Музыкальное приветствие: Здравствуйте ребята(учитель) – (дети) здравствуйте, здравствуйте. Представление, озвучка темы урока, настрой детей на урок. Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Николаевна. Сегодня у вас урок музыки буду вести я.
1. Опрос д/з. О чем с вами говорили на прошлом уроке? (Ответ детей: карнавальные маски). В этом семестре мы с вами изучим новую тему. А начнем с вами именно с сегодняшнего урока.
II.Основная часть.
1. Новый материал.
Начать наш урок я хочу с эпилога, которое вы видите на доске. Эпилог. (на доске): Родина- это наша свобода, свобода жить и действовать в силу нашего разумения и понимания истины, добра, красоты и справедливости. О чем мы свами будем говорить на уроке? (Ответ детей). Что значит Родина?. (Ответ детей). С чего она начинается? ( Ответ детей). Слушание: Модеста Петровича Мусоргского «С чего начинается Родина». Родина начинается для каждого с чего-то своего. И для многих, конечно это русская музыка. Вы уже наверняка слышали и знаете, что такое народная песня, и как она возникла. И вот сегодня мы с вами начинаем большую тему: музыкальное путешествие от Руси до России. Все о чем мы будем говорить, можно назвать одним словом «Фольклор» (Иллюстрации к уроку). Что это? Что входит в фольклор?. (Ответ детей). Запись в тетрадь:
- число;
- тема;
- фольклор.
1. Фольклор- (англ.) народная мудрость. Фолькло́р входят: - Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, идеалы, принципы, создаваемые народом: (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы). Обращаю ваше внимание на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор. (Иллюстрации показ.) На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой творчества. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура. Фольклор был искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. На каждый случай или событие, была своя мелодия ( плавная, мелодичная). Бывали и такие песни, что хотелось идти в пляс. На Руси песня сопровождала человека в течении всей его жизни. С момента рождения ( колыбельная, пестушки, потешки), до самой смерти ( эпилог). С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Сопровождали песни и трудовую жизнь. Чтобы облегчить физический труд, люди помогали себе возгласами : «Эй, ухнем». А позже появилась песня «Эй ухнем». Слушание РНП «Эй ухнем» Анализ произведения. ( Иллюстрация «Бурлаки на Волге»). Люди не знали нотной грамоты, поэтому песня предавалась из поколения в поколение. Свои песни люди обращали к матушке-земле, ясному солнышку, частому дождику, темному лесу, и быстрой реке. У народных песен нет имени человека, который сочинил слова и музыку. Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. ( Видео – трек)
2. Возникновение народных песен- житейская необходимость. ( Запись в тетрадь).