kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет. Окружающий мир

Тема урока. Чем различаются минералы

Тип. Урок построения системы знаний

Цель. Формирование представления о разнообразии минералов и их свойствах,

Задачи:

1.Познакомить с основными свойствами минералов: с твёрдостью, плотностью, магнитными свойствами.

2.Расширить представление о природных богатствах нашей страны.

3.Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Планируемый результат:

  • знать основные свойства минералов;

·        использовать приобретённые знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни;

·        владеть навыками исследовательской работы.

 

УУД:

Личностные: формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций;  формирование умения выявлять сущность особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:  формирование умения слушать и понимать других; формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, учебник, коллекция горных пород, лупа, магнит, стальной гвоздь.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

-здоровьесберегающая  технология.

Этапы урока

Ход урока

УУД

  1. Эмоциональный настрой, мотивирование к учебной деятельности.

-Добрый день, ребята!

Поприветствуйте друг друга улыбкой, настройтесь на работу.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием,

удивлением.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова

замечательного ученого А.Е. Ферсмана « Нет во всем мире земли, где бы были так могучи силы недр…»

Личностные УУД:

  • смыслообразование;
  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний, пробные учебные действия

- Как вы понимаете слово недра?

(Недра - это то, что внутри земли. По научному – литосфера)

-О каком богатстве недр говорится в эпиграфе?

( о полезных ископаемых)

Сегодня мы продолжим разговор начатый на прошлом уроке.

- Давайте вспомним, что мы узнали нового?

- От чего зависит образование горных пород?

( Зависит от условий образования: образования после извержения вулкана- базалит, гранит; после разрушения их ветром, водой и солнечными лучами; из останков растений и животных, скопившихся на дне водоема – песчаник, глина, торф, уголь.)

Образование горных пород происходит и сейчас, этот процесс длительный.

- Что такое окаменелость?

(Сохранившиеся формы древних растений и животных.)

- Что можно узнать по окаменелостям?

(По ним можно узнать, какие животные и растения населяли нашу Землю в далеком прошлом)

- Какую роль играет вода и ветер в образовании осадочных пород?

( Воду, лёд и ветер называют разрушителями и созидателями. Они ведут двойную работу- в одном месте разрушают твердые горные породы,а в другом образуют осадочные породы- песок,глину.)

-Ребята,давайте еще раз обратим внимание. С какими

понятиями мы познакомились на прошлом уроке?

(На доску вывешиваются слова: недра земли, горные породы, окаменелость,полезные ископаемые, минералы)

Регулятивные УУД:

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • умение структуировать знания
  • умение строить речевое

                высказывание.

Коммуникативные:

  • постановка вопросов

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

3. Целеполагание и построение проекта выхода из проблемы.

- А какое понятие вам незнакомо?

- Что вы уже знаете о минералах?

- Хотите узнать ещё больше?

Тема нашего урока.  Чем различаются минералы?

Цель- познакомиться с основными свойствами минералов и их разнообразием.

(Слайд 1.)

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания;
  • умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4.Реализация построенного

проекта.

5.Первичное закрепление с проговариванием  во внешней среде.

Работа с учебником.

Чтобы продолжить работу дальше, давайте определим

-Что такое минералы?

Откройте учебник на странице 81.(Слайд 2.)

Рассказ учителя.

В своей жизни мы ежедневно  встречаемся с различными минералами. Летом бегаешь босиком по песку, это разновидность минерала кварца. Грифель твоего карандаша сделан из минерала графита. Каждый день на обеденном столе стоит солонка с минералом галитом – поваренная соль.

Насчитывают более 4000 разных минералов. Разными бывают цвет и прозрачность минералов. Минералы могут иметь вкус и запах, различаются на ощупь. Различна и твердость минералов.

( Слайд 4, 5, 6, 7)

-Рассмотрите рисунок на странице 82 учебника. Это шкала твердости минералов.

- Назовите самый твердый минерал? (алмаз)

- Назовите самый мягкий минерал? ( тальк - из него делают детскую присыпку)

-Что мы сейчас делали? ( Рассматривали шкалу твердости минералов

- А чтобы узнать о некоторых свойствах самого твёрдого минерала, послушайте сообщение про алмаз.

( сообщения, презентация-алмаз, графит, гипс, галит.)

