kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Творчество Маршака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сядьте поудобнее и послушайте, что это был за человек.

 Родился автор в 1887 году в городе Воронеже в семье мастера-химика. Писать стихи он начал рано в детстве, но первые стихи для детей  написал уже зрелым человеком. Он много лет работал переводчиком, журналистом.

Жизнь была перенасыщена событиями, его семья часто переезжала с места на место, общительный мальчик заводил много новых друзей, общался, получая новые знания и впечатления. Детские стихи автора впоследствии будут отражать его жизненные этапы.

Его стихи  читать интересно не только детям, но и взрослым. По ним можно проследить всю жизнь писателя. К размышлениям о семье и доме в более взрослом возрасте добавляются отношения с друзьями, впечатления об улицах города, далее добавляются даже литературные вымыслы, философские мысли о жизни… Он писал стихи обо всём, что его окружало, о детях, о плохих привычках, жизни, чувствах, детских и взрослых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Творчество Маршака" »

Творчество С.Я. Маршака

1 .Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, ведь от улыбки день становится светлей. Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях детская книга.

Да не одна, а много книг. И у всех у них один автор.

(Портрет писателя).

Посмотрите на портрет. Как вам кажется, какой по характеру был этот человек? (Ответы детей).

На уроке мы познакомимся с его стихами и тогда посмотрим, правильно ли вы определили его характер.


  1. Вступительная беседа.

Сядьте поудобнее и послушайте, что это был за человек.

 Родился автор в 1887 году в городе Воронеже в семье мастера-химика. Писать стихи он начал рано в детстве, но первые стихи для детей  написал уже зрелым человеком. Он много лет работал переводчиком, журналистом.

Жизнь была перенасыщена событиями, его семья часто переезжала с места на место, общительный мальчик заводил много новых друзей, общался, получая новые знания и впечатления. Детские стихи автора впоследствии будут отражать его жизненные этапы.

Его стихи читать интересно не только детям, но и взрослым. По ним можно проследить всю жизнь писателя. К размышлениям о семье и доме в более взрослом возрасте добавляются отношения с друзьями, впечатления об улицах города, далее добавляются даже литературные вымыслы, философские мысли о жизни… Он писал стихи обо всём, что его окружало, о детях, о плохих привычках, жизни, чувствах, детских и взрослых.



  1. Знакомство со стихами С.Я.Маршака.

Вы уже читали некоторые стихи этого поэта, давайте вспомним некоторые из них. Я начну строчку из стихотворения, а ребята из творческой группы «Карусель» их продолжат.

а) Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне… (стих Почта Люда Семенякина)

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, Это он, Ленинградский почтальон

У него Сегодня много Писем

В сумке на боку.

— Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнес по адресам.

б) Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался …( стих Мяч Новосельцева Диана)

Мой Веселый, Звонкий

Мяч,

Ты куда Помчался Вскачь? Желтый, Красный, Голубой, Не угнаться За тобой!



Я Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Тебя Ладонью Хлопал. Ты Скакал И звонко Топал. Ты Пятнадцать Раз Подряд Прыгал В угол И назад. А потом Ты покатился И назад Не воротился.

Покатился В огород, Докатился До ворот, Подкатился Под ворота, Добежал До поворота. Там Попал Под колесо. Лопнул, Хлопнул - Вот и все!



в)  Раз, Два,  Три,  Четыре. Начинается рассказ: В сто тринадцатой квартире                         Великан живет у нас…. (Стих Великан Женя Кабаков)

Раз

Два,

Три,

Четыре.

Начинается рассказ:

В сто тринадцатой квартире

Великан живет у нас.


На столе он строит башни.

Строит город в пять минут. Верный конь и слон домашний

Под столом его живут.


Вынимает он из шкафа Длинноногого жирафа,

А из ящика стола - Длинноухого осла.


Полон силы богатырской,

Он от дома до ворот

Целый поезд пассажирский

На веревочке ведет.


А когда большие лужи

Разливаются весной,

Великан во флоте служит

Самым младшим старшиной.

У него бушлат матросский,

На бушлате якоря.

Крейсера и миноноски

Он ведет через моря.


Пароход за пароходом

Он выводит в океан.

И растет он с каждым годом,

Этот славный великан!




г) Плывет, плывет кораблик…. ( Кораблик Баскаков Руслан)

Плывёт, плывёт кораблик,

Кораблик золотой,

Везёт, везёт подарки,

Подарки нам с тобой.

На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат,

На палубе матросы

Четырнадцать мышат.

Плывёт, плывёт кораблик

На запад, на восток,

Канаты - паутинки,

А парус - лепесток.

Соломенные вёсла

У маленьких гребцов.

Везёт, везёт кораблик

Полфунта леденцов.

Ведёт кораблик утка,

Испытанный моряк.

Земля! - сказала утка.

Причаливайте! Кряк!


У вас на партах лежит конверт под №1

В этом конверте зашифрована анаграмма с фамилией нашего автора.

Вам надо изменить слова, так чтобы мы могли узнать на фамилию нашего автора.

(составление анаграмм)

КОНВЕРТ № 1

ямка

маяк

фара

арфа

удар

руда

палаш

шпала

стаи

аист

стук

куст



Давайте, вместе посмотрим и прочитаем автора наших стихотворений

С.Я. Маршак

Ребята, сегодня мы побываем в гостях. Какие школьные предметы вы знаете?

Определить наш первый предмет помогут ребята из творческой группы «Времена года». Давайте прослушаем стихи и определим, о каком времени года ребята говорят.

(выбор картинки)

Даниял – Август

АВГУСТ

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.


Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными

Набит.



Лиля – ноябрь

НОЯБРЬ

День седьмого ноября -

Красный день календаря.

Погляди в свое окно:

Все на улице красно.


Вьются флаги у ворот,

Пламенем пылая.

Видишь, музыка идет

Там, где шли трамваи.


Весь народ - и млад и стар -

Празднует свободу.

И летит мой красный шар

Прямо к небосводу!



Миша – февраль

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.


Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.



А какого времени, у нас с вами не хватает?

Назовите весенние месяцы?

Стих Апрель - Таня

АПРЕЛЬ

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.


По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.


Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.



В КОНВЕРТЕ №2 есть приметы природы. Вам необходимо выбрать по 1-2 приметы

Ярко светит солнце

Идет снег

Зеленеет трава

Желтеет трава

На деревьях распускаются листья

Опадают листья с деревьев

Тает лед на реке

Птицы улетают на юг

Прилетают птицы

С полей собирают урожай

Распускаются весенние цветы

Медведи впадают в спячку



Физкультминутка: 
Спал цветок и вдруг проснулся, 
Больше спать не захотел. 
Шевельнулся, потянулся. 
Взвился вверх и полетел. 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. 


А какую первую книгу вы читали в 1 классе?

Группе «Первые книги»

«Веселая Азбука» (отрывок)

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.


Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.


Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.


Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.


Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.


Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.


Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом!

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.


Гриб растет среди дорожки, -

Голова на тонкой ножке.


Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка - тоже.


Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем...


Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.


Мед в лесу медведь нашел, -

Мало меду, много пчел


Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осел.


Если бы вам предложили придумать название к книге с этой веселой азбукой, как бы вы ее назвали?

Обратите внимание на КОНВЕРТ №3.

У каждой группы есть свое задание. Давайте проверим, насколько вы подружились с буквами и звуками

  1. - Гласные буквы

  2. – Парные согласные

  3. – Йотированные гласные

  4. – Буквы которые обозначают всегда твердые звуки.

А в каких предметах мы еще можем познакомиться с творчеством Маршака?

«Веселый счет»

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица,


А вот это цифра два.

Полюбуйся, какова:


Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой - посмотри -

Выступает цифра три.


Тройка - третий из значков -

Состоит из двух крючков.


За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.


А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.


Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.


Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.


Вот семерка - кочерга.

У нее одна нога.


У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка -

Цирковая акробатка:


Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.


Цифра вроде буквы О -

Это ноль иль ничего.


Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!


Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это - десять.

 В математике существует еще умножение и деление, но с ними мы познакомимся еще не скоро.

ДАВАЙТЕ Возьмем КОНВЕРТ №4 и попробуем разгадать математические ребусы.





А, как же мы научимся писать грамотно? Нам обязательно нужны «Знаки препинания»

Задает он всем вопросы:

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.


Прибежал

Чудак -

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:


- Ура!

Долой!

Караул!

Разбой!


Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:


- Кто?

Кого?

Откуда?

Как?


Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.


Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие

И прочие,

И прочие,

И прочие...


Заявили запятые:

- Мы особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.


- Если нет над вами точки,

Запятая - знак пустой! -

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой;


Двоеточие, мигая,

Закричало: - Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,


Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.


- Нет... - сказало многоточие,

Еле глазками ворочая, -

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие...


