kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока по литературному чтению, 2 класс. Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомить обучающихся с произведениями о зиме русских поэтов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по литературному чтению, 2 класс. Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»»



Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа д. Новые Ивайтенки

Унечского района Брянской области











План – конспект урока

по литературному чтению



2 класс

Лирические стихотворения А.С. Пушкина

«Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!

Крестьянин торжествуя…»













Учитель: Малышева Л. А.





Цели урока:Познакомить учащихся с отрывком из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, совершенствовать навыки чтения, приобретённые во 2-м классе.Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, память, творческие способности, деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности художественных образов, созданных с помощью слова.

Планируемые результаты: Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять в тексте красочные, яркие определения (эпитеты); придумывать свои эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования; находить авторские сравнения и подбирать свои.

Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: осуществляют действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Оборудование: презентация

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

     Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.       

  1. Речевая разминка

- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

Чтение чистоговорок.

Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Су-су-су – было холодно в лесу.

На дворе дрова топорами рубят. Чтение скороговорки.


На дворе дрова, у дров детвора.

Пятиминутка чтения.

- А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).

Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний.

- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

- Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?

- Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.

Все свои мысли, желания, свое настроение авторы произведений передают нам через свои творения.. А задача наша как читателей - понять всё, чем хотел рассказать автор. Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт.

IV.Работа по теме урока.

- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…

(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…

В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…

Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою 
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

- Какая картина вам больше всего понравилась?

- А в жизни, какое время года больше нравится?

- Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?

Повторное чтение и углублённый анализ.

- Какие картины представлялись во время чтения?

Пелена–покров, покрывало.

Недвижная река–неподвижная река.

- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл, зима идёт, рассыпалась, клоками повисла, легла, сровняла…”Это приёмы олицетворения

- А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?

- Разве мороз может блестеть?

- Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.

Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.

- Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.

- А какой снег: первый или нет?

- Как у Пушкина сказано про первый снег?

- А когда он блестит?

- Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?

- Что сравнивается с пеленой?

- Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.

- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?

- Почему так думаете?

- Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?

- Почему поэт называет зиму “волшебницей”?

- Подберите синонимы к слову волшебница.

- Какие чудеса творит волшебница-зима?

- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?

- Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?

- Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)

- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)

- На что похоже это стихотворение? (Сказку)

Физкультминутка

Ветер подул: у-у-у (Все дуют)

Кусты низко нагнул ( Наклоняются)

Листья запорхали (Машут руками)

Как бабочки на карнавале. ( Кружатся)

Выразительное чтение стихотворения

- Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

- Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?

- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.

Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦

Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦

Идёт волшебница зима. ¦¦

- Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?

Разбор II части в группах.

Пришларассыпалась; ¦ клоками
Повисла на суках дубов; ¦
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов; ¦
Брега с недвижною рекою ¦
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
Проказам матушки – зимы.

Работа со стихотворением «Зима! Крестьянин торжествуя!

-Мы читаем стихи – и перед нами возникают картины, только поэт нарисовал их не красками, а словами. Чтобы хорошо рассмотреть картину, надо не просто прочитать – надо увидеть каждое слово и понять его.

Я прочитаю вам стихотворение а вы подумайте, все ли слова вам понятны.

Дровни– это сани без короба или кузова для возки дров, леса или тяжестей.

Кибитка – телега (для лета) и сани (для зимы) с верхом, крытая повозка.

Ямщик– крестьянин для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях

Повторное чтение и углублённый анализ

Сейчас, когда мы выяснили значение некоторых слов, давайте еще раз прочитаем стихотворение по цепочке и представим картины, которые нарисовал для нас поэт. –Прочитайте первые четыре строки

Опишите первую картину –крестьянин торжествуя едет на дровнях – Почему он торжествует, как понять ?

Когда мы так же радуемся Зиме? Докажите, что в этом году крестьянин выезжает первый раз. Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой?

Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – какой снег? Небо?

 Как выглядит  крестьянин?) Прочитайте вторые четыре строчки.

О чем говориться во второй картине? Есть ли в ней упоминание о лошадях?

Кто везет кибитку? Почему кибитка удалая, как она едет?

Какие кони в нее запряжены, как вы думаете?

Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – как выгладит ямщик…)

Выберите из данных рисунков изображение коня, которого можно запрячь в дровни. Почему?

Прочитайте стих-е до конца.

 О чем говориться в третьей картине? Кто главный герой этой картины? Чем он занят?

Какой вы представляете себе Жучку? Как вы думаете, будет ли его ругать мама?

А вы играли когда-нибудь так? Расскажите.

Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение….) В начале урока мы пытались нарисовать картины, которые мы увидели при первом прочтении.

Изменилось ли ваше понимание  произведения?

- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.

- Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. В самом начале урока я вас просила представить картину прихода зимы под музыку П.И.Чайковского. У Чайковского есть цикл “Времена года”.

- Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом.

V.Рефлексия.

Жёлтый- активно работал, синий – не всегда был активен. Красный – мог работать лучше, у меня ещё есть ошибки

VI. Итог урока.

С каким приёмом мы сегодня познакомились?(олицетворение)

Приведите примеры.

VII.Домашнее задание. 

Выучить стихотворение наизусть. (по выбору)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малышева Лариса Алексеевна

Дата: 21.12.2023

Номер свидетельства: 642968


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства