Рассмотрим на примере урока литературного чтения, как в 1 классе создаются условия и предпосылки для формирования мета-предметных УУД. Тема урока: «Страх». Урок начинается с про-смотра видеофрагмента, который вызывает чувство страха.
Этот прием достаточно распространен. Организованное внеш-нее воздействие (индуктор), которое вызывает внутреннюю реак-
цию эмоциональной, а так же интеллектуальной сферы. С помо-щью этого я пыталась создать состояние, которое соответствовало теме урока. Слово «страх» было названо, правда не сразу, и не все испытали это состояние, скорее был виден интерес к происходя-щему на экране, но тем не менее, назвали, и это отражало отноше-ние к тому, что же дальше, за следующей дверью – а это уже страшно.
Вот такое начало приводит в движение прежде всего мотива-цонную сферу. И самостоятельное определение учебной задачи (сегодня мы будем говорить о страхе) работает на формирование познавательных универсальных действий.
Что же такое страх? Как вы его себе представляете? Постарай-тесь изобразить (очень не хотелось говорить «рисунок»). У детей цветные карандаши темного цвета, практически у всех – как личное отношение к явлению. У кого привидение, у кого змея, непонятные темные контуры, резкие линии. Эта работа требовала мобилизации личной интеллектуальной и эмоциональной деятельности. То есть активная позиция, основанная на личном опыте, не что иное, как деятельностный подход.
А далее уточнить, написав, а какие собственно страхи могут лично тебя беспокоить?
Маленькая, но самоконструкция (понятие для себя). Можно поде-литься своим страхом, вывесив рисунок на доску. Предъявление созданного усиливает коммуникативный характер работы, расши-ряет возможности принятия другого и себя.
А как важно для каждого поде-литься своим страхом (возможно сбросить его с себя). Создание общего продукта, где каждый проговаривает свое и слушает другого с дополнения-ми учителя, так же иллюстрирует формирование коммуникативных уни-версальных действий.
Создание общего образа страха в виде схемы (кластера) дает возможность одновременного восприятия понятия (явления), как единого целого. Это и все остальное графическое моделирование, которое используется на всех уроках уже в 1 классе – база для освоения общих учебных умений познавательных универсальных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.