Вопросительный знак

Удивился: - То есть как? -

Восклицательный знак

Возмутился: - То есть как!


- Так, - сказала точка,

Точка-одиночка. -

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.


УРОК РОДНОГО ЯЗЫКА

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом -

Пишут по белому черным,

Пишут по черному белым,

Перьями пишут и мелом:

"Нам не нужна

Война!"


Стройка идет в Ленинграде,

Строится наша Москва.

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.


Четкая в утреннем свете,

Каждая буква видна.

Пишут советские дети:

"Мир всем народам на свете.

Нам не нужна

Война!"


Мир всем народам на свете.

Всем есть простор на планете, -

Свет и богат и велик.


Наши советские дети

Так изучают язык.

  1. «Мы читаем и рисуем»

Сейчас мы закроем глаза и попадём  в мир красок. Помогут нам в этом ваши стихи. Ребята из творческой группы «Радуга».


Сережа – Красные страницы






КРАСНАЯ СТРАНИЦА

Эта страница

Красного цвета.


Красное солнце.

Красное лето.


Красная площадь

Флаги полощет.


Что же на свете

Лучше и краше?


Разве что дети

Веселые наши!



Давид – зеленые страницы ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА

Эта страница зеленого цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.


Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.


Вон темно-красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.


Вот в одинаковых платьях, как сестры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пестрой,

То, раскрываясь, несутся опять...


Синяя (Максим)

СИНЯЯ СТРАНИЦА


А эта страница - морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.


Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда,

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода.


На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

Здесь рыбы умеют светиться

Во мраке, где нет фонарей...



Белая (Богдан)

БЕЛАЯ СТРАНИЦА

Это - снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая след хвостом.


Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.


Здесь проехали полозья -

И сверкает на морозе

Серебристый гладкий след.


Там на утренней пороше

Отпечатались калоши, -

Это бродят внук и дед.


Цепь следов на снежной глади

Остается, как строка

В чистой, новенькой тетради

Первого ученика.



-Догадайтесь, на каком уроке мы с вами сейчас побывали? (ИЗО)

-А что мы с вами можем получить из этих цветов? (РАДУГА)

-А какого цвета нет в радуге?




  1. Сказки Маршака.

   Самуил Яковлевич Маршак, написал очень много различных сказок в стихах. Я предлагаю всем посмотреть инсцинировку сказки «Сказку о глупом мышонке».



СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ



Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.


Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!


Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.


Стала петь мышонку утка:

- Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.


Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поешь!


Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.



Стала жаба важно квакать:

- Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.


Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Очень скучно ты поешь!


Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.


- И-го-го! - поет лошадка. -

Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.


Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Очень страшно ты поешь!


Побежала мышка-мать

Тетю свинку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя свинка,

Нашу детку покачать.


Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

- Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю.


Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Очень грубо ты поешь!


Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

- Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать.


Закудахтала наседка:

- Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо и тепло.


Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Этак вовсе не уснешь!


Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.


Стала петь мышонку щука -

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет...


Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Слишком тихо ты поешь!


Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.


Стала петь мышонку кошка:

- Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.


Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Голосок твой так хорош.

Очень сладко ты поешь!


Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...



Но у неё был печальный конец. Тогда поэт придумал продолжение – «Сказку об умном мышонке». Если вам интересно, прочтите эту сказку дома с родителями, а те, кто умеет читать – сами.

Ещё одна интересная сказка – «Двенадцать месяцев». Её я вам тоже советую прочитать.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6











СЦЕНАРИЙ УРОКА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


ТЕМА: « ТВОРЧЕСТВО С.Я. МАРШАКА»

1 класс





















Добрынина И.В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6






2015 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Творчество Маршака"

Автор: Добрынина Инна Васильевна

Дата: 25.04.2015

Номер свидетельства: 205737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока литературного чтения по теме: "Е.И. Чарушин. Страшный рассказ""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ie-i-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "332958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465218283"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока: «Н. Носов «Фантазёры»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_vo_2_klassie_tiema_uroka_n_nosov_fanta"
    ["file_id"] => string(6) "373938"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482856928"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока чтения в 1 классе."
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt_uroka_chtieniia_v_1_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "363995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480441598"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: "С.Я.Маршак «Чернеет лес, теплом разбуженный…»""
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-s-ia-marshak-chiernieiet-lies-tieplom-razbuzhiennyi"
    ["file_id"] => string(6) "251558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447254940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства