Конспект урока по литературному чтению. УМК "Гармония"
Конспект урока по литературному чтению. УМК "Гармония"
Интегрированный урок (литературное чтение - технология) может быть проведен в 3 - 4 классах. Урок составлен по УМК "Гармония". На уроке используется материал известных русских поэтов, художников. Также дети занакомятся со стихами и картинами местных поэтов и художников. В ходе урока учащиеся сами пробуют сочинять стихи на заданную тему, но для этого необходимо проводить предварительную работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. УМК "Гармония"»
Сидорова Надежда Михайловна-
МБОУ Сосновская средняя школа № 2
п. Сосновское Нижегородской области,
учитель начальных классов
Конспект интегрированного урока
- литературное чтение – технология -
4 класс
Задачи:
пробудить у детей интерес к литературе, к созданию собственных произведений;
создать условия для повышения познавательной активности детей, развития их личностно-мотивационной сферы;
создать условия для сплочения классного коллектива, развития коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности (готовности к сотрудничеству, взаимопониманию).
I. - Ребята, сегодня к нам на мероприятие пришли гости. Мы всегда рады гостям, мы их ждали, готовились. Давайте улыбнемся нашим гостям, улыбнемся друг другу. Садимся.
- А у нас еще одна гостья. Она обращается к нам с экрана. Кто знаком с нашей гостьей? Это Б.М.В. Она работает в нашей местной газете «Сосновский вестник». Послушаем, с каким предложением она к нам обращается.
Видео – Б.М.В. (Предлагает стать соавтором местной газеты)
- Итак, ребята! Согласны ли вы стать соавторами нашей местной газеты? Тогда сегодня на занятии мы попробуем создать свою литературную страничку.
- Давайте порассуждаем, что можно поместить на нашей литературной страничке? Где можно взять материал?
(Можно поместить произведения разных жанров: стихи русских поэтов, словарные этюды, произведения современных писателей, стихи местных авторов, стихи собственного сочинения. Можно взять из книг – (обратить внимание на книжную выставку), вспомнить стихи, которые мы учили, сочинить свои стихи).
- А как можно украсить страничку?
(Нарисовать картины по теме, поместить фотографии, сделать рамки, орнамент).
II. - Ребята, вы уже обратили внимание на портреты - это известные русские поэты (выставка), к творчеству которых мы сегодня будем обращаться. Скажите, а что является орудием каждого писателя, поэта? Чем пользуются авторы, чтобы передать людям свои чувства, переживания, чтобы поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах? Что делает произведения красочными, ёмкими? Конечно, слово.
(Над доской – «слово»)
- Великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968, 76 лет) говорил «"С русским языком можно творить чудеса. …» По словам писателя, все звуки, краски, образы и мысли — сложные и простые, …» - можно «передать русским словом».
Слово побуждает людей к действию, к созиданию в творчестве, побуждает писателей и художников, композиторов и скульпторов к созданию шедевров (обратить внимание на выставку книг и картины).
- Давайте расшифруем это «слово» в виде пожеланий друг другу. Что бы вы хотели пожелать и своим друзьям, и себе на сегодняшнем занятии?
С – счастья, смелости, смекалки, сообразительности, силы, сопереживания, созидания, самореализации, саморазвития, самообладания
Л – любви, любознательности, ловкости, ласки
О – обаяния, ответственности, очарования, организованности, остроумия
В – веселья, веры, вежливости, воспитанности, воли, верности, выдержки
О – оригинальности, отважности, образованности, осторожности
- А я желаю вам, чтобы все эти пожелания сбылись!
- Ребята, а о чём, используя слово, пишут поэты? Что вдохновляет их на написание стихов?
(Сильные и яркие эмоции, музыка, собственные мечты и переживания, страдания, воспоминания, любовь, красота природы, …)
III. - Да, действительно, русские поэты часто обращались за вдохновением к красоте природы. Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Последуем примеру поэтов - поищем вдохновения в природе, а для этого совершим небольшую обзорную экскурсию по временам года.
1) Мультик «Простоквашино»
- И наша первая встреча с прекрасным временем года - с каким?
(с зимой).
На доске картины зимы – видео «Зима» + музыка Чайковского.
- Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного.
Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. Пушкина
(Стих читает ученица)
…Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
- Прозвучал отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
- Ребята, а каким проказам зимы мы рады и почему?
- Много стихов, где авторы описывают детские забавы. Много написано песен о зимних забавах. Например, Людмила Олифирова написала песню «Русская зима». Давайте ее вспомним.
2) - Это легкая детская современная песенка, но сила слова и красота русской природы издавна вдохновляли композиторов на написание серьезных музыкальных произведений. Давайте закроем глазки, послушаем музыку (АнтониоВивальди«Весна»).
- Что вы услышали? Что хотел сказать нам композитор?
- По характеру музыка радостная, торжественная, весенняя.
Еще природа не проснулась, но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она и ей невольно улыбнулась...
Ф. Тютчев
- Это музыкальная зарисовка итальянского композитора Антонио Вивальди (1678–1741) «Весна».
Стих (на фоне музыки читает ученик))
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло.
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
- Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Музыка точно следует за образами стихов.
- Природа рада весне! Она освобождается от зимнего плена, слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка, тихий шелест листвы и травы. Затем музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер. Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.
3) Мультик«Вот оно какое наше лето»
- Продолжаем нашу экскурсию - в какое время года мы попали?
Лето - одно из самых удивительных, красивых и ярких времен года. Все природное великолепие лета также нашло отражение в творчестве поэтов и художников.
Стих «УТРО НА БЕРЕГУ ОЗЕРА» (читает ученица)
Ясно утро. Тихо веет Теплый ветерок; Луг как бархат зеленеет, В зареве восток.
Окаймленное кустами Молодых ракит, Разноцветными огнями Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо, По равнине вод Лебедей ручное стадо Медленно плывет.
Вот один взмахнул лениво Крыльями - и вдруг Влага брызнула игриво Жемчугом вокруг...
Иван Никитин (1824 – 1861)
- Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на картины (4 картины в презентации).
-Какие, на ваш взгляд, картины подойдут к данному стихотворению? Почему?
Художник Юрий Римский-Корсаков – современный художник (лебеди летят), Сычев (плывут), «Березовая роща» Левитан, Щербаков «Подмосковье».
-Ребята, давайте с вами побудем в роли художников и тоже нарисуем картину лета, но только с помощью движений.
Физкультминутка «Я рисую речку…»
- Вот какая нас получилась картина.
- Ребята, а как вы думаете, какие стихи русских поэтов могли вдохновить художника написать вот такую картину?
(с березой – местный художник Ширыбанов В.В.)
- Очень много стихов написано о русской березке. Почему?
- Береза - это символ и гордость русского народа, поэтическое олицетворение России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу-березку.
- А автором этой картины является наш с вами земляк, уважаемый в поселке человек, известный своими творениями и за пределами Сосновского района, талантливый художник, поэт, певец – Ширыбанов Владимир Васильевич. Здесь на выставке представлены его картины и его книги. А также картины Носиковой Ларисы Николаевны, знакомую многим из вас по художественной школе.
- Наша Сосновская земля богата талантами.
4) - Вот как говорит о следующем времени года – об осени - наш Сосновский поэт – наша землячка Торгова Надежда.
(видео - автор читает стих об осени)
- Надежда Вячеславовна начала писать стихи с 9-го класса, когда далеко уехала от дома. Стихами она выражала свою тоску по дому. Природа, война, любовь – вот основные темы ее стихов.
- На нашей выставке представлено много книг со стихами Сосновских авторов.
- Хочу обратить ваше внимание на этот сборник «Там, где кончается детство». В книге, кроме уже известных, напечатаны также стихи начинающих поэтов. Некоторые ребята учились и в нашей школе. Например, Г. Ю., Г. А., К. А. Начиная с детских лет, они пробовали себя в творчестве, и, может быть со временем, станут известными поэтами.
IV. - А мы с вами тоже уже имеем небольшой опыт по написанию стихов. Вспомним про предложение редакции газеты и давайте сейчас для нашей литературной странички попробуем написать стихи о своём любимом времени года.
- Предлагаю разделиться на группы по временам года и занять свои места.
– Я вам предлагаю вам готовые рифмы на заданную тему, но вы можете использовать свои. Гостям мы тоже предложим попробовать свои силы - написать стих о своем любимом времени года.
Написание стихов в группах. Чтение стихов с места.
V. - Ребята, мы совершили небольшую экскурсию по временам года, полюбовались красотой природы, послушали красивые стихи и продолжаем оформлять нашу литературную страничку. Гостям я тоже хочу предложить поучаствовать в создании своей литературной странички.
- Сначала нам нужно выбрать необходимый материал. Вам предложено несколько стихов русских классиков, произведения наших поэтов – земляков и наши стихи, которые написали вы или дома, или на уроках. Вы можете использовать и стихотворения, написанные сегодня на нашем занятии. Из всего предложенного выберите 3 стихотворения, которые вам наиболее понравились, тронули за душу. Среди стихов есть уже известные вам, прозвучавшие сегодня, есть и незнакомые. При оформлении странички, мы также будем использовать изученные во внеурочной деятельности технологии : тестопластика, декупаж, декорирование нитками, флористика - (шаблоны заранее изготовлены). В каждой группе должны быть редакторы, художники – оформители, корректор. Перед началом работы распределите обязанности в группе. Сколько вам понадобится времени для работы? – 10 минут.
- После работы свою страничку надо защитить, объяснить, почему именно этот материал вы выбрали.
Работа (под музыку). Защита.
VI. - Вот какие красивые и содержательные получились у нас странички. А помогло нам их создать – слово, с помощью которого мы пробовали передавать и звучание музыки, и блеск красок, игру света. Ребята, а понравилось ли вам в роли журналистов? Может кто-то захотел стать профессиональным журналистом, работая со словом? Может кто-то захотел стать поэтом?
- Посмотрите, какую большую работу совершило слово на сегодняшнем мероприятии. Мы написали стихи, как поэты, как художники, вдохновленные опять же словом, создали картины.
- Мы возвращаемся к «слову» - и я опять прошу вас расшифровать, а чему вы научились сегодня на занятии?
С – стихи сочинять
Л – любить природу
О – объяснять свои действия
В – выражать свои чувства в стихах и в изобразительной деятельности
О - очень захотелось читать
- А я очень надеюсь, что после нашего мероприятия вы начнете еще больше интересоваться поэзией, литературой и станете еще больше читать. Ведь год литературы в России нацелен именно на это – повышать интерес к чтению, возвращать России многочисленных и образованных читателей.
- А наши литературные странички мы отправим в редакцию и надеемся, что скоро все жители поселка увидят наши творения на страницах газеты.