kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока по литературному чтению, 2 класс. Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомить обучающихся с произведениями о зиме русских поэтов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по литературному чтению, 2 класс. Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»»



Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа д. Новые Ивайтенки

Унечского района Брянской области











План – конспект урока

по литературному чтению



2 класс

Лирические стихотворения А.С. Пушкина

«Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!

Крестьянин торжествуя…»













Учитель: Малышева Л. А.





Цели урока:Познакомить учащихся с отрывком из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, совершенствовать навыки чтения, приобретённые во 2-м классе.Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, память, творческие способности, деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности художественных образов, созданных с помощью слова.

Планируемые результаты: Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять в тексте красочные, яркие определения (эпитеты); придумывать свои эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования; находить авторские сравнения и подбирать свои.

Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: осуществляют действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Оборудование: презентация

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

     Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.       

  1. Речевая разминка

- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

Чтение чистоговорок.

Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Су-су-су – было холодно в лесу.

На дворе дрова топорами рубят. Чтение скороговорки.


На дворе дрова, у дров детвора.

Пятиминутка чтения.

- А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).

Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний.

- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

- Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?

- Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.

Все свои мысли, желания, свое настроение авторы произведений передают нам через свои творения.. А задача наша как читателей - понять всё, чем хотел рассказать автор. Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт.

IV.Работа по теме урока.

- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…

(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…

В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…

Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою 
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

- Какая картина вам больше всего понравилась?

- А в жизни, какое время года больше нравится?

- Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?

Повторное чтение и углублённый анализ.

- Какие картины представлялись во время чтения?

Пелена–покров, покрывало.

Недвижная река–неподвижная река.

- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл, зима идёт, рассыпалась, клоками повисла, легла, сровняла…”Это приёмы олицетворения

- А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?

- Разве мороз может блестеть?

- Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.

Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.

- Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.

- А какой снег: первый или нет?

- Как у Пушкина сказано про первый снег?

- А когда он блестит?

- Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?

- Что сравнивается с пеленой?

- Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.

- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?

- Почему так думаете?

- Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?

- Почему поэт называет зиму “волшебницей”?

- Подберите синонимы к слову волшебница.

- Какие чудеса творит волшебница-зима?

- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?

- Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?

- Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)

- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)

- На что похоже это стихотворение? (Сказку)

Физкультминутка

Ветер подул: у-у-у (Все дуют)

Кусты низко нагнул ( Наклоняются)

Листья запорхали (Машут руками)

Как бабочки на карнавале. ( Кружатся)

Выразительное чтение стихотворения

- Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

- Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?

- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.

Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦

Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦

Идёт волшебница зима. ¦¦

- Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?

Разбор II части в группах.

Пришларассыпалась; ¦ клоками
Повисла на суках дубов; ¦
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов; ¦
Брега с недвижною рекою ¦
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
Проказам матушки – зимы.

Работа со стихотворением «Зима! Крестьянин торжествуя!

-Мы читаем стихи – и перед нами возникают картины, только поэт нарисовал их не красками, а словами. Чтобы хорошо рассмотреть картину, надо не просто прочитать – надо увидеть каждое слово и понять его.

Я прочитаю вам стихотворение а вы подумайте, все ли слова вам понятны.

Дровни– это сани без короба или кузова для возки дров, леса или тяжестей.

Кибитка – телега (для лета) и сани (для зимы) с верхом, крытая повозка.

Ямщик– крестьянин для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях

Повторное чтение и углублённый анализ

Сейчас, когда мы выяснили значение некоторых слов, давайте еще раз прочитаем стихотворение по цепочке и представим картины, которые нарисовал для нас поэт. –Прочитайте первые четыре строки

Опишите первую картину –крестьянин торжествуя едет на дровнях – Почему он торжествует, как понять ?

Когда мы так же радуемся Зиме? Докажите, что в этом году крестьянин выезжает первый раз. Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой?

Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – какой снег? Небо?

 Как выглядит  крестьянин?) Прочитайте вторые четыре строчки.

О чем говориться во второй картине? Есть ли в ней упоминание о лошадях?

Кто везет кибитку? Почему кибитка удалая, как она едет?

Какие кони в нее запряжены, как вы думаете?

Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – как выгладит ямщик…)

Выберите из данных рисунков изображение коня, которого можно запрячь в дровни. Почему?

Прочитайте стих-е до конца.

 О чем говориться в третьей картине? Кто главный герой этой картины? Чем он занят?

Какой вы представляете себе Жучку? Как вы думаете, будет ли его ругать мама?

А вы играли когда-нибудь так? Расскажите.

Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение….) В начале урока мы пытались нарисовать картины, которые мы увидели при первом прочтении.

Изменилось ли ваше понимание  произведения?

- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.

- Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. В самом начале урока я вас просила представить картину прихода зимы под музыку П.И.Чайковского. У Чайковского есть цикл “Времена года”.

- Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом.

V.Рефлексия.

Жёлтый- активно работал, синий – не всегда был активен. Красный – мог работать лучше, у меня ещё есть ошибки

VI. Итог урока.

С каким приёмом мы сегодня познакомились?(олицетворение)

Приведите примеры.

VII.Домашнее задание. 

Выучить стихотворение наизусть. (по выбору)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малышева Лариса Алексеевна

Дата: 21.12.2023

Номер свидетельства: 642968


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2430 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства