Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе: Рассказ Е.И. Чарушина. "Кабан".»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе:
рассказ Е.И. Чарушина. "Кабан".
Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Задачи:
обучающая - расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан»; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; учить делить текст на сюжетные линии, совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно-познавательного текста;
развивающая– развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения; развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность;
воспитывающая – воспитывать любовь к животным, волевые черты характера, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.
Планируемые результаты:
- предметные:умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение «про себя», воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
- метапредметные:
Р-формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работ на уроке.
П-анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в учебной справочной книге.
К-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
-Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Организационный момент.
2.Закрепление пройденного материала.
-Как называется раздел который мы изучаем?
-Как вы понимаете его название? ( Человек должен любить природу,не обижать животных,соблюдать правила поведения в природе)
-Какие правила поведенияв природе вы знаете? ( Не бери зверьков из леса,не разоряй гнезда, не шуми в лесу, не ломай ветки, не рви растения)
С каими произведениями мы познакомились , изучая раздел?( Приемыш, Барбос и Жулька,Выскочка,) А вы помните авторов этих произведений?
3. Знакомство с Е. И. Чарушиным, автором рассказа “Кабан”.
Опускается туман.
Просыпается кабан,
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в старинном городе Вятке (ныне Киров) в семье архитектора. Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесами и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе с отцом в этих путешествиях настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи.) Мать привила сыну любовь к музыке, научила его понимать природу, животных.
Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный (значение слова «живопись» посмотреть в толковом словаре) факультет Ленинградской Академии художеств и успешно закончил в 1926 году.
Маленький мальчик Женя очень любил животных. В доме у них водились кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Женя понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
На день рождения отец дарил сыну книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо мальчик рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и видел в жизни. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
-Какие произведения Евгения Ивановича вы читали?
Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником – анималистом.
-Кто сможет объяснить, что означает слово анималист?
Анималист – художник, рисующий животных
За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль Лейпцигской международной выставки детской книги.
-Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы? (На улице, в цирке, в зоопарке)
-Какие умения должен иметь художник-анималист?
(Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками)
-Да, действительно... Однажды он работал в зоосаде– рисовал животных. И вот, что с ним произошло послужило основой для написания этого рассказа.
4. Формирование новых знаний и умений.
1. Прогнозирование событий.
-Давайте прочитаем название рассказа. («Кабан»)
- Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет говориться в тексте?
-Что вы знаете о кабане?
(Кабан – это крупное хищное и опасное животное с мощными клыками, обитающее в лесах. Тело покрыто густой щетиной, щеткой. Продвигаются кабаны по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой - наоборот). ( фотография на доске)
2. Словарная работа.
Сначала разберем слова, которые вам могут быть непонятны в этом рассказе.
Подберите синонимы к словам
Баловство (шалость)
Унимать (успокаивать)
Сшибить (сразить, побить)
Буянить (скандалить)
Стегать (бить, подгонять)
Объясните значение слов:
Зоосад (зоологический сад, в котором живут звери и птицы)зоопарк
Студень (холодец)
Щетина (жёсткая прямая шерсть)
Гуськом (один вслед другого)
Небоскреб (высокий многоэтажный дом)
5.Первичное чтение рассказа Е. И. Чарушина « Кабан»
6. Беседа после чтения.
-Какое впечатление произвел рассказ?
-В какой момент вы волновались?
-Что вызвало улыбку?
-Оправдались ли наши предположения?
-Кто рисует животных? (Е.Чарушин)
-О каких животных упоминает Е.И.Чарушин? Перечислите.
-Найдите описание оленя-марала. ( фотография на доске)
Рисую я оленя марала, Серёжку.
У него рога новые. Каждый год олени меняют рога. Старые отваливаются, а новые вырастают, сначала мягкие, тёплые, живые, не рога, а кровяной какой-то студень в кожаном пушистом чехле.
Потом студень твердеет, становится настоящим рогом, а кожа отпадает.
Олень-марал - это крупный сибирский олень с большими рогами.
-Что пишет Чарушин о ягуаре? ( фотография на доске)
Ягуар шар деревянный катает в клетке.
Ягуар - хищное млекопитающее семейства кошачьих.
-Найдите описание медведя. ( фотография на доске)
Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днём, при народе, он за конфетку стоит, — а сейчас сам забавляется.
Гималайский медведь-губач - семейство млекопитающих отряда хищных. Имеет короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Губы у него голые и могут сильно выпячиваться (отсюда название), образуя подобие хоботка.
Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел.
Слон- семейство млекопитающих отряда хоботных. К этому семейству в наше время относятся наиболее крупные наземные млекопитающие. ( фотография на доске)
Волки по клетке бегают, кружат: в одну сторону — в другую, в одну — в другую, рысью, быстро.
Волки- хищное млекопитающее семейства псовых. ( фотография на доске)
В общей птичьей загородке танцуют журавли- красавки, подпрыгивают, вертятся. А наш серый журавль их унимает. Баловства не любит.
Журавли-красавки – птица, обитающая в степной зоне России. ( фотография на доске)
Серый журавль- крупная птица, обитающая в Европе и Азии. ( фотография на доске)
-Как выглядят кабаны?
Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, в щётке. Толпятся, на меня не смотрят, не умеют голову поднимать, смотреть вверх. Сверху узкие, как рыбы, — только клыки торчат в стороны.
- Какое качество помогло писателю так подробно описать этих животных? (Наблюдательность)
-Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше?
7. Физминутка
Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой) И все дружно вместе встали. (Встали)
8. Анализ произведения.
-Чем занимался в зоосаду автор?
-В какое время происходит событие?
-Что вы узнали нового и интересного о животных? (Можно прочитать)
-Что нарушило безмятежное спокойствие художника?
-Какие слова из текста подтверждают это?
-Сколько кабанов вырвалось на свободу?
-Чем кабаны напугали автора? ( Сжевали краски. )
-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.
-Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?
-Кто выручил его?
-Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. (Простыми свиньями.)
-Почему автору стало стыдно?
-Что значит «ручные» кабаны?
-Как вы думаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации?
-Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные?
- -Что пережил Чарушин после встречи с кабаном? (Потрясение)
-Найдите подтверждение в тексте.
9. Применение полученных знаний и умений.
1. Составление плана.
-Как можно озаглавить 1-ю часть?
-2-ю, 3-ю и 4-ю части озаглавьте сами.
- У меня получился вот такой план.
2. План.
1. Утро в зоосаду.
2. Наблюдение за обитателями зоосада.
3. Опасные кабаны идут толпой.
4. Простые свиньи.
10. Домашнее задание (на выбор).
1. Прочитать рассказ “Кабан”, попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав иллюстрации к этому произведению.
2. Приготовить пересказ прочитанной истории по плану от 1 лица.
11. Подведение итогов урока.
-Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему? Что полезного вы вынесли из этой истории?
-Какие пословицы подходят к этому рассказу?
Трус своей тени боится.
Душа в пятки ушла.
У страха глаза велики.
Дело мастера боится.
Кто дрожит, тот и бежит.
-Как их можно связать с содержанием рассказа?
-Почему взрослый человек испугался кабанов?
-Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?
(Он не знал, что кабаны ручные. А дикие кабаны очень опасны. Об этих животных вы можете почитать научно-познавательную справочную литературу.)
- С каким чувством автор вспоминает эту историю? (Добродушно-насмешливо, с юмором.)