kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса по теме: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве", разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д Критская. Раздел учебного курса: "Музыка и изобразительное искусство". Цель урока: расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" »



МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.



Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».




























Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.




г. Удомля


Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».


  • Цель: расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.



  • Задачи урока:

  • познакомить с сюитой «Фантазии» С. Рахманинова;

  • познакомить с концертной симфонией В. Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»;

  • развить навыки анализа музыкального произведения;

  • познакомить с понятием «Фреска», с историей её возникновения.


  • Планируемые результаты:


  • Понимать, что Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат.

  • Характерные черты творчества С. Рахманинова.

  • Уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.



  • Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, музыкальный инструмент ф-но.


  • Музыкальный материал:

Сюита для двух фортепиано «Фантазии» С. Рахманинов 3-я, 4-ая части: «Слезы», «Светлый праздник». Концертная симфония для арфы с оркестром

«Фрески Софии Киевской» В.Г. Кикта 1-я, 2-я, 8-я части: орнамент, Групповой портрет Дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи».


  • Художественный материал:

Фрески Софии Киевской.













Ход урока.


I. Организационная часть.

II. Основная часть.


  1. Актуализация знаний. (Слайд 3)


- Ребята, попробуйте отгадать загадку:


Из земли взяли,

На огне грели,

Опять в землю положили;

А как вынули — стали бить,

Чтобы мог говорить. (Колокол)


- Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Красоте голоса и внешнему убранству колокола придавалось особое значение. На колокола жертвовали, их одушевляли, давали имена и прозвища. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И конечно это находило отражение в народном творчестве.

Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям.


  1. Формулирование темы урока. Планирование деятельности. (Слайд 4)


- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».


- Составьте план, работы на уроке. Страницы 108 - 111. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


ПЛАН: (Слайд 5)


1. Познакомиться с сюитой «Фантазии» С.Рахманинова;

2. Сравнить произведения «Слезы» и «Светлый праздник» С. Рахманинова;

3. Познакомиться с концертной симфонией В. Г. Кикта «Фрески Софии Киевской»;

4. Анализировать 1-ю, 2-ю и 8-ю части симфонии В. Кикта.


III. Работа над новым материалом. (Слайд 6)

Задание 1,2: Знакомство с сюитой «Фантазии» С.Рахманинова; Сравнить произведения «Слезы» и «Светлый праздник» С. Рахманинова;

- Две колокольные музыкальные картины – заключительные части Сюиты для двух фортепиано «Фантазии» - были навеяны С. Рахманинову воспоминаниями детства. (Прочтите воспоминания на стр. 108)

- Фантазия относится к числу первых произведений, написанных после окончания консерватории. Состоит сюита из четырех частей. Первые две части - "Баркарола" и "И ночь, и любовь..." - связаны с впечатлениями счастливого лета 1890 года. Третьей части - "Слезы" - предпослано одноименное стихотворение Ф.И. Тютчева, а четвертой части «Светлый праздник» стихотворение А. Хомякова (Прочтите).


Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую порою ночной.


И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…


Слушание 3-ей части «Слезы».


- Беседа по характеру. Что произошло с «четырьмя серебряными плачущими нотами» в финале этой части.

Ответы уч-ся:


- Найденная Рахманиновым тема, интонационно варьируемая, пронизывает всю третью часть, горестно-сосредоточенную, наполненную проникновенным пением колоколов. В коде этой части слышна поступь траурного шествия, дополняющая картину скорби.


Слушание 4-ой части «Светлый праздник».

- Беседа по характеру. Какому празднику посвятил свое произведение композитор? (Пасхе) Мелодия какого песнопения получила в нем вторую жизнь? Изменилась ли она в инструментальном звучании?

Ответы уч-ся:


Древний храм златой вершиной блещет ярко…(Слайд 7)


Задание 3,4: Познакомиться с концертной симфонией В. Г. Кикта «Фрески Софии Киевской»; Анализировать 1-ю, 2-ю и 8-ю части симфонии В. Кикта.


Концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» написал Валерий Григорьевич Кикта. Симфония посвящена 1500-летию Киева. (Слайд 8) Несколько веков назад по велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии, (Слайд 9) украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. Это необычная симфония: в ней не четыре части, как принято, а девять. (Слайд 10)


- Кто знает, что такое фреска? (Слайд 11) Фре́ска (от итал.  affresco — свежий), выполняется она по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность асекко (росписи по сухому). При высыхании, содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.


Орнамент (Слайд 12) (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

Сравните два изображения (Слайд 13.) Обратите внимание на Орнамент и нотный пример «Орнамента».

Ответы уч-ся:

- Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.


- Сейчас мы совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора. (Слайд 14.) Послушайте 1-ю часть симфонии «Орнамент» и ответьте на вопросы:


  • С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?

  • Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме?


Слушание «Орнамент».

Ответы уч-ся:


- Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент?

Ответы уч-ся: Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории.

- Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси.


(Слайд 15.) - Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”. Послушайте вторую часть симфонии.


Слушание «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».


- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала?

- Будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску

.

- Найдите сходные и отличительные черты художественного воплощения образов в фресковой живописи и в музыке. (Слайд 16.)


Мелодия - поступенная

Линия - прямая

Тембр – арфа, скрипка-тремоло

Колорит - мерцающий

Форма - вариационная

Композиция – расположение частей повторное

Развитие музыки – динамическое, темповое

Развитие художественной идеи - приближение



- Попробуйте догадаться, как называется эта фреска? (Слайд 17.)

Ответы уч-ся: скоморохи

- Кто такие скоморохи?

Ответы уч-ся: СКОМОРОХИ - странствующие актеры Древней Руси. Певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.


- Послушайте 8-ю часть симфонии «Скоморохи». Какие особенности музыкального языка можно отметить в этой части?

Слушание «Скоморохи».


- Почему композитор ввел в симфонию образы народных весельчаков и балагуров – скоморохов?

Ответы уч-ся: Композитор в симфонии обращается к образам народной жизни. Пришли скоморохи на площадь, чтобы развеселить народ, дать ему радость и отдых от трудов тяжелых праведных.



IV. Подведение итогов.


- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 18)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока? (Ответы уч-ся)

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 08.03.2015

Номер свидетельства: 183291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему " Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873077"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "презентация к уроку "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-k-uroku-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224400"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438775649"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) ""Мир русской песни" разрабтка урока для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(41) "mirrusskoipiesnirazrabtkaurokadlia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "271035"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451362245"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства