1.Мотивирова-ние к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний.
3.Первичное усвоение новых знаний. А).Знакомство с фактами биографии писателя. Б).Первичное чтение рассказа.
В). Словарная работа.
Г).Физминутка. 4.Работа по содержанию.
5.Деление текста на части. Работа в группах.
6.Перессказ текста
7. Работа с пословицами.
8.рефлексия.
9.Итог урока. Д/З
| Друзья мои, я очень рада, Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Давайте сочиним урок!? -А урок наш я хотела бы начать с песни. Послушайте её! Звучит песня Е.Н. Птичкина «Не дразните собак!» с презентацией. - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Человек живёт на удивительной планете и порой не замечаем какой прекрасный мир природы его окружает. А ведь у него есть интересные соседи - мы их называем: братья наши меньшие! Они наши земляки. - На уроке мы познакомимся с удивительным писателем, ценителем природы, и прочитаем его рассказ. А писателя зовут Михаил Михайлович Пришвин. О нём вам расскажет ваши одноклассницы.
- Эти книги вы можете найти в нашей школьной библиотеке. -Откройте учебники и прочитайте название рассказа. Кто главные герои рассказа? - Видели ли вы маленьких утят? Где? - Опишите их. - На кого или на что похожи маленькие утята?
-А теперь возьмите карандаш. Ваши одноклассники приготовили вам чтение этого произведения, а ваша задача проследить и выделить трудные слова. - Какое настроение вызвало у вас прочтение рассказа. - Назовите главных героев рассказа?
-Какие трудные слова вы выделили? Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Кузница – помещение, где работают кузнецы.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? . – Сколько надо было идти до озера? – Это много или мало для человека? – А для маленькой уточки? – Почему уточка-мать шла позади утят? – Какие враги были у уток? – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? – Зачем ребята это делали? – Как вела себя уточка, когда ловили её утят? – А какое чувство пережили утята? – Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.) – А какая она мама? (Заботливая). – Вам её жалко? -Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. -А как бы вы поступили на месте автора? -Смогли ли ребята исправить свой поступок? - Попробуйте разделить текст на смысловые части. (Уч-ся выполняют в паре) -Прочитайте первую часть .Как вы её озаглавите? - Прочитайте вторую часть О чём в ней рассказывается? Озаглавьте её. (так составляется план) -Сравним с планом данным в учебнике. -Какой план вам показался более удачным? Почему? - перескажи текст по плану. - Какие пословицы более всего отражают смысл рассказа? - А какая пословица понравилась вам? Почему? «Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось. - Как называется рассказ, который мы прочитали? -Кто его автор? -Что запомнилось на уроке? -А в конце урока я бы хотела прочитать стихотворение Что ты тискаешь утёнка?
Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты — большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку, — Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать, Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд,— Лапы мальчика не шутка, Чуть притиснешь — и капут. -Спасибо за урок. | Подготовка класса к работе. Учащиеся слушают песню, смотрят презентацию, размышляют. 1 ученица: Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных-языковедов, изучая фольклор народов Севера. 2 ученица - Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь в 1925 году (автору -52 года) вышла его первая книжка “Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет другие произведения Пришвина “Ярик”, “Ёж”, “Лисичкин хлеб”. Дети читают, отвечают на вопросы. Учащиеся читают, подчёркивают трудные слова.
Учащиеся читают, обращают внимание на ударение, объясняют смысловое значение.
Учащиеся выполняют упражнения на снятие напряжения.
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Доказывают. Работа учащихся в паре. | Учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация (ЛУУД) Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. (РУУД). Принимать и сохранять учебную задачу (РУУД) Умение слушать и понимать других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли. (КУУД) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли. (КУУД) Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (ПУУД) Учатся основам смыслового чтения художественного текста, умению выделять существенную информацию. (ПУУД) Умение извлекать информацию из текста и рисунка. (ПУУД) Ориентирование в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение, материнская любовь; эмоциональное восприятие содержания высказываний собеседника. (КУУД) Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (КУУД) |