Цели урока: познакомить учащихся с квадратом как с частным случаем прямоугольника;
научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение
периметра квадрата;
закреплять умения выполнять вычисления изученных видов; решать задачи;
развивать логическое мышление, память;
воспитывать организованность, внимательное отношение к мнению других
людей, стремление к познанию нового.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать квадрат среди других геометрических фигур, выполнять чертёж квадрата на клетчатой бумаге, выполнять вычисления изученных видов; решать задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах и группах, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению одноклассников; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: демонстрационные геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадраты, треугольник, трапеция); линейки, прямоугольные треугольники, раздаточный материал для групповой работы (прямоугольники, квадраты), цветные карандаши, учебники, тетради, ноутбук, мультимедийная презентация, проектор, цветки самооценки, карточки с заданиями.
Ход урока
Орг. момент.
Математика – королева наук!
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтёшь,
Что почём, не узнаешь,
А узнав, не поймёшь.
Актуализация знаний.
Устный счёт.
Сосчитай по цепочке. (Слайд презентации)
Продолжи ряд чисел: (Слайд презентации)
У. – С помощью цветка самооценки оцените свою работу на устном счёте. Закрасьте лепесток №1. (Зелёный цвет – считал верно, работал активно; жёлтый цвет – допустил 1,2 ошибки; красный цвет – было очень трудно считать, допустил много ошибок.)
III. Самоопределение к деятельности.
У. – Давайте определим тему урока, выполнив следующее задание – уберите лишнюю фигуру. ( На доске прикреплены геометрические фигуры: круг, треугольник, трапеция, прямоугольник, 2 квадрата.
Учащиеся убирают круг, т.к. эта фигура не имеет углов.)
У. – Уберите ещё лишнюю фигуру.
(Учащиеся убирают треугольник, т.к. эта фигура имеет 3 угла.)
У. – Уберите ещё лишнюю фигуру.
(Учащиеся убирают трапецию, т.к. эта фигура не имеет прямых углов. На доске остаются 2 квадрата и прямоугольник.)
У. – Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались на доске. Уберите лишнюю фигуру.
У.- Сегодня на уроке вы познакомитесь с квадратом, научитесь чертить квадрат, находить его периметр, закрепите умения выполнять вычисления и решать задачи.
IY. Работа по теме урока.
Практическая работа. (Работа в парах.)
У. – Проверьте с помощью прямоугольного треугольника, являются ли четырёхугольники, которые лежат у вас на партах, прямоугольниками? ( Дети проверяют. Все фигуры прямоугольники.)
- Используя линейку, измерьте стороны прямоугольников, и найдите прямоугольник, у которого все стороны равны. (Оранжевый прямоугольник).
- Подведём итог: что вы можете сказать об оранжевом прямоугольнике? ( У него 4 прямых угла и все стороны равны).
- Сформулируйте правило, что такое квадрат? ( Заслушиваются ответы учащихся. )
- Прочитайте правило в учебнике на стр.34.
- Оцените свою работу, закрасьте лепесток №2.
2. Упражнение в черчении квадрата.
У. – Какие инструменты нам потребуются, чтобы начертить квадрат?
(Линейка, прямоугольный треугольник или модель прямого угла, простой карандаш.)
- Посмотрите алгоритм выполнения чертежа квадрата. (Слайд презентации.)
- Обратите внимание, что на чертеже указана длина одной стороны. Почему?
( Стороны квадрата одинаковы.)
- Как найти периметр этого квадрата?
( Периметр – это сумма длин всех сторон. Поэтому, чтобы найти периметр этого квадрата, мы должны сложить длины четырёх сторон: 9+9+9+9=36 (см).)
3. Самостоятельная работа по учебнику: стр. 34, №3
( Способ проверки: 1. Правильность выполнения чертежа квадрата в парах. 2. Нахождение периметра квадрата запись на доске: 4+4+4+4=16см
4. Вывод по теме:
У. – Какую геометрическую фигуру вы начертили? (Квадрат.)
- Какая фигура называется квадратом? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны.)
- Как найти периметр квадрата? (Сложить длины четырёх сторон.)
- Оцените свою работу, закрасив лепесток №3.
Y. Физминутка.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
Теперь руками по сторонам его веди.
Рисуй теперь квадрат. Получилось? Очень рад!
Зажмурь глаза, теперь открой.
Работать будем мы с тобой.
YI. Закрепление ранее изученного.
Решение задач. (Работа в группах).
1 группа: У Вити 12 фломастеров, а у Саши на 6 фломастеров больше.
Придумайте вопрос, чтобы задача решалась так: 12+ (12+6).
2 группа: У Вити 12 фломастеров, а у Саши на 6 фломастеров больше.
Придумайте вопрос, чтобы задача решалась так: 12+6.
3 группа: У Вити 12 фломастеров, а у Саши 6 фломастеров.
Придумайте вопрос, чтобы задача решалась так: 12- 6.
(Заслушиваются ответы групп.)
У. – Оцените свою работу в группах. Закрасьте лепесток №4.
- Запишем в тетрадях решение составной задачи.
YII. Подведение итогов урока.
- Что вы узнали о квадрате сегодня на уроке?
- Какое задание вам показалось трудным?
- Сосчитайте, сколько квадратов? (Слайд презентации.)
YIII. Рефлексия.
- Поставьте свои цветки самооценки в вазу на доске.
(Выставление отметок.)
Д.З. №5,7 (стр. 34).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по математике на тему "Квадрат" »
План – конспект открытого урока
по математике во 2а классе
(программа «Школа России»)
учителя начальных классов
Глазкрицкой Натальи Викторовны
Тема урока: «Квадрат».
Цели урока: познакомить учащихся с квадратом как с частным случаем прямоугольника;
научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение
периметра квадрата;
закреплять умения выполнять вычисления изученных видов; решать задачи;
развивать логическое мышление, память;
воспитывать организованность, внимательное отношение к мнению других
людей, стремление к познанию нового.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать квадрат среди других геометрических фигур, выполнять чертёж квадрата на клетчатой бумаге, выполнять вычисления изученных видов; решать задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах и группах, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению одноклассников; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: демонстрационные геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадраты, треугольник, трапеция); линейки, прямоугольные треугольники, раздаточный материал для групповой работы (прямоугольники, квадраты), цветные карандаши, учебники, тетради, ноутбук, мультимедийная презентация, проектор, цветки самооценки, карточки с заданиями.
Ход урока
Орг. момент.
Математика – королева наук!
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтёшь,
Что почём, не узнаешь,
А узнав, не поймёшь.
Актуализация знаний.
Устный счёт.
Сосчитай по цепочке. (Слайд презентации)
Продолжи ряд чисел: (Слайд презентации)
3, 6, 9, …
16, 14, 12, …
1, 2, 4, 7, …
20, 19, 17, 14, …
У. – С помощью цветка самооценки оцените свою работу на устном счёте. Закрасьте лепесток №1. (Зелёный цвет – считал верно, работал активно; жёлтый цвет – допустил 1,2 ошибки; красный цвет – было очень трудно считать, допустил много ошибок.)
III. Самоопределение к деятельности.
У. – Давайте определим тему урока, выполнив следующее задание – уберите лишнюю фигуру. ( На доске прикреплены геометрические фигуры: круг, треугольник, трапеция, прямоугольник, 2 квадрата.
Учащиеся убирают круг, т.к. эта фигура не имеет углов.)
У. – Уберите ещё лишнюю фигуру.
(Учащиеся убирают треугольник, т.к. эта фигура имеет 3 угла.)
У. – Уберите ещё лишнюю фигуру.
(Учащиеся убирают трапецию, т.к. эта фигура не имеет прямых углов. На доске остаются 2 квадрата и прямоугольник.)
У. – Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались на доске. Уберите лишнюю фигуру.
У.- Сегодня на уроке вы познакомитесь с квадратом, научитесь чертить квадрат, находить его периметр, закрепите умения выполнять вычисления и решать задачи.
IY. Работа по теме урока.
Практическая работа. (Работа в парах.)
У. – Проверьте с помощью прямоугольного треугольника, являются ли четырёхугольники, которые лежат у вас на партах, прямоугольниками? ( Дети проверяют. Все фигуры прямоугольники.)
- Используя линейку, измерьте стороны прямоугольников, и найдите прямоугольник, у которого все стороны равны. (Оранжевый прямоугольник).
- Подведём итог: что вы можете сказать об оранжевом прямоугольнике? ( У него 4 прямых угла и все стороны равны).
- Сформулируйте правило, что такое квадрат? ( Заслушиваются ответы учащихся. )
- Прочитайте правило в учебнике на стр.34.
- Оцените свою работу, закрасьте лепесток №2.
2. Упражнение в черчении квадрата.
У. – Какие инструменты нам потребуются, чтобы начертить квадрат?
(Линейка, прямоугольный треугольник или модель прямого угла, простой карандаш.)
- Посмотрите алгоритм выполнения чертежа квадрата. (Слайд презентации.)
- Обратите внимание, что на чертеже указана длина одной стороны . Почему?
( Стороны квадрата одинаковы.)
- Как найти периметр этого квадрата?
( Периметр – это сумма длин всех сторон. Поэтому, чтобы найти периметр этого квадрата, мы должны сложить длины четырёх сторон: 9+9+9+9=36 (см).)
3. Самостоятельная работа по учебнику: стр. 34, №3
( Способ проверки: 1. Правильность выполнения чертежа квадрата в парах. 2. Нахождение периметра квадрата запись на доске: 4+4+4+4=16см
4 . Вывод по теме:
У. – Какую геометрическую фигуру вы начертили? (Квадрат.)
- Какая фигура называется квадратом? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны.)
- Как найти периметр квадрата? (Сложить длины четырёх сторон.)
- Оцените свою работу, закрасив лепесток №3.
Y. Физминутка.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
Теперь руками по сторонам его веди.
Рисуй теперь квадрат. Получилось? Очень рад!
Зажмурь глаза, теперь открой.
Работать будем мы с тобой.
YI. Закрепление ранее изученного.
Решение задач. (Работа в группах).
1 группа: У Вити 12 фломастеров, а у Саши на 6 фломастеров больше.
Придумайте вопрос, чтобы задача решалась так: 12+ (12+6).
2 группа: У Вити 12 фломастеров, а у Саши на 6 фломастеров больше.
Придумайте вопрос, чтобы задача решалась так: 12+6.
3 группа: У Вити 12 фломастеров, а у Саши 6 фломастеров .
Придумайте вопрос, чтобы задача решалась так: 12- 6.
(Заслушиваются ответы групп.)
У. – Оцените свою работу в группах. Закрасьте лепесток №4.
- Запишем в тетрадях решение составной задачи.
YII. Подведение итогов урока.
- Что вы узнали о квадрате сегодня на уроке?
- Какое задание вам показалось трудным?
- Сосчитайте, сколько квадратов? (Слайд презентации.)
YIII. Рефлексия.
- Поставьте свои цветки самооценки в вазу на доске.