- Откройте в атласе карту природных зон.(с.18-19) Слайд « Карта природных зон» - Рассмотрите карту природных зон России на доске. -Каким цветом обозначена зона лесов? (зелёным, тёмным цветом) - Покажите на своей карте зону лесов. (Учитель показывает по карте на доске.) - Эта природная зона называется – леса умеренного пояса. - Что вы можете сказать о размере территории, занятой лесами? (Занимает большую территорию) - Зона лесов занимает больше половины территории нашей Родины. – Чем же отличается лесная зона от других? (лесами) – Правильно, конечно же, лесами. – А почему? (может климат другой) Потому что лето здесь значительно теплее и дольше, чем в тундре, достаточное количества света и влаги. Значительный слой почвы. За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить зиму, хотя и морозную, но не такую долгую. - Нравится ли вам бывать в лесу? (Нравится) - Давайте полюбуемся лесными пейзажами ещё раз. Просмотр видеоряда «Леса России». - Почему так по-разному выглядели леса? Что способствует изменению их облика? (Климат, климатические изменения.) - В каком тепловом поясе мы живём? (В умеренном) - Что вы знаете о климате умеренного теплового пояса? (Зима – холодная, лето – жаркое) Слайд «Климат лесов умеренного пояса». Особенность этого теплового пояса заключается в том, что здесь времена года хорошо различаются, или, по научному, резко выражена сезонность климата. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Но, ни полярной ночи, ни полярного дня здесь не бывает. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность ее меньше. Осадков выпадает достаточное количество. – В виде чего выпадают осадки? (Зимой – в виде снега, летом – в виде дождя, града) - А сейчас открываем учебник на стр.49,заполним таблицу №2. (Заполнение таблицы) - Можно ли лес назвать экосистемой? (Да) -Почему? Докажите. (В лесу тоже есть «кормильцы», «едоки», «мусорщики».) - Кто же является главными «кормильцами» леса? (Деревья) Слайд «Деревья». - Узнайте и назовите их. - На какие две группы вы разбили бы эти деревья? (Хвойные и лиственные) Слайд «Хвойные и лиственные деревья». Знакомство с тремя видами лесов: хвойными (введение понятия «тайга»), лиственными и смешанными. – Лес из хвойных деревьев называют тайгой. Слайд «Тайга». Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму. В тайге суровый климат, здесь могут выжить те растения, которые способны выдержать очень низкие зимние температуры. - Каков же растительный мир тайги? Растительный мир тайги не отличается большим разнообразием. Кроме характерных деревьев здесь можно встретить небольшие кустарники. Это брусника, голубика, жимолость, черника. Травянистый покров весьма скудный. Это в основном мхи, лишайники. – К югу на смену тайге приходит смешанный лес. Слайд «Смешанный лес». – Как вы понимаете значение данного выражения “смешанный лес”? (разные деревья растут) – С какой природной зоной он схож? Чем? (С тайгой, тоже растёт много деревьев)) – Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у лиственных – листья на деревьях растут, а у хвойных – иголки). У лиственных пород деревьев листья некрупные и нежные. Они быстрее создают органические вещества, но не выносят морозов. – Какой вывод можно сделать о растительном мире лесной зоны в сравнении с зоной тундры? (много деревьев и кустарников) – Какой вид растений является главным “кормильцем” в лесной зоне? (деревья) Слайд «Физминутка» Физминутка: «Мы словно деревья». Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой, Весною мы выше и выше растём, И тянемся к солнышку ночью и днём, А осенью листья встряхнём постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний. - Какую ещё роль в экосистеме леса могут выполнять её обитатели? (Быть «едоками») - На какие группы можно разделить «едоков» в экосистеме? (Растительноядные, насекомоядные, плотоядные или хищники.) Слайд «Едоки» - Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о животных леса и заполнить таблицу, распределив всех увиденных животных по 3 группам, которые вы перечислили. Слайд «Животные леса». Затем заполнение таблицы. Проверка правильности заполнения таблицы. ( Таблица дополняется в ходе проверки и при работе с учебником и атласом.) - Каких растительноядных животных леса вы увидели? Растительноядные животные питаются исключительно растительной пищей т.е. травой, листьями, ветками, корой деревьев, мхами, орехами, ягодами, грибами и т.д. К ним относятся: как большие – зубр, лось, олень; так и маленькие – заяц, бобёр, бурундук.
- Какие насекомоядные животные встретились вам в этом фильме? - Перечислите хищников леса. ( Волк, лисица, рысь, рассамаха) ХИЩНИКИ – это животные питающиеся другими животными. Хищные животные есть среди зверей, птиц, рыб, насекомых. Они прекрасно приспособлены к жизни в дикой природе, к поиску добычи. ХИЩНИКИ играют очень важную роль в мире животных. Питаясь другими животными они регулируют их численность. Кроме того, они догоняют и убивают больных и старых животных, а также тех, кто не научился хорошо прятаться. Тем самым в природе выживают сильные, ловкие, быстрые и здоровые.
– Какие же животные обитают в лесной зоне? (Заслушиваются сообщения детей о животных, кто подготовился) – Сделайте вывод о животных лесной зоны? (отличаются от животных других зон: шерстью, окраской…) – Могут ли растения и животные обходиться друг без друга? (нет) Почему? (не будет растений, деревьев – нечем будет питаться животным, негде им будет прятаться) Жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, кору, траву поедают животные, питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. “Мусорщики” в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения. Работа по учебнику.(с.50-51) - Дополните таблицу, записав в неё названия животных, изображённых в учебнике на страницах 50-51.(Самост. работа в парах с последующей фронтальной проверкой.) Резерв: - Дополните таблицу, записав в неё названия животных, изображённых в атласе на страницах 17-18. (Фронтальная работа.) - О каких обитателях экосистемы мы ещё не говорили? (О «мусорщиках».) Слайд «Мусорщики». - Какова их роль в экосистеме? («наводить чистоту в лесу») Осенью листья опадают на землю. Там их поджидает целая армия "мусорщиков": грибы, почвенные клещи, многоножки, черви, различные насекомые и микробы. Они превращают прелые листья в неорганические вещества, накапливающиеся в почве и доступные для растений. - Рассмотрите лесных «мусорщиков», изображённых в учебнике на странице 51. -Кем бы вы могли дополнить данный список? |