутка

Лебеди летят, крыльями шумят(дети шагают, машут руками0

Прогнулись над водой,качают головой( накланяются вперед, кивают головой в разные стороны)

Прямо и гордо умеют держаться(выпрямляются, стоят ровно)

И очень бесшумно на воду садятся.(садятся за парты)

Продолжение работы по теме урока.

Практическая работа .Исследование пера птицы. Работа в паре.

Итак, вы узнали о птицах очень много. Посмотрите на Мудрую Черепаху, она украшена перьями .А чьи это перья? Стр 36

Распустила хвост жар – птица

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес ………(павлин) СЛАЙД № 10

Как вы думаете,для чего некоторым птицам нужно яркое оперение?(яркая окраска перьев нужна для маскировки)

А как человек использует перья?( для изготовления одежды,подушек, одеял,украшения)

Мы выяснили главный отличительный признак птиц- наличие перьев..Перья, покрывающие тело птицы разные.

Рассмотрим их внимательно. - У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья.Что вы заметили? Чем различаются? (Формой,цветом, размером)

(одни перья мягкие, пуховые, другие жесткие .упругие)

Найдите и покажите

1)пуховые перья.

2)маховые перья..Сравните их.

-Попробуй те сломать перо? Удается?

Перья пуховые, мягкие-нужны охранять тепло. Из них делают подушки. Перья жесткие, упругие- маховые, полетные. Слайд 11

По размеру –большие и маленькие.

По цвету –разные\.Яркое оперение помогает скрыться от врагов.

Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга они имеют общие особенности.

Найдите их.(по форме-одинаковые, у всех перьев есть стержень, бороздка.

Проведем исследование.



1 группа (3 чел.) - будет проводить наблюдение самостоятельно по инструкции:

    • Налейте в стакан воды из крана.

    • Опустите перо в воду.

    • Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?

    • Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

2 группа – все остальные ребята – будут участвовать в микроисследовании. Возьмите любое перо и рассмотрите его. У всех перьев есть стержень и бороздки. Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

Положите перышко на ладонь и тихонько подуйте на него.Что случилось? Почему полетели перья?

Почему перья легкие?Что у них внутри?Давайте разрежем перо ножницами и посмотрим.

(внутри пусто, поэтому они очень легкие).

Послушаем 1 группу..

Капельки воды скатываются с пера.О чем это говорит? Перья защищают птицу от воды и сырости. МОЛОДЦЫ.

Выводы по исследованию: (слайд)

- Итак, мы выяснили:

1.Тело птицы - хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья.

2.Перо имеет стержень и бородки.

3.Большие перья жесткие и упругие помогают птице летать, а маленькие мягкие и легкие – защищают тело от холода. Есть и такие перья, которые украшают птиц. ( Показ иллюстраций павлина ).(слайд)

4. Перья легкие т.к. внутри они полые, пустые.

5. Перья не намокают

-Итак для чего же птице нужны перья?(Летать,сохранять тепло, украшать)

Самостоятельная работа .Зарисовать перья птиц. Раб. Тетр стр 25

-Что изобразим на рисунке?

Выводы

-Отгадайте, о какой птице идет речь?





Загадки.

1.У нее глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на ветке светлым днем. (Сова) СЛАЙД

2.Кто в берете - ярко красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) (слайд)

3.Угадайте, что за птичка-

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (слайд)

4. Чик- чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это ….(воробей) СЛАЙД

5.На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С желтой грудкой пуховой

Шустрая (синица)

-А все ли птицы умеют летать?

- А кто знает самую крупную птицу в мире?

4. И петь не поет,

И летать не летает…

За что же тогда

Ее птицей считают? (Страус) сА что вы о нём можете рассказать?  (Он слишком тяжёлый для полётов, а перья на крыльях – короткие. У него длинные сильные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов - А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой?

СЛАЙД О СТРАУСЕ ПИНГВИНЕ

5. Скажи – ка мне,

Какой чудак

И днем и ночью

Носит фрак.  (Пингвин) (слайд) .С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие.Крылья и клюв –оружие пингвина в драке.

СЛАЙД

А теперь рассмотрите рис на стр 37.

-Про всех ли птиц были загадки? Про какую не было? На какие группы можно разделить птиц?

Что вы знаете об этих птицах?

Где встречали? Какие птицы живутв нашем крае?

Почему это птицы? Как мы должны относится к птицам7Почему птицы считаются друзьями человека? Как будем им помогать? Строить кормушки для еды.

Подведение итогов.Рефлексия учеб. деятельности.

В начале урока мы вывели гипотезу: Птицы –животные, тело которых покрыто перьями»

На протяжении всего урока мы были как настоящие ученые наблюдали, исследовали, размышляли, делали выводы.

КАК вы думаете удалось ли нам подтвердить правильность нашей гипотезы?

Если да , то поставьте солнышко, нет- тучку, не знаю- капельку.(на доске)

-С какой группой животных вы познакомились?

-Что узнали о птицах?

Кто такие птицы?

Ребята достигли ли вы целей урока, которые ставили?Почему? Какие трудности были?

Что было легко? Оцените себя с помощью смайликов. - Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. Скажите себе: «я молодец! я думал, я старался, я делал открытия!»  Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 

- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы"

Автор: Коротких Елена Владимировна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы?""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "262904"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449424661"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы?""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumiruktotakiieptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "279401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453223210"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы". 1 класс."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_kto_takiie_ptitsy_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "366588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481042780"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "конспект урока окружающего мира в 1 классе по ФГОС с элементом технологии ИКТ интерактивное голосование тема: "Зачем люди трудятся""
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomirav1klassiepofgosseliemientomtiekhnologhiiiktintieraktivnoiegholosovaniietiemazachiemliuditrudiatsia"
    ["file_id"] => string(6) "323658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462015636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства