Конспект урока музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Конспект урока музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Конспект урока музыки для 5 класса по теме: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве", разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д Критская. Раздел учебного курса: "Музыка и изобразительное искусство". Цель урока: расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" »
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.
Задачи урока:
познакомить с сюитой «Фантазии» С. Рахманинова;
познакомить с концертной симфонией В. Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»;
развить навыки анализа музыкального произведения;
познакомить с понятием «Фреска», с историей её возникновения.
Планируемые результаты:
Понимать, что Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат.
Характерные черты творчества С. Рахманинова.
Уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Сюита для двух фортепиано «Фантазии» С. Рахманинов 3-я, 4-ая части: «Слезы», «Светлый праздник». Концертная симфония для арфы с оркестром
«Фрески Софии Киевской» В.Г. Кикта 1-я, 2-я, 8-я части: орнамент, Групповой портрет Дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи».
Художественный материал:
Фрески Софии Киевской.
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
Актуализация знаний.(Слайд 3)
- Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Из земли взяли,
На огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули — стали бить,
Чтобы мог говорить. (Колокол)
- Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Красоте голоса и внешнему убранству колокола придавалось особое значение. На колокола жертвовали, их одушевляли, давали имена и прозвища. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И конечно это находило отражение в народном творчестве.
Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.
Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям.
Формулирование темы урока. Планирование деятельности.(Слайд 4)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
- Составьте план, работы на уроке. Страницы 108 - 111. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
ПЛАН: (Слайд 5)
1. Познакомиться с сюитой «Фантазии» С.Рахманинова;
2. Сравнить произведения «Слезы» и «Светлый праздник» С. Рахманинова;
3. Познакомиться с концертной симфонией В. Г. Кикта «Фрески Софии Киевской»;
4. Анализировать 1-ю, 2-ю и 8-ю части симфонии В. Кикта.
III. Работа над новым материалом. (Слайд 6)
Задание 1,2: Знакомство с сюитой «Фантазии» С.Рахманинова; Сравнить произведения «Слезы» и «Светлый праздник» С. Рахманинова;
- Две колокольные музыкальные картины – заключительные части Сюиты для двух фортепиано «Фантазии» - были навеяны С. Рахманинову воспоминаниями детства. (Прочтите воспоминания на стр. 108)
- Фантазия относится к числу первых произведений, написанных после окончания консерватории. Состоит сюита из четырех частей. Первые две части - "Баркарола" и "И ночь, и любовь..." - связаны с впечатлениями счастливого лета 1890 года. Третьей части - "Слезы" - предпослано одноименное стихотворение Ф.И. Тютчева, а четвертой части «Светлый праздник» стихотворение А. Хомякова (Прочтите).
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…
Слушание 3-ей части «Слезы».
- Беседа по характеру. Что произошло с «четырьмя серебряными плачущими нотами» в финале этой части.
Ответы уч-ся:
- Найденная Рахманиновым тема, интонационно варьируемая, пронизывает всю третью часть, горестно-сосредоточенную, наполненную проникновенным пением колоколов. В коде этой части слышна поступь траурного шествия, дополняющая картину скорби.
Слушание 4-ой части «Светлый праздник».
- Беседа по характеру. Какому празднику посвятил свое произведение композитор? (Пасхе) Мелодия какого песнопения получила в нем вторую жизнь? Изменилась ли она в инструментальном звучании?
Ответы уч-ся:
Древний храм златой вершиной блещет ярко…(Слайд 7)
Задание 3,4: Познакомиться с концертной симфонией В. Г. Кикта «Фрески Софии Киевской»; Анализировать 1-ю, 2-ю и 8-ю части симфонии В. Кикта.
Концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» написал Валерий Григорьевич Кикта. Симфония посвящена 1500-летию Киева. (Слайд 8) Несколько веков назад по велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии, (Слайд 9) украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. Это необычная симфония: в ней не четыре части, как принято, а девять. (Слайд 10)
- Кто знает, что такое фреска? (Слайд 11) Фре́ска (от итал. affresco — свежий), выполняется она по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность асекко (росписи по сухому). При высыхании, содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Орнамент (Слайд 12) (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов
Сравните два изображения (Слайд 13.) Обратите внимание на Орнамент и нотный пример «Орнамента».
Ответы уч-ся:
- Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.
- Сейчас мы совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора. (Слайд 14.) Послушайте 1-ю часть симфонии «Орнамент» и ответьте на вопросы:
С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?
Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме?
Слушание «Орнамент».
Ответы уч-ся:
- Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент?
Ответы уч-ся: Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории.
- Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси.
(Слайд 15.) - Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”. Послушайте вторую часть симфонии.
Слушание «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».
- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала?
- Будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску
.
- Найдите сходные и отличительные черты художественного воплощения образов в фресковой живописи и в музыке. (Слайд 16.)
Мелодия - поступенная
Линия - прямая
Тембр – арфа, скрипка-тремоло
Колорит - мерцающий
Форма - вариационная
Композиция – расположение частей повторное
Развитие музыки – динамическое, темповое
Развитие художественной идеи - приближение
- Попробуйте догадаться, как называется эта фреска? (Слайд 17.)
- Послушайте 8-ю часть симфонии «Скоморохи». Какие особенности музыкального языка можно отметить в этой части?
Слушание «Скоморохи».
- Почему композитор ввел в симфонию образы народных весельчаков и балагуров – скоморохов?
Ответы уч-ся:Композитор в симфонии обращается к образам народной жизни. Пришли скоморохи на площадь, чтобы развеселить народ, дать ему радость и отдых от трудов тяжелых праведных.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 18)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока? (Ответы уч-ся)
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)