Конспект урока по литературному чтению "Вот север тучи нагоняя..."
Конспект урока по литературному чтению "Вот север тучи нагоняя..."
Цели урока: Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы. Оборудование: иллюстрации с картинами природы, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Вот север тучи нагоняя..."»
Александр Сергеевич Пушкин
«Вот север, тучи нагоняя…»
Цели урока: Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы. Оборудование: иллюстрации с картинами природы, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока I. Организационный момент II. Подготовка к восприятию нового произведения. 1) Рассказ учителя о поэме и времени его творчества. Цель: расширить кругозор детей; привлечь внимание их к изучаемому произведению. Москва подарила миру много великих писателей и поэтов: здесь родился и А.С.Пушкин. Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи еще ребенком. Известен такой факт: как-то мальчик долго не засыпал, ворочался на постели. Его спросили: «Почему, Саша, не спишь?» — «Сочиняю стихи»,- ответил мальчик. У отца была большая библиотека, здесь Саша проводил долгие часы за чтением, читал все, что попадалось под руку. К семи годам он уже свободно читал, говорил и писал по-французски, а русской грамоте его выучила бабушка. Страсть поэта к сочинительству упрочилась в период его обучения в Царскосельском лицее. В эти годы Сашу часто находили в укромных уголках, спрятавшегося от чужих глаз, сосредоточенного и задумчивого. Его не трогали, знали, что он сочиняет стихи. Великий поэт наградил нас, оставив более тысячи стихов. - Ребята, стихотворение, которое мы будем сегодня читать, называется «Вот север тучи нагоняя…»- это отрывок из романа «Евгений Онегин». - О чем вы подумали, когда я произнесла это название? (о зиме). III. Первичное чтение текста. Цель: создать целостное восприятие текста, дать образу выразительное чтение. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина. Из него мы узнаем, как поэт воспринимал русскую зиму, как ее изображал, какое чувство вызывало у него наступление зимы. (Стихотворение читает учитель). IV. Проверка первичного восприятия. Цель: проверить, как дети восприняли содержание стихотворения. - Что вас в стихотворении удивило? (поэт приветствует приход зимы, как человека) - Что запомнилось больше всего? (пришла зима, одела деревья, рады все зиме). Теперь возьмите карандаши и, отмечая слова-картины, читайте стихотворение вполголоса. V. Повторное чтение. совершенствовать навык чтения: вполголоса
самостоятельно,
вслух по цепочке. VI. Словарная работа. - Какие вы подчеркнули слова? (идет, пришла, повисла, легла, в эпитетах: матушка зима, волшебница зима). VII. Анализ произведения. учить видеть красивое в природе; учить находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы. - Но ведь зима — явление природы и по настоящему идти, повиснуть, лечь, резвиться не может. - Кто может это делать? (люди). - А если поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает? (делает живыми). - Да, одушевляет, делает их живыми, зима становится героем стихотворения. - Какие картины прихода зимы нарисовал поэт, какие использовал слова для своих картин? Физкультминутка. Перечитывание произведения. - Какие слова вы подчеркнули к 1 картине? - вот север тучи нагоняя... -темные тучи, воет ветер , холодно - Какие краски вы использовали для 1-ой картины?(мрачные, погода ждет прихода зимы) - А следующая картина какая? (светлая, радостная) - идет волшебница зима -зима пришла, рассыпалась — кругом белеет свежий снег, деревья убраны в снежный наряд. - Как об этом говорит автор? Клоками повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами.Среди полей вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла с пышной пеленою.Клоками снега повисла на дубах; а в поле — по холмам; чистый снег искрится и лежит волнами; не видно реки; на ней и ее берегах лежит пушистый снег. Вся картина озарена солнечным светом. Блеснул мороз. И рады мы проказам Проказам матушки зимы,Люди радуются зиме. Людям не сидится дома, они вышли на воздух: Кто гуляет, кто катается на санях. Особенно рады зиме дети. Они играют в снежки, бегают. Рады зиме и животные. - О каких проказах зимы может идти речь в стихотворении? (Проказами поэт называет все то, что сделал мороз). Зима: зима все укутала снегом, заковала льдом реки, заморозила все кругом. - Ребята, какое настроение у вас создалось после чтения стихотворения? VIII. Подготовка к выразительному чтению. - Как мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно). - Правильно. Тон не может быть заунывным, он скорее торжественный: наступает значительное событие в природе приход зимы. Идет волшебница зима. - В каком темпе: быстро, умеренно или медленно? (темп чтения ровный, четкий) - Ребята, выделите с помощью голоса важные слова и словосочетания. - Прочтите, какие чудеса творит « волшебная зима». (пришла, рассыпалась, повисла, легла коврами, брега сравняла). - Что еще важно соблюдать при чтении стихотворения? (стихотворные паузы, ритм). - А еще, ребята, важно соблюдать смысловые и грамматические паузы внутри строки. Так слова: дохнул, завыл - четко отделяются друг от друга, а перед тире делается значительная пауза, показывается результат наступления зимы. Обратите внимание на чтение строки: Пришла, рассыпалась. После слова рассыпалась - нужна пауза, т.к. слово клоками относится к следующей строфе: Клоками повисла на суках дубов. - Какое предложение необходимо отделить от предшествующей части паузой и почему? (И рады мы проказам матушки- зимы - показывает, как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному гостю). - Какое предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница зима, потому что она как добрая волшебница радует всех). - Правильно, ребята. Поэтому предложение - И рады мы проказам матушки - зимы — читается несколько ускоренно, бодро, с подъемом, как выражается радость от прихода зимы. IХ. Выразительное чтение. Осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет ипочему? - Вам понравилось, как поэт описал зимний пейзаж? (да, очень, точно, выразительно) - Прочитайте выразительно стихотворение, при чтении старайтесь передать картину настроения зимы так, чтобы они как живые предстали перед слушателями, понравились им. - Послушайте, как стихотворение читают эти дети (лучшие ученики). Внимательно прислушайтесь к темпу чтения, послушайте, как чтец произносит конец стихотворной строки. Х. Беседа по содержанию картины К.Ф. Юона «Зима». Среди картин, которые вы видите, отыщите картину, которая подходит к стихам А.С.Пушкина. - Что общего в содержании, в настроениях этих двух? - Как изображены люди и природа? (Природа волшебная. Все кругом бело, а деревья одели снежные шапки, стали нарядно-белыми, причудливыми. Их ветки напоминают нам сказочные существа. - Рады ли люди зиме? - Как это доказать? (На картине все изображено в движении. Им хочется двигаться в этот чудесный, зимний день). - Правильно, ребята, картина напоминает по содержанию и настроению стихотворение А.С.Пушкина. - Какие строки стихотворения особенно близки к картине? (И рады мы проказам матушки зимы). ХI. Итог урока. - Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к зимним картинам волшебницы зимы). - Как поэту удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее настроения? (Тон торжественный, выражения использует: идет волшебница зима. Говорит: пришла, рассыпалась, и как бы, подведя итог всему, говорит в конце стихотворения: И рады мы проказам матушки-зимы, как своей родной маме). ХII. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.