kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Импрессионизм в музыке и живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Импрессионизм в музыке и живописи". Раздел II полугодия "Музыка и изобразительное искусство". Цель урока: раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников-импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Импрессионизм в музыке и живописи" »

МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки

в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.



Тема урока:

«Импрессионизм в музыке и живописи».












































Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.




г. Удомля

Цель: раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников-импрессионистов и музыки К. Дебюсси.


Задачи урока:

  • расширять представление о направление французского искусства второй половины XIX в. – импрессионизм;

  • показать, что явление музыкального стиля – наиболее общее, опорное для искусства понятие, без осознания которого невозможно полноценное приобщение к музыкальному искусству;

  • знакомить с творчеством художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов.


Планируемые результаты:

  • Знать особенности импрессионизма, как художественного стиля.

  • Найти ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.

  • Передать свои впечатления в устной и творческой форме.

  • Уметь определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация,

музыкальный инструмент


Музыкальный материал:

«Диалог ветра с моря» из симфонической сюиты «Море» Клод Дебюсси, Римский-Корсаков «Океан – море синее», «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», Лунный свет (№3), «Кукольный кек-уок» Клод Дебюсси.


Художественный материал:

Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Пьер Огю́ст Ренуа́р. «Впечатление. Восход солнца» Клод Моне, Пабло Пикассо «Три музыканта»






Ход урока.

I. Организационная часть.

II. Основная часть.


  1. Актуализация знаний. (Слайд 3)

– Напомните, пожалуйста, тему прошлого урока. («Музыка на мольберте»). Давайте вспомним с творчеством, какого композитора-художника мы знакомились? (М.Чюрленисом) Какие произведения живописи мы разбирали? (Триптих «Сказка. Путешествие королевны», «Сотворение мира», «Соната Море»). Какие музыкальные произведения мы слушали? (Прелюдии, симфоническая Поэма «Море»).

- Сегодня мы познакомимся с новым направлением, как в изобразительном искусстве, так и в музыкальном.

  1. Формулирование темы урока. Планирование деятельности. (Слайд 4)

- Откройте учебник на странице 142 прочтите тему урока и составьте план.

Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи».

План: (Слайд 5)

  • познакомиться с творчеством художников-импрессионистов;

  • анализировать картину Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»;

  • послушать музыкальные произведения французского композитора Клода Дебюсси;

  • сравнить музыку К. Дебюсси с картинами художников-импрессионистов.


  1. Работа над новым материалом.


Импрессионизм возник почти одновременно в живописи и в поэзии, позднее его влияние распространилось на скульптуру, музыку, литературу, театр. Импрессионизм (от французского слова impression – впечатление).

Движение импрессионистов создавали французские художники Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Пьер Огю́ст Ренуа́р. (Слайд 6,7) В своих картинах художники старались отразить мимолетные впечатления от реально существующего мира, выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете.

Давайте познакомимся с творчеством французского художника Клода Моне. (Слайд 8).

(Слайд 9) Рассмотрим репродукции нескольких картин К. Моне. Остановимся на картине «Впечатление. Восход солнца».

Замысел картины художник передал такими словами: «Как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней».

Ответьте на вопросы:

Что является центром композиции картины?

- Оранжевый круг солнца.

В каком направлении поднимается солнце?

- Из утренней мглы – навстречу зрителю.

В какие тона окрашивает солнце небо и воду?

- В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.

Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда?

- Лодки – темные силуэты на воде; краны; линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано влажным туманом.


Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колоритностью.

(Слайд 10) Клод Дебюсси – выдающийся французский композитор. Основоположник импрессионизма в музыке. Его музыка наполнена светом, прозрачна и невесома. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы» (произведение графического искусства), «Эскизы», «Этюды» и т.д.


Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова. Послушайте фрагмент «Диалог ветра с моря» из симфонической сюиты «Море» Клода Дебюсси и сравните с произведением Римского-Корсакова «Океан – море синее» (вступление к опере Садко).

Слушание: «Диалог ветра с моря», «Океан – море синее».

Что между ними общего?

Каковы особенности музыки этих фрагментов, рисующих морской пейзаж?

Ответы уч-ся: Так же как и Римский-Корсаков, Дебюсси рисует разное море: из неподвижной, застывшей картины спокойного моря в начале части развивается картина бури.


(Слайд 11)

«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе» - так назвал одну из фортепианных прелюдий К. Дебюсси.


Название большинства прелюдий звучат как поэтические строки:

«Что видел западный ветер», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна»…

Музыке Дебюсси очень близки акварельные краски и постельные тона. Частыми обозначениями характера исполнения произведений являются не указания темпа, а такие замечания, как «вполголоса», «шепотом», «напевая».

Слушание прелюдии «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе».

- Есть в этом произведении ярко выраженная мелодия?

- Каковы особенности ее строения? (Взлет-падение, вопросительность).

- Какие особенности ритма передают мгновенность впечатлений? (Чередование движения и остановок).

- Благодаря каким приемам композитор достигает живописности в музыке? (Причудливые звучания, на фоне которых появляются неожиданные яркие всплески, возникающие и исчезающие в одно мгновение).

(Слайд 12)

На следующем слайде мы видим Репродукцию картины «Руанский собор» Клода Моне. Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в период с 1892 по 1893 гг.

  • В свете восходящего солнца

  • В полдень

  • В солнце

  • Закат


Прослушивание прелюдии «Лунный свет» К. Дебюсси.

- Какую картину вы увидели, слушая эту музыку?

- Какая она по характеру?

Ответы уч-ся: Таинственная, завороженная, утонченная, изысканная, прозрачная, кружевная оркестровка.

- С какими чувствами человека, любующегося ночным пейзажем, связаны яркие звучности в средней части прелюдии?

Ответы уч-ся: Восторг, восхищение красотой ночи.


Слушание интерпретации «Лунный свет» (Сравнить произведения).

Сделайте вывод о прослушанной музыке К. Дебюсси


В ы в о д: Все эти произведения можно отнести к пейзажным зарисовкам Дебюсси. Они изображают очарование, красоту и зыбкость окружающего мира, выражают тонкость и свежесть человеческих ощущений, завороженность красотой.




(Слайд 13) Ярким контрастом этой музыке послужит следующее произведение Дебюсси. Фортепианную сюиту «Детский уголок» он посвятил своей маленькой дочке Шушу, когда она только училась играть на фортепиано. Мы послушаем финал сюиты «Кукольный кек-уок» - это модный в начале XX века танец американских негров. Слово кек-уок с английского переводится шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику). Дебюсси написал эту музыку под впечатлением от американского шоу в Париже, где актеры копировали произношение, жесты, пластику негров. Интонации и ритмы нового искусства – джаза, который зародился в Америке, пронизывают эту фортепианную миниатюру.

Слушание «Кукольный кек-уок».


- Каков характер звучания этой пьесы?

Ответы уч-ся: Яркий, прыгающий, озорной, резкий.

- Посмотрите картину Пабло Пикассо и попробуйте дать ей название.

Ответы уч-ся:

- Эта картина называется «Три музыканта».

- Кто знает, как называется это направление в изобразительном искусстве?

- Куби́зм - направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием геометрических условных форм.

- Какая музыка звучит с этой картины?

Ответы уч-ся: яркая, современная, с острыми ритмами.

- В чем сходство языка картины и музыкальной пьесы «Кукольный кек-уок»?

Ответы уч-ся: Характер звучания этой пьесы, передающий угловатость танцевальных кукольных движений, напоминающих шарж, изломанность мелодической линии, озорной синкопированный ритм - неожиданные ударения, акценты на слабой доле, паузы вместо ожидаемых тонов перекликаются с особенностями Кубизма – художественного стиля. Для изображения музыкантов художник использовал деформированные геометрические фигуры.


III. Подведение итогов.

Какой вывод мы можем сделать по творчеству композитора К. Дебюсси.


В ы в о д: Приверженность композитора импрессионизму, но в то же время интерес к новым современным ритмам джаза, которые впервые ввел в классическую Европейскую фортепианную музыку.

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 14)

Ответы уч-ся:

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "Импрессионизм в музыке и живописи"

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока музыки в 5 классе Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-tiema-uroka-impriessionizm-v-muzykie-i-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "207398"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430425500"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Открытый урок по музыке на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи»"
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi_urok_po_muzyke_na_temu_impressionizm_v_muzyke_i_zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "480832"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1539692340"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока музыки, презентация к уроку. "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-muzyki-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "220974"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434977536"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Импрессионизм в музыке и живописи "
    ["seo_title"] => string(36) "impriessionizm-v-muzykie-i-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "172323"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423807968"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по истории "Серебряный век русской культуры""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_po_istorii_sieriebrianyi_viek_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "361495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479824886"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства