1. формирование у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомление с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
 2. развитие способности использовать знания о лесной зоне для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
 3. привитие любви к природе и ответственное отношение к ней.
 рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс, авторы: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова;  
 карточки для работы в парах, для составления правил поведения в лесу.
       |   Этапы урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |    Формируемые УУД  (регулятивные,  познавательные, коммуникативные)   |  
  |   Организационный момент.  Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.       |    - На нашем уроке присутствуют гости.    - Подарите гостям добрую улыбку.  - Я желаю вам удачи на уроке.   |    Учащиеся приветствуют гостей.   |    (Р) Волевая саморегуляция.   |  
  |   Актуализация знаний.  Цель: актуализировать знания и фиксировать затруднения.       |    - С какой природной зоной вы познакомились на прошлом уроке?  - Важны ли знания о зоне лесов конкретно для вас и почему?   |    Учащиеся отвечают на вопросы учителя.   |    (К) Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.       |  
  |   Проверка домашнего задания.  Цель: контролировать и оценивать свои умения.   |    - Вспомните материал, выученный на домашней работе.  - Кто хочет выполнить задание на карточках?  - После выполнения задания на карточке, проверьте по образцу.  - Остальные отвечают устно.  - Дайте общую характеристику лесной зоны.  - Расскажите про тайгу.  - Расскажите про смешанные леса.  - Расскажите про широколиственные леса.  - Давайте послушаем сообщения, приготовленные дополнительно.  - Чьё сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?  - Что запомнилось и удивило вас?   |    Учащиеся выполняют задания на карточках. Затем поверяют по образцу и записывают количество правильных ответов.          Учащиеся рассказывают про лесную зону: тайгу, смешанные и широколиственные леса.          Учащиеся представляют подготовленные сообщения. Остальные учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителя.     |    (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  (К) Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.       |  
  |   Самоопределение к деятельности.  Цель: формировать учебную мотивацию.       |    - Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес».  - Сделайте предположение: о чём и о ком пойдёт речь на уроке?  - Прочитайте вопросы.  - На какой вопрос вы можете ответить уже сейчас?  - На эти вопросы мы получим ответы на уроке.       |    Учащиеся слушают стихотворение и прогнозируют тему урока.          Учащиеся пробуют ответить на вопросы, предложенные учителем.   |    (Р) Прогнозирование.  (П) Выдвижение гипотез и их обоснование.   |  
  |   Открытие нового знания.  Цель: самостоятельно искать информацию.       |    - Какую роль в жизни природы и человека играет лес?  - Давайте сравним ваши ответы.  - Предлагаю вам самим, используя статью учебника «Роль леса в природе и в жизни людей», найти подтверждение словам, что лес – защитник воздуха, водоёма и почвы.    - Давайте разделимся на три группы.  - 1 группа – эксперты, доказывающие, что лес – защитник воздуха.  - 2 группа – эксперты, доказывающие, что лес – защитник водоёма.  - 3 группа – эксперты, доказывающие, что лес – защитник почвы.       |    Учащиеся предлагают свои варианты ответов.  Учащиеся на слайде читают правильные ответы и находят тот вариант, о котором никто не сказал.              Учащиеся работают в группах, затем предлагают свои рассуждения и объясняют своим одноклассникам из других групп.   |    (К) Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.  (К) Постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации.  (П) Установление причинно-следственных связей.       |  
  |   Физкультминутка.   |    - Давайте отдохнём.  - Под музыку выполняйте движения.       |    Учащиеся выполняют движения, повторяя за физоргом.   |         |  
  |   Включение нового знания в систему знаний.  Цель: применять полученные знания.       |    - Ребята, как вы думаете, существуют ли проблемы в зоне лесов?  - Давайте с помощью условных знаков попробуем сформулировать эти проблемы.  - Откройте тетрадь на с. 51 и выполним задание №3.  - Какие экологические проблемы существуют в лесу?  - Что вы можете сделать для сохранения лесов?  - Прочитайте правила поведения в лесу.  - В этих правилах указано, что делать в лесу нельзя. Вы, с товарищем по парте, составьте правила-памятку, что в лесу делать нужно.       |    Учащиеся рассуждают, а после выполняют задание в тетради.              Учащиеся формулируют экологические проблемы лесов, используя знаки в тетради. Затем проверяют правильность по слайдам.      Учащиеся в парах составляют правила-памятку.     |    П) Подведение под понятие выделение следствий.  (П) Установление причинно-следственных связей.       |  
  |   Коррекционный этап.  Цель: развивать внимание и восприятие.   |    - Что делается в нашей стране, чтобы сохранить леса, вместе с его жителями?  - Верно, существует «Красная книга леса», в неё включены редкие растения и животные.  - На страницах учебника найдите названия редких животных, растений и запомните их.  - Посмотрите на слайд, на нём будут появляться эти растения и животные, а вы должны будете вспомнить их название и произнести.    - В случае затруднений можно пользоваться учебником.       |    Учащиеся предлагают варианты ответов.                  Учащиеся рассматривают иллюстрации и находят названия.  Учащиеся называют животных и растения, появляющиеся на слайде.   |         |  
  |   Включение нового знания в систему знаний. (Продолжение)   |    - Что ещё делается в стране для сохранения лесов?  - Верно, в Калужской области созданы национальные парки и заповедники.  - Предлагаю вам с ними познакомиться.     |    Учащиеся предлагают варианты ответов.  Учащиеся смотрят на слайды и слушают учителя, отвечают на вопросы по увиденному.   |         |  
  |   Подведение итогов урока.  Цель: обобщать полученные знания.   |    - Давайте вернёмся к вопросам, которые я вам задавала вначале урока, и ответим на них.  - Какую роль в жизни природы и человека играет лес?  - Какие вещества, выделяемые листьями деревьев, убивают болезнетворные бактерии.  - Что надо сделать, чтобы реки стали глубокими?  - Как лес может защитить почву?  - Какие экологические проблемы существуют в зонах лесов?       |    Учащиеся отвечают на вопросы.   |    (К) Умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать речь других.   |  
  |   Рефлексия.  Цель: зафиксировать новые знания, организовывать самооценку учениками собственной учебной деятельности.       |    - Какие знания вы сегодня для себя открыли?  - Где могут пригодиться в жизни новые знания?  - Кто доволен своей работой на уроке?       |    Учащиеся размышляют.   |    Л) Жизненное самоопределение   |  
  |   Домашнее задание.   |    1. Прочитать текст на с. 106 – 107 учебника. Запомнить правила поведения в лесу. Дать характеристику лесным зонам по плану:  - использование природы лесных зон человеком.  - экологические проблемы и охрана зоны лесов.  2. Выполнить задание №3 на с. 51 рабочей тетради.   |    Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.   |         |