- Ребята, откройте учебник на стр.46-47. Посмотрите на « Физическую карту» нашей страны и рассмотрите, где находятся месторождения- алмазов, графита, галита.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи;
  • планирование, прогнозирование;

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;смысловое чтение

Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

  • знаково-символические

Физ. минутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Кто-то зайку напугал,

Зайка – прыг и убежал.

Взялись зайцы за бока,

Заплясали гопака.

Личностные УУД:

  • формируем установку на здоровый образ жизни

6.Самостоятельная

работа с  самопроверкой по эталону

- Ребята, вы уже много узнали о свойствах и видах минералов. Сейчас все свои новые знания вы примените в практической работе « Свойства минералов»

Правила работы в группах.

У вас на парте лежат – гранит, он состоит из отдельных минералов; полевого шпата, слюды и кварца.( Слайд 8)

( Разбирается план работы)

Слайд 9.

Заполняется таблица « Минералы гранита» и проверяется по эталону.

- Какой вывод можно сделать? (Минералы разнообразны в цвете, форме, твердости и не взаимодействуют с магнитом)

( Слайд 10 )

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результатом с заданным эталоном; коррекция.

7. Включение в систему знаний и повторения

Цель – формировать у школьников самооценку.

Физкультминутка

- Что называют минералами?

-Из каких минералов состоит гранит?

- Какими свойствами различаются минералы?

-Где в повседневной жизни вы можете встретить минералы?

- Где используют минералы?

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли

Познавательные УУД:

  • оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Личностные УУД:
  • формируем установку на здоровый образ жизни.

8. Рефлексия учебной деятельности

А наш урок мне хочется закончить Синквейном

  1. Одно существительное.
  2. Два глагола
  3. Три прилагательных.
  4. Полное предложение
  5. Наречие.

( Слайд 16)

Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • умение прогнозировать дальнейшую работу;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру »

МКОУ АГО « Ачитская средняя общеобразовательная школа»



Конструкт урока по « Окружающему миру»

по учебнику О.Т. ПОГЛАЗОВА « Окружающий мир»

УМК « ГАРМОНИЯ»

4класс


Составитель: Марочкина Ирина Эдуардовна,

учитель начальных классов.









п. Ачит.

2015г.



Предмет. Окружающий мир

Тема урока. Чем различаются минералы

Тип. Урок построения системы знаний

Цель. Формирование представления о разнообразии минералов и их свойствах,

Задачи:

  1. Познакомить с основными свойствами минералов: с твёрдостью, плотностью, магнитными свойствами.

  2. Расширить представление о природных богатствах нашей страны.

  3. Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Планируемый результат:

  • знать основные свойства минералов;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • владеть навыками исследовательской работы.


УУД:

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; формирование умения выявлять сущность особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, учебник, коллекция горных пород, лупа, магнит, стальной гвоздь.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

-здоровьесберегающая технология.
















Этапы урока

Ход урока

УУД

  1. Эмоциональный настрой, мотивирование к учебной деятельности.



-Добрый день, ребята!

Поприветствуйте друг друга улыбкой, настройтесь на работу.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием,

удивлением.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова

замечательного ученого А.Е. Ферсмана « Нет во всем мире земли, где бы были так могучи силы недр…»

Личностные УУД:

  • смыслообразование;

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний, пробные учебные действия







- Как вы понимаете слово недра?

(Недра - это то, что внутри земли. По научному – литосфера)

-О каком богатстве недр говорится в эпиграфе?

( о полезных ископаемых)

Сегодня мы продолжим разговор начатый на прошлом уроке.

- Давайте вспомним, что мы узнали нового?

- От чего зависит образование горных пород?

( Зависит от условий образования: образования после извержения вулкана- базалит, гранит; после разрушения их ветром, водой и солнечными лучами; из останков растений и животных, скопившихся на дне водоема – песчаник, глина, торф, уголь.)

Образование горных пород происходит и сейчас, этот процесс длительный.

- Что такое окаменелость?

(Сохранившиеся формы древних растений и животных.)

- Что можно узнать по окаменелостям?

(По ним можно узнать, какие животные и растения населяли нашу Землю в далеком прошлом)

- Какую роль играет вода и ветер в образовании осадочных пород?

