1. формирование у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомление с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
2. развитие способности использовать знания о лесной зоне для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
3. привитие любви к природе и ответственное отношение к ней.
рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс, авторы: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова;
карточки для работы в парах, для составления правил поведения в лесу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
Организационный момент. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. | - На нашем уроке присутствуют гости. - Подарите гостям добрую улыбку. - Я желаю вам удачи на уроке. | Учащиеся приветствуют гостей. | (Р) Волевая саморегуляция. |
Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания и фиксировать затруднения. | - С какой природной зоной вы познакомились на прошлом уроке? - Важны ли знания о зоне лесов конкретно для вас и почему? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | (К) Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. |
Проверка домашнего задания. Цель: контролировать и оценивать свои умения. | - Вспомните материал, выученный на домашней работе. - Кто хочет выполнить задание на карточках? - После выполнения задания на карточке, проверьте по образцу. - Остальные отвечают устно. - Дайте общую характеристику лесной зоны. - Расскажите про тайгу. - Расскажите про смешанные леса. - Расскажите про широколиственные леса. - Давайте послушаем сообщения, приготовленные дополнительно. - Чьё сообщение показалось вам наиболее интересным и почему? - Что запомнилось и удивило вас? | Учащиеся выполняют задания на карточках. Затем поверяют по образцу и записывают количество правильных ответов. Учащиеся рассказывают про лесную зону: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Учащиеся представляют подготовленные сообщения. Остальные учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителя. | (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (К) Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. |
Самоопределение к деятельности. Цель: формировать учебную мотивацию. | - Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес». - Сделайте предположение: о чём и о ком пойдёт речь на уроке? - Прочитайте вопросы. - На какой вопрос вы можете ответить уже сейчас? - На эти вопросы мы получим ответы на уроке. | Учащиеся слушают стихотворение и прогнозируют тему урока. Учащиеся пробуют ответить на вопросы, предложенные учителем. | (Р) Прогнозирование. (П) Выдвижение гипотез и их обоснование. |
Открытие нового знания. Цель: самостоятельно искать информацию. | - Какую роль в жизни природы и человека играет лес? - Давайте сравним ваши ответы. - Предлагаю вам самим, используя статью учебника «Роль леса в природе и в жизни людей», найти подтверждение словам, что лес – защитник воздуха, водоёма и почвы. - Давайте разделимся на три группы. - 1 группа – эксперты, доказывающие, что лес – защитник воздуха. - 2 группа – эксперты, доказывающие, что лес – защитник водоёма. - 3 группа – эксперты, доказывающие, что лес – защитник почвы. | Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Учащиеся на слайде читают правильные ответы и находят тот вариант, о котором никто не сказал. Учащиеся работают в группах, затем предлагают свои рассуждения и объясняют своим одноклассникам из других групп. | (К) Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. (К) Постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации. (П) Установление причинно-следственных связей. |
Физкультминутка. | - Давайте отдохнём. - Под музыку выполняйте движения. | Учащиеся выполняют движения, повторяя за физоргом. | |
Включение нового знания в систему знаний. Цель: применять полученные знания. | - Ребята, как вы думаете, существуют ли проблемы в зоне лесов? - Давайте с помощью условных знаков попробуем сформулировать эти проблемы. - Откройте тетрадь на с. 51 и выполним задание №3. - Какие экологические проблемы существуют в лесу? - Что вы можете сделать для сохранения лесов? - Прочитайте правила поведения в лесу. - В этих правилах указано, что делать в лесу нельзя. Вы, с товарищем по парте, составьте правила-памятку, что в лесу делать нужно. | Учащиеся рассуждают, а после выполняют задание в тетради. Учащиеся формулируют экологические проблемы лесов, используя знаки в тетради. Затем проверяют правильность по слайдам. Учащиеся в парах составляют правила-памятку. | П) Подведение под понятие выделение следствий. (П) Установление причинно-следственных связей. |
Коррекционный этап. Цель: развивать внимание и восприятие. | - Что делается в нашей стране, чтобы сохранить леса, вместе с его жителями? - Верно, существует «Красная книга леса», в неё включены редкие растения и животные. - На страницах учебника найдите названия редких животных, растений и запомните их. - Посмотрите на слайд, на нём будут появляться эти растения и животные, а вы должны будете вспомнить их название и произнести. - В случае затруднений можно пользоваться учебником. | Учащиеся предлагают варианты ответов. Учащиеся рассматривают иллюстрации и находят названия. Учащиеся называют животных и растения, появляющиеся на слайде. | |
Включение нового знания в систему знаний. (Продолжение) | - Что ещё делается в стране для сохранения лесов? - Верно, в Калужской области созданы национальные парки и заповедники. - Предлагаю вам с ними познакомиться. | Учащиеся предлагают варианты ответов. Учащиеся смотрят на слайды и слушают учителя, отвечают на вопросы по увиденному. | |
Подведение итогов урока. Цель: обобщать полученные знания. | - Давайте вернёмся к вопросам, которые я вам задавала вначале урока, и ответим на них. - Какую роль в жизни природы и человека играет лес? - Какие вещества, выделяемые листьями деревьев, убивают болезнетворные бактерии. - Что надо сделать, чтобы реки стали глубокими? - Как лес может защитить почву? - Какие экологические проблемы существуют в зонах лесов? | Учащиеся отвечают на вопросы. | (К) Умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других. |
Рефлексия. Цель: зафиксировать новые знания, организовывать самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Какие знания вы сегодня для себя открыли? - Где могут пригодиться в жизни новые знания? - Кто доволен своей работой на уроке? | Учащиеся размышляют. | Л) Жизненное самоопределение |
Домашнее задание. | 1. Прочитать текст на с. 106 – 107 учебника. Запомнить правила поведения в лесу. Дать характеристику лесным зонам по плану: - использование природы лесных зон человеком. - экологические проблемы и охрана зоны лесов. 2. Выполнить задание №3 на с. 51 рабочей тетради. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | |