Тема: «Счет десятками».
Цель: Ввести новую счетную единицу – десяток.
Задачи: 1) Закрепить состав числа 10, счет в пределах 10, навыки решения задач.
2) Развивать умение самостоятельно проводить анализ задач.
3) Развивать аналитическое и логическое мышление, речь, математические способности.
Оборудование: счетные палочки, модели треугольников (у каждого учащегося), карточки для выполнения действий с десятками.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1) - Счет до 20 вперед и обратно.
- Счет двойками до 20.(По рядам.)
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
Введение в практику счета десятками.
- Сколько в одном десятке единиц? (Десять - показать)
- Добавим к нему другой треугольник. Что получилось? (Два десятка.)
- Какое действие совершили? (Сложение.)
- Какие единицы счета использовали? (Десятки.)
- Выполним действие вычитания.
- Какой можете сделать вывод?
- Итак, о чем будем сегодня говорить на уроке? (О десятках.) Что мы будем с ними делать? (Считать, производить действия.)
- Вспомните, что мы еще считаем десятками? Где вы встречались с этой единицей счета? (В магазине при покупке яиц, пуговиц, тетрадей и др.)
- Решите задачу, записав выражение графически.
Купили 8 десятков пуговиц. 6 десятков использовали при пошиве костюмов. Сколько пуговиц осталось?
- Удобно ли записывать решение с помощью графических моделей?
- Поэтому будем записывать так:
8д - 6д = 2д (п.)
Ответ: 2 д пуговиц.
IV. Физкультминутка.
V. Первичное закрепление.
1. Действия с десятками.
- Составьте задачи по рисункам.
- О чем будет задача? (О десятках карандашей.)
Было 2 десятка карандашей, купили еще 3 десятка карандашей. Сколько десятков карандашей стало?
- Что надо найти часть или целое? Каким действием находим целое? Прочитайте запись решения. Что получили в результате?
Было 5 десятков яиц. 3 десятка яиц съели. Сколько десятков яиц осталось?
№ 2, с. 46.
Решение примеров с комментированием.(1 столбик - дети выходят к доске, 2 столбик – с места, 3 столбик - самостоятельно.)
К 7 десяткам прибавить 2 десятка, получится 9 десятков.
Из 10 десятков вычесть 4 десятка, будет 6 десятков. И т.д.
2. Решение задач.
№ 3, с. 46.
а) б) Устно.
- Что известно? Что нужно найти? Каким действием? Какой получим ответ?
а) 3 д + 2 д = 5 д (тет.)
Ответ: всего 5 д тетрадей.
б) 5 д – 4 д = 1 д (ор.)
Ответ: на 1 д орехов меньше заготовила первая белочка, чем вторая.
3. Сравнение чисел и выражений.
VI. Итог.