Проверка домашнего задания. Выразительное чтение любого интересного стихотворения о животных. – Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с миром животных. - Вы готовы отправиться в путешествие? Закройте глаза, прислушайтесь. (звучит запись «Звуки леса»). -Куда это мы попали? – Зачем люди ходят в лес? – Вот и мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами и ягодами, а еще понаблюдать за жизнью его обитателей. – А приглашает нас в путешествие писатель Михаил Михайлович Пришвин. Вам знаком этот писатель? - Сегодня мы пополним знания о нём и его творчестве. Первая группа информирует учеников о жизни и творчестве писателя (материал взят из разных источников). Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую жизнь, насыщенную событиями жизни. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. В своих книгах он рассказал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе. (слайд 2). Вторая группа информирует учеников о книгах автора. Вот уже несколько десятков лет Михаила Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к книгам). - Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? -Молодцы! -Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М.М. Пришвина. - Отгадайте, о ком будет произведение? Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница Впереди корабль идет За собою всех ведет. - Верно! А теперь посмотрите на изображение на доске (слайд 3), кого вы видите? - Итак, главными персонажами нашего рассказа будут утка с утятами, а произведение называется «Ребята и утята». - Как вы думаете о ком этот рассказ? | Название стихотворений и их авторы. Чтение стихотворений. Рассказ по рисункам. Готовы! В лес. За грибами, за ягодами.
Да, мы знаем этого писателя. Сообщение учеников (слайд 2) Обращение к портрету писателя. Сообщение учеников. Обращение к выставке книг. Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя Утка с утятами Утята и утка О детях и братьях наших меньших |
- Ответ на вопрос «В чем заключается трогательность этого произведения?» мы найдем прочитав рассказ Михаила Пришвина. - А тема урока сегодня «М.М. Пришвин «Ребята и утята» 1.Подготовительная (словарная) работа - Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. - Прочитайте слова: (слайд 4) верста, холмик, паровое поле, вода спала. - Эти слова встретятся нам при чтении рассказа. -Где найдем лексическое значение этих слов? -Что они обозначают? Физкультминутка - А сейчас мы немного отдохнем и поиграем. Учитель показывает движения разминки: Мы устали, засиделись Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. Приседать мы начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели, А теперь на место сели. 2.Первичное чтение - Теперь мы прочитаем рассказ (учитель читает текст). 3.Беседа по прочитанному - Понравилось ли вам произведение? - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему? - Как вы думаете, ребята, какое время года описывается в рассказе? - Как вы определили? - Почему утятам пришлось перебираться к озеру? - В чем была трудность путешествия? - Найдите и прочитайте, как шла мата-уточка с утятами. – Почему уточка-мать шла позади утят? – Какие враги были у уток? - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? – Зачем ребята это делали? - Думали ли ребята о том, что уточка-мать будет переживать в тот момент, когда начали ловить утят? – Найдите и прочитайте, как вела себя уточка, когда ловили её утят? - Какая она мать? – А какое чувство пережили утята? - Как автор называет уточку с утятами ? - Как в рассказе чаще всего называют уточку? -А утят? - Вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы. Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей. 4.Самостоятельное чтение текста. - Сейчас вы сами будете читать рассказ по ролям. -Как автор разговаривал с мальчишками? - С какой интонацией будем читать его слова? - С какой интонацией прочитаем эти слова? «Счастливый путь, утята!» -При чтении отметьте тот фрагмент, который вас очень сильно взволновал. | Ученикам открывается доска с темой Учащиеся читают слова В толковом словаре Самостоятельная работа учеников со словарем: верста - русская мера длины, равна 1.06 км; холм- небольшой бугорок; паровое поле - отдохнувшее поле; вода спала - стало меньше воды. Ученики выполняют комплекс разминки (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) (Повороты корпусом.)
(Приседания.)
(Дети садятся за парты.) Учащиеся следят по учебнику Понравилось Поучительный. Он учит не совершать плохих поступков, защищать животных и оказывать им помощь. Конец весны Потому что разлилось озеро. У мамы-утки большие утята. Утята должны научиться плавать. Дорога шла через открытое место, много опасности. Мать шла позади … Чтобы не выпускать из виду утят Лисицы и ястребы Они стали ловить утят Просто так, для забавы Нет, не думали Мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях. Заботливая Они сильно испугались Семья Мать Дочки и сыновья Сердито, строго Очень строго Радостно, весело Чтение по ролям. Выслушивание всех желающих прочитать выбранные отрывки произведения |
- Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно вызывает? – А кто нет? – Почему? - Кто помешал мальчишкам? - Смогли ли они объяснить свой поступок? -Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите. - Что делали бы вы, оказавшись рядом? Работа с пословицами (слайд 5) - Прочитайте пословицы и объясните их смысл: «Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай.» «Всякий человек в деле познается» - Подходят ли они к нашему рассказу? Итог урока - В гостях у какого писателя мы сегодня побывали и познакомились с его жизнью и творчеством? -Что вы можете сказать о М. Пришвине? -О чём заставил вас задуматься М. Пришвин? - Так в чем же заключается трогательность этого произведения? -Давайте подведем итог ваших высказываний. - Сколько любви, сколько тревоги за своих детей испытывала уточка-мама, когда угрожала опасность её детям. Нет ничего сильнее материнской любви. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Нам остается только догадываться и представлять ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Она ценой собственной жизни старалась спасти детей от гибели. Такие чувства и такие поступки может испытывать и совершать только настоящая Мама. | Вызывают, но не все Утята и мама-утка Мальчишки Они поступали неразумно и заставили переживать утку и её деток Взрослый Нет, не смогли Ученики читают ответ на вопрос в учебнике Ответы детей, принимаются все варианты Учащиеся читают пословицы, объясняют как они их понимают Подходят Михаилом Михайловичем Пришвиным Любящий природу, заботящийся о животных, добрый, но и строгий одновременно Не совершать необдуманных поступков. Любить природу, беречь её, защищать животных и оказывать им помощь. -Каждый высказывает своё мнение |
VIII. Домашнее задание Выразительное чтение произведения, подготовить рисунок к рассказу - С каким рассказом вы познакомились на уроке? - Какой урок вы извлекли для себя? - Наш урок подходит к концу. Берегите эту землю, эту воду, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя. | «Ребята и утята» М. Пришвина Что нужно помогать не только людям, но и животным, природе Ученики слушают стихотворение |