kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 4 классе: Рассказ Е.И. Чарушина. "Кабан".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для проведения уроков по литературному чтению в 4 классе различных программ обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе: Рассказ Е.И. Чарушина. "Кабан".»

Конспект урока литературного чтения в 4 классе:

рассказ Е.И. Чарушина. "Кабан".

Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Задачи:

обучающая - расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа  «Кабан»; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; учить делить текст на сюжетные линии,  совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно-познавательного текста;

развивающая – развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения; развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность;

воспитывающая – воспитывать любовь к животным,  волевые черты характера, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.  

Планируемые результаты:

предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение «про себя», воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

- метапредметные: 

Р-формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работ на уроке.

П-анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в учебной справочной книге.

К-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

-Личностныепривитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

  1. Организационный момент.

2.Закрепление пройденного материала.

-Как называется раздел который мы изучаем?

-Как вы понимаете его название? ( Человек должен любить природу,не обижать животных,соблюдать правила поведения в природе)

-Какие правила поведенияв природе вы знаете? ( Не бери зверьков из леса,не разоряй гнезда, не шуми в лесу, не ломай ветки, не рви растения)



С каими произведениями мы познакомились , изучая раздел?( Приемыш, Барбос и Жулька,Выскочка,) А вы помните авторов этих произведений? 

3. Знакомство  с  Е. И. Чарушиным,  автором рассказа “Кабан”.

 Опускается туман.

Просыпается кабан,

Роет землю у реки,

Точит острые клыки.



        Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в старинном городе Вятке (ныне Киров) в семье архитектора.  Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесами  и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе с отцом в этих путешествиях настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи.) Мать привила сыну любовь к музыке, научила его понимать природу, животных.

        Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный (значение слова «живопись» посмотреть в толковом словаре) факультет Ленинградской Академии художеств и  успешно закончил в 1926 году.

        Маленький мальчик Женя очень любил животных. В доме у них водились кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Женя понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

        На день рождения отец дарил сыну книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо мальчик рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и видел в жизни. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

-Какие произведения Евгения Ивановича вы читали?

Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником – анималистом.

-Кто сможет объяснить, что означает слово анималист?

Анималист – художник, рисующий животных

За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль Лейпцигской международной выставки детской книги.

-Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы? (На улице, в цирке, в зоопарке)

-Какие умения должен иметь художник-анималист?

(Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками)

-Да, действительно... Однажды он работал в зоосаде– рисовал животных. И вот, что с ним произошло послужило основой для написания этого рассказа.

4. Формирование новых знаний и умений.

1. Прогнозирование событий.

-Давайте прочитаем название рассказа. («Кабан»)

- Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет говориться в тексте?

-Что вы знаете о кабане?

(Кабан – это крупное хищное и опасное животное с мощными клыками,  обитающее в лесах.  Тело покрыто густой щетиной, щеткой.  Продвигаются кабаны по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом  по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой - наоборот). ( фотография на доске)

2. Словарная работа.

Сначала разберем слова, которые вам могут быть непонятны в этом рассказе.

Подберите синонимы к словам

Баловство (шалость)

Унимать (успокаивать)

Сшибить (сразить, побить)

Буянить (скандалить)

Стегать (бить, подгонять)

Объясните значение слов:

Зоосад  (зоологический сад, в котором живут звери и птицы)зоопарк

Студень (холодец)

Щетина (жёсткая прямая шерсть)

Гуськом (один вслед другого)

Небоскреб (высокий многоэтажный дом)

5.  Первичное чтение рассказа Е. И. Чарушина « Кабан»

6. Беседа после чтения.

-Какое впечатление произвел рассказ?

-В какой момент вы волновались?

-Что вызвало улыбку?

-Оправдались ли наши предположения?

-Кто рисует животных? (Е.Чарушин)

-О каких животных упоминает Е.И.Чарушин? Перечислите.

-Найдите описание  оленя-марала. ( фотография на доске)

Рисую я оленя марала, Серёжку.

У него рога новые. Каждый год олени меняют рога. Старые отваливаются, а новые вырастают, сначала мягкие, тёплые, живые, не рога, а кровяной какой-то студень в кожаном пушистом чехле.

Потом студень твердеет, становится настоящим рогом, а кