Конспект урока по литературному чтению "У страха глаза велики"
Конспект урока по литературному чтению "У страха глаза велики"
Конспект окрытого урока по литературному чтению во 2 классе по теме "У страха глаза велики". Учебник Л.Ф. Климановой, УМК "Школа России". Цель: формирование навыков работы с текстом русской народной сказки.Задачи:обучающие - познакомить с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения, учить находить главную мысль; развивающие - развивать беглое, сознательное и правильное чтение, создавать условия для формирования выразительного чтения, развивать оображение, память, внимание; воспитательные - воспитывать чувство юмора, интерес и любовь к чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "У страха глаза велики" »
Областное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Фатежского района Курской области
Конспект учебного занятия
по литературному чтению
Выполнила учитель начальных классов
Докукина Зоя Петровна
Верхний Любаж, 2015 г.
Тема урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»
Цель урока: формирование навыков работы с текстом сказки.
Задачи:
- обучающие:
1) познакомить обучающихся с новым произведением;
2) способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения;
3) учить находить главную мысль произведения.
- развивающие:
1) развивать беглое, сознательное и правильное чтение;
2) создавать условия для формирования выразительного чтения;
3) развивать воображение, память, внимание.
- воспитательные:
1) воспитывать чувство юмора;
2) воспитывать интерес и любовь к чтению.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: беседа, рассказ учителя, игровые формы, работа в парах, группах
- рассказывают по рисунку о событиях, изображённых на рисунке;
- воспроизводят диалог героев произведения.
2. Метапредметные результаты:
- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
- осуществляют поиск и выделение необходимой информации;
- характеризуют героев сказки;
- выстраивают логическую цепь рассуждений.
- коммуникативные УУД:
1) учатся формулировать собственное мнение и позицию;
2) учатся строить понятные для окружающих высказывания;
-регулятивные УУД:
1) умеют оценивать правильность выполнения действий.;
- личностные УУД:
1) проявляют познавательный интерес при изучении нового произведения.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие, ребята. Настал день. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись друг другу и подумали: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Проверка домашнего задания.
-Ребята, дома вы иллюстрировали сказку «Петушок и бобовое зернышко», давайте перескажем сказку по вашим рисункам.
Дети рассказывают сказку по эпизодам:
Петушок и курочка
Курочка и хозяйка
Коровушка и курочка
Хозяин и курочка
Кузнец и курочка
Петушок спасен
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с домашним заданием. А что у вас получилось лучше, где вы испытали затруднения? Какие чувства вы испытывали?
(Нам было страшно за петушка, мы испытали тревогу)
Актуализация знаний, постановка проблемы, сообщение темы урока.
–И для того, чтобы немного повеселить вас, давайте заглянем в наш волшебный сундучок.
(Учитель достает карточки со словами и предлагает игру «Слова рассыпались». Дети составляют предложение)
глаза
У
велики.
страха
Давайте хором прочтем, что у нас получилось? (У страха глаза велики.)
- Что такое страх? (Когда боятся).
- Глаза велики? (Большие).
Так как вы понимаете это выражение? (Дети отвечают)
-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Дети отвечают)
Открытие нового знания.
- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Откройте учебник на странице 35 и прочитайте название сказки. (Дети читают хором).
-Ребята, как вы думаете, для чего волшебный сундучок предлагает нам познакомиться с этой сказкой? (Дети отвечают)
-Правильно, сегодня мы вместе будем учиться работать с текстом сказки,
строить речевые высказывания, характеризовать героев сказки, оценивать их поступки, помогать друг другу и оценивать свою работу
Словарная работа
-Когда мы будем знакомиться со сказкой, нам встретятся слова, значение которых может быть вам незнакомы. (На экране появляется 1 слайд со словами: наперсточек, колода, водоносы, схоронилась )
- Кто поможет мне объяснить значение этих слов? Где мы можем найти подсказку? (Дети отвечают).
(На экране появляется 2 слайд)
Наперсточек – колпачок, который надевают на палец при шитье, чтобы не уколоться.
Колода – большое деревянное корыто, внутри полое, то есть пустое.
Водоносы – носят воду.
Схоронилась– спряталась.
-В прочтении какого слова вы затруднились? (Наперсточек)
-Давайте произнесем слово «наперсточек» несколько раз.
(На экране появляется 3 слайд)
На-пер-сто-чек
На-пер-сточек
На-персточек
Наперсточек
(Дети читают хором 2 раза- медленно и ускоряя темп)
Первичный синтез
- А сейчас послушайте внимательно сказку на аудиозаписи и скажите, понравилась ли вам сказка и почему; какое настроение было у вас при прослушивании сказки?
(После прослушивания дети отвечают на вопросы)
-Какая это сказка? Докажите. (Русская народная, бытовая).
- Молодцы! Назовите героев сказки. (Дети отвечают, из волшебного сундучка появляются игрушки-герои)
-Сегодня они герои нашего урока. Почему их так назвали: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка? (Дети отвечают, изображая героев)
-Какими словами начинается сказка? (Жили-были).
-Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).
Анализ произведения.
-Чем занимались наши герои? Докажите словами из сказки. (Чтение вслух первой части сказки)
Работа в парах.
-Задание каждой паре: нарисовать вёдра бабушки, внучки, курочки и мышки.
Перечитать последний абзац первой части, подумать, как плещется вода в ведрах.
(Слушание вариантов чтения текста.)
- Что же случилось с героями сказки? (Когда они возвращались домой, им под ноги прыгнул заяц, и они испугались)
- Прочитайте этот момент со слов «Вот раз наши…»
(Учитель достает из волшебного сундучка картинки с изображением медведя, волка, лисы, кота, охотников)
- Кого наши герои испугались? (Дети отвечают, соотнося картинки с героями сказки)
- Почему героям привиделись именно эти животные и люди? (Они их боялись)
- Прочитайте в тексте предложение, в котором объясняется поведение наших героев.
( «У страха глаза велики: чего нет, и то видят»)
- Как вы понимаете эту пословицу? ( От страха человек может представить даже то, что на самом деле нет)
Физминутка.
(На слайде появляются изображения ведер, с надписями: трё-ё-х, трё-ё-х; трёх-плёх; трёх-трёх, плёх-плёх; трёх-трёх-трёх, плёх,плёх, плёх. Детям предлагается изобразить и озвучить, как идут герои сказки с водой).
- Ребята, предлагаю вам стать героями сказки, прочтем по ролям вторую часть сказки, начиная со слов: «Бабка охает:…». Сначала прочитайте эту часть про себя, стараясь передать чувства героев. (Дети читают)
- Как говорит бабка? (Охает)
-Как внучка? (Плачет)
-А курочка? (Кудахчет)
- Как изображает страх мышка? (Пищит)
- Что делает зайка? (Раздумывает со страхом).
(Учитель предлагает сыграть автора, бабку, внучку, курочку, мышку и зайца. Обучающиеся выбирают понравившегося героя, берут игрушку, выходят к доске и читают по ролям)
Работа с иллюстрацией
-Молодцы, ребята. Вы были настоящими артистами.
А сейчас рассмотрите иллюстрацию к сказке.
-Что вы видите на картинке?
- Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? (Ответы детей.)
- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.
-Разделимся на две группы. Первой группе подготовиться к выразительному чтению эпизода. Второй группе найти в этом эпизоде слова, обозначающие действие героев.
(Проверка задания)
-Как вы справились с работой? За что вы себя можете похвалить?
Вторичный синтез.
-Ребята, на слайде записаны пословицы. Найдите те пословицы, которые соответствуют сказке.
Где ум, там и толк.
У страха глаза велики
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
Робкого тень страшит.
(У страха глаза велики. Робкого тень страшит)
-Почему они подходят к нашей сказке? ( Пословицы говорят о том, что от страха человек может представить даже то, что на самом деле нет)
-Чему учит нас сказка? (Страх мешает нам жить, не нужно всего бояться)
-Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой?
(Ответы детей)
Рефлексия.
- Как вы себя чувствовали на уроке? Почему у вас такое состояние?
Итог урока.
-Мы совсем забыли о нашем помощнике – волшебном сундучке. Он много сегодня услышал, помог нам и теперь хочет, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке:
-Расскажите, что понравилось больше всего на уроке и почему?
-Какие открытия для себя сделали?
- О чем хотели бы рассказать дома своим близким? (Ответы детей)
Домашнее задание.
-На следующий урок принесите книги с русскими народными сказками.
- Урок закончен. Спасибо всем.
Анализ учебного занятия по литературному чтению
Тема комбинированного учебного занятия по литературному чтению «Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Это 3 урок из раздела «Сказки». Учебник, по которому работает учитель с классом «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России».
Цель урока: формирование навыков работы с текстом сказки.
Задачи:
- обучающие:
1) познакомить обучающихся с новым произведением;
2) способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения;
3) учить находить главную мысль произведения.
- развивающие:
1) развивать беглое сознательное и правильное чтение;
2) создавать условия для формирования выразительного чтения;
3) развивать воображение, память, внимание.
- воспитательные:
1) воспитывать чувство юмора;
2) воспитывать интерес и любовь к чтению.
На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:
- дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе (проверка домашнего задания);
- создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности (эмоциональный настрой в начале урока);
- разнообразие форм и методов организации работы (пословица, частичное исследование, проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть содержание сказки и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка (дети вспоминали смешные и нелепые истории из жизни)
2. Принцип индивидуального и личностного подхода:
- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка (чтение по ролям, изображение героев, оценивание своей работы).
3. Принцип гуманистичности:
- ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении (дети легко идут на контакт, активны в работе).
На уроке использовались карточки со словами пословицы, мультимедийный проектор, предметные картинки, волшебный сундучок, игрушки. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.
Учебное занятие началось с организационного момента, который заключался в игре-тренинге. Этот этап способствовал психологическому настрою, воздействовал на эмоциональный фон детей, мотивировал на работу.
Домашнее задание носило дифференцированный характер, что помогло учителю оценить индивидуальные возможности детей, сделать выводы. Этап рефлексии показал, в чем при выполнении домашнего задания дети испытывали затруднения. Дети строили речевые высказывания в устной форме (познавательные ууд); развивали умение высказывать свои мысли (коммуникативные ууд); личностные ууд – установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Учителю было важно, чтобы дети сами сформировали тему учебного занятия и его цели. Здесь показалось уместным использование «помощника» на учебном занятии. Через игровые формы работы обучающие успешно справились с этим заданием. Формирование регулятивных ууд – целеполагание, личностные ууд – учебная мотивация.
Словарная работа способствовала осознанному восприятию сказки.
Для знакомства с текстом сказки была использована аудиозапись в исполнении мастера художественного слова. Перед прослушиванием для обучающихся была поставлена задача.
На этапе анализа обучающимся предлагались задания, побуждающие их к повторному чтению текста, лексико-синтетическому анализу каждой из его частей. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные – умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решений; регулятивные – самоконтроль, самооценка, коррекция; коммуникативные – обмен информации, взаимодействие, кооперация; личностные – развитие готовности к сотрудничеству. Также на данном этапе прослеживался яркий переход коммуникативных УУД в личностные. Обучающиеся учились на основе трансформации сказки выделять реплики героев.
Для развития творческой активности детей ввела чтение по ролям, с которой дети успешно справились. Данный прием дал возможность каждому ребенку проявить себя, активизировать свои творческие способности, почувствовать себя в роли героя, голосом передать страх.
На следующем этапе развивала мышление и память посредством соотношения иллюстрации к тексту сказки.
Соблюдение здоровьесберегающей технологии прослеживалось во время физминутки. Старалась подобрать такое содержание, чтобы оно органично входило в контекст учебного занятия.
На этапе работы с пословицами обучающиеся учились главную мысль сказки соотнести с пословицами. С данной работой дети справились успешно.
Высказывания обучающихся о смешных историях, произошедших с ними, побуждали к умственной активности и познавательной деятельности. Данный прием сближал учение и жизнь, давал радость общения. Дети учились строить понятные для окружающих высказывания, что вело к развитию коммуникативных ууд.
На заключительном этапе учитель применил прием кольцевой композиции учебного занятия: дети обратились к «помощнику», делясь своими впечатлениями об уроке. Ответы детей на этапе рефлексии показали, что тема учебного занятия усвоена и цели достигнуты.
Использование технологии игровых форм обучения на учебном занятии не было самоцелью, главным и ведущим был деятельностный подход, создание положительной мотивации в обучении.
На заключительном этапе урока были подведены итоги, было предложено домашнее задание
Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа. Выбранные формы (фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах) и методы (словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные) обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение обучающихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне. Урок позволил сформировать нравственные качества детей.
Урок прошёл успешно, все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы.