- Ребята, как вы думаете, в чём сходство и отличие музыкальных и литературных произведений? - Различие в восприятии: музыку мы слышим, а литературу читаем, Сходство в том, что музыку и литературу можно записать определёнными символами: музыку – нотами, литературу – буквами. - А есть ли у музыки развитие? - Можно ли музыку, как и литературное произведение, разделить на несколько смысловых частей? - А как в музыкальном произведении можно отличить одну часть от другой? - Эти части будут отличаться по интонации. | Предлагают различные варианты ответов. - Различие в восприятии: музыку мы слышим, а литературу читаем. Сходство в том, что музыку и литературу можно записать определёнными символами: музыку – нотами, литературу – буквами. - Есть - Да, можно Предполагают. |
- Сегодня на уроке вы узнаете, что можно определить по интонации в музыке. - Тема сегодняшнего урока «Построение музыки» - Как вы думаете, чему сегодня вы на уроке будете учиться? - Что нового узнаете? - Все вы знаете, как строится предложение. (из слов, фраз, словосочетаний) - Так и музыка имеет своё построение. - Для того, чтобы глубже осознать это, мы разучим песню. - Послушайте первую фразу Слышишь песню у ворот - Повторим. - Интонация куда идет? (вверх) - Послушайте вторую фразу То пастух овец зовет. - Повторим. - Интонация поменялась? (интонация идет вниз) - Мы выучили с вами 2 фразы, а в целом это предложение песни. - Споем. - 3 и 4 фразы. Лишь зарей зардеет небо, Он берет краюшку хлеба. - Меняется в этих фразах интонация? (нет) - Как вы думаете, что значит (зардеет небо), (краюшка хлеба)? - Споем 3 и 4 фразы. - Слушаем следующие фразы. Туру туру туруру Выйдем рано по утру. - Меняется здесь интонация? - С чем можно сравнить (туру туру туруру) - Споем первый куплет. - Как мы учили первый куплет? (по фразам, затем по предложениям) - Разучиваем 2 куплет. Сохнет светлая роса, Звонки птичьи голоса - Споём. Травы в солнце запестрели, Он играет на свирели. - Что значит запестрели? - Что такое свирель? - Давайте представим, что вы играете на свирели, покажите это. - Споем. Туру туру тарара, Нам в луга идти пора. - Как вы думаете почему в первом куплете (туру туру туруру, а во втором туру туру тарара) - Споём 2 куплета. - Эта песня называется (Пастушья), пастух сам придумал её для своих овец, и что удивительно, когда он её поёт, то стадо понимает пастуха, и песня помогает им собраться вместе. - Менялось ли в этой песне настроение? - В этой песне одно настроение, и поэтому в неё 1 часть. А называется она одночастная. - Чтобы узнать, как построена музыка, нужно услышать, сколько в ней настроений, а потом определить сколько частей. - Повторите, как узнать, сколько частей в музыке? - Что главное в музыке? - Сегодня мы с вами познакомимся с норвежским композитором Эдвардом Григом. Он родился и вырос в Норвегии, это великий композитор, музыкант и пианист. Одно из своих произведений он посвятил юноше. Произведение называется, Пер Гюнт. Этот юноша любил путешествовать, он был во многих странах, был в Пещере черного короля, и всё это время его ждала мама и любимая девушка Сольвейг. Но, к сожалению, к возвращению его из путешествия, мама умерла. Сольвейг, когда юноша вернулся, поёт ему песню. - Послушайте ее внимательно. Я задам вопросы. - Какое настроение? - Если одно настроение, то, сколько частей в этом произведении? - Как называется такое произведение, где одна часть? - Как вы думаете, почему Сольвейг выбрала эту песню? - Кто сочинил это произведение? - Кому оно было посвящено? - Кто пел? | Высказывают своё мнение. - Определять интонацию музыки, находить части музыки. - Узнаем, как строится музыка. Воспринимают. Готовятся к разучиванию песни. Слушают. Слышишь песню у ворот Повторяют. - Верх. - Интонация идет вниз. Поют. - Нет. - Зардеет- поменяется в цвете, станет красным. Краюшку - маленький кусочек. Поют. - Нет, интонация не меняется. - Со свирелью. Поют. - Запестрели - сверкают на солнышке. Свирель - музыкальный инструмент. Воображают. Показывают. - В первом куплете пастух всех зовет на луг, а во втором, созывает обратно. Поют. Осмысливают. - Нет. - Чтобы узнать, как построена музыка, нужно услышать, сколько в ней настроений, а потом определить сколько частей. - Настроение. Воспринимают. - Грустное. - 1 часть. - Одночастное. - Сольвейг очень переживала. Поэтому спела такую грустную песню. - Эдвард Григ. - Юноше. - Сольвейг. |