Средняя общеобразовательная школа д. Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
План – конспект урока
по литературному чтению
2 класс
Лирические стихотворения А.С. Пушкина
«Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!
Крестьянин торжествуя…»
Учитель: Малышева Л. А.
Цели урока:Познакомить учащихся с отрывком из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, совершенствовать навыки чтения, приобретённые во 2-м классе.Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, память, творческие способности, деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности художественных образов, созданных с помощью слова.
Планируемые результаты: Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять в тексте красочные, яркие определения (эпитеты); придумывать свои эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования; находить авторские сравнения и подбирать свои.
Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: осуществляют действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения.
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета
Оборудование: презентация
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
Много книг чудесных, Книжек умных, интересных, Увлекательных, веселых В городах, станицах, селах … Ты идешь в библиотеку, Чтоб побольше прочитать, Настоящим человеком Помогают книги стать.
Речевая разминка
- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.
Чтение чистоговорок.
Ло-ло-ло - на улице тепло. Ать-ать-ать - мы пойдём гулять. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ. Су-су-су – было холодно в лесу.
На дворе дрова топорами рубят. Чтение скороговорки.
На дворе дрова, у дров детвора.
Пятиминутка чтения.
- А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).
Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний.
- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.
- Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?
- Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.
Все свои мысли, желания, свое настроение авторы произведений передают нам через свои творения.. А задача наша как читателей - понять всё, чем хотел рассказать автор. Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт.
IV.Работа по теме урока.
- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…
- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…
(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…
В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…
Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.
Настала осень золотая, Природа трепетна, бледна, Как жертва пышно убрана… Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки – зимы.
- Какая картина вам больше всего понравилась?
- А в жизни, какое время года больше нравится?
- Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?
Повторное чтение и углублённый анализ.
- Какие картины представлялись во время чтения?
Пелена–покров, покрывало.
Недвижная река–неподвижная река.
- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл, зима идёт, рассыпалась, клоками повисла, легла, сровняла…”Это приёмы олицетворения
- А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?
- Разве мороз может блестеть?
- Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.
Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.
- Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.
- А какой снег: первый или нет?
- Как у Пушкина сказано про первый снег?
- А когда он блестит?
- Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?
- Что сравнивается с пеленой?
- Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.
- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?
- Почему так думаете?
- Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?
- Почему поэт называет зиму “волшебницей”?
- Подберите синонимы к слову волшебница.
- Какие чудеса творит волшебница-зима?
- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.
- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?
- Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?
- Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)
- На что похоже это стихотворение? (Сказку)
Физкультминутка
Ветер подул: у-у-у (Все дуют)
Кусты низко нагнул ( Наклоняются)
Листья запорхали (Машут руками)
Как бабочки на карнавале. ( Кружатся)
Выразительное чтение стихотворения
- Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?
- Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?
- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.
Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦
Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦
Идёт волшебница зима. ¦¦
- Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?
Разбор II части в группах.
Пришла, рассыпалась; ¦ клоками Повисла на суках дубов; ¦ Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; ¦ Брега с недвижною рекою ¦ Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦ Проказам матушки – зимы.
Работа со стихотворением «Зима! Крестьянин торжествуя!
-Мы читаем стихи – и перед нами возникают картины, только поэт нарисовал их не красками, а словами. Чтобы хорошо рассмотреть картину, надо не просто прочитать – надо увидеть каждое слово и понять его.
Я прочитаю вам стихотворение а вы подумайте, все ли слова вам понятны.
Дровни– это сани без короба или кузова для возки дров, леса или тяжестей.
Кибитка – телега (для лета) и сани (для зимы) с верхом, крытая повозка.
Ямщик– крестьянин для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях
Повторное чтение и углублённый анализ
Сейчас, когда мы выяснили значение некоторых слов, давайте еще раз прочитаем стихотворение по цепочке и представим картины, которые нарисовал для нас поэт. –Прочитайте первые четыре строки
Опишите первую картину –крестьянин торжествуя едет на дровнях – Почему он торжествует, как понять ?
Когда мы так же радуемся Зиме? Докажите, что в этом году крестьянин выезжает первый раз. Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой?
Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – какой снег? Небо?
Как выглядит крестьянин?) Прочитайте вторые четыре строчки.
О чем говориться во второй картине? Есть ли в ней упоминание о лошадях?
Кто везет кибитку? Почему кибитка удалая, как она едет?
Какие кони в нее запряжены, как вы думаете?
Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – как выгладит ямщик…)
Выберите из данных рисунков изображение коня, которого можно запрячь в дровни. Почему?
Прочитайте стих-е до конца.
О чем говориться в третьей картине? Кто главный герой этой картины? Чем он занят?
Какой вы представляете себе Жучку? Как вы думаете, будет ли его ругать мама?
А вы играли когда-нибудь так? Расскажите.
Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение….) В начале урока мы пытались нарисовать картины, которые мы увидели при первом прочтении.
Изменилось ли ваше понимание произведения?
- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!
- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.
- Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. В самом начале урока я вас просила представить картину прихода зимы под музыку П.И.Чайковского. У Чайковского есть цикл “Времена года”.
- Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом.
V.Рефлексия.
Жёлтый- активно работал, синий – не всегда был активен. Красный – мог работать лучше, у меня ещё есть ошибки
VI. Итог урока.
С каким приёмом мы сегодня познакомились?(олицетворение)