( Воду, лёд и ветер называют разрушителями и созидателями. Они ведут двойную работу- в одном месте разрушают твердые горные породы,а в другом образуют осадочные породы- песок,глину.)

-Ребята,давайте еще раз обратим внимание. С какими

понятиями мы познакомились на прошлом уроке?

(На доску вывешиваются слова: недра земли, горные породы, окаменелость,полезные ископаемые, минералы)

Регулятивные УУД:

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • умение структуировать знания

  • умение строить речевое

высказывание.








Коммуникативные:

  • постановка вопросов

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

3. Целеполагание и построение проекта выхода из проблемы.

- А какое понятие вам незнакомо?

- Что вы уже знаете о минералах?

- Хотите узнать ещё больше?

Тема нашего урока. Чем различаются минералы?

Цель- познакомиться с основными свойствами минералов и их разнообразием.

(Слайд 1.)

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания;

  • умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


4.Реализация построенного

проекта.
























5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.


Работа с учебником.

Чтобы продолжить работу дальше, давайте определим

-Что такое минералы?

Откройте учебник на странице 81.(Слайд 2.)

Рассказ учителя.

В своей жизни мы ежедневно встречаемся с различными минералами. Летом бегаешь босиком по песку, это разновидность минерала кварца. Грифель твоего карандаша сделан из минерала графита. Каждый день на обеденном столе стоит солонка с минералом галитом – поваренная соль.

Насчитывают более 4000 разных минералов. Разными бывают цвет и прозрачность минералов. Минералы могут иметь вкус и запах, различаются на ощупь. Различна и твердость минералов.

( Слайд 4, 5, 6, 7)










-Рассмотрите рисунок на странице 82 учебника. Это шкала твердости минералов.

- Назовите самый твердый минерал? (алмаз)

- Назовите самый мягкий минерал? ( тальк - из него делают детскую присыпку)

-Что мы сейчас делали? ( Рассматривали шкалу твердости минералов

- А чтобы узнать о некоторых свойствах самого твёрдого минерала, послушайте сообщение про алмаз.


( сообщения, презентация-алмаз, графит, гипс, галит.)

- Ребята, откройте учебник на стр.46-47. Посмотрите на « Физическую карту» нашей страны и рассмотрите, где находятся месторождения- алмазов, графита, галита.




Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи;

  • планирование, прогнозирование;



Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;смысловое чтение


Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.




Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Познавательные УУД:

  • знаково-символические

Физ. минутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Кто-то зайку напугал,

Зайка – прыг и убежал.

Взялись зайцы за бока,

Заплясали гопака.



Личностные УУД:

  • формируем установку на здоровый образ жизни


6.Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону

- Ребята, вы уже много узнали о свойствах и видах минералов. Сейчас все свои новые знания вы примените в практической работе « Свойства минералов»

Правила работы в группах.

У вас на парте лежат – гранит, он состоит из отдельных минералов; полевого шпата, слюды и кварца.( Слайд 8)

( Разбирается план работы)

Слайд 9.

Заполняется таблица « Минералы гранита» и проверяется по эталону.

- Какой вывод можно сделать? (Минералы разнообразны в цвете, форме, твердости и не взаимодействуют с магнитом)

( Слайд 10 )

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результатом с заданным эталоном; коррекция.

7. Включение в систему знаний и повторения


Цель – формировать у школьников самооценку.







Физкультминутка

- Что называют минералами?

-Из каких минералов состоит гранит?

- Какими свойствами различаются минералы?

-Где в повседневной жизни вы можете встретить минералы?

- Где используют минералы?








Коммуникативные УУД:

    • умение выражать свои мысли

Познавательные УУД:

    • оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Личностные УУД:

  • формируем установку на здоровый образ жизни.

8. Рефлексия учебной деятельности

А наш урок мне хочется закончить Синквейном

  1. Одно существительное.

  2. Два глагола

  3. Три прилагательных.

  4. Полное предложение

  5. Наречие.

( Слайд 16)

Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • умение прогнозировать дальнейшую работу;

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру

Автор: Марочкина Ирина Эдуардовна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока окружающего мира 3 класс "Берегите воду!" УМК Школа России. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-bierieghitie-vodu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656535"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы осенью" с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-ptitsy-osien-iu-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "102325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497053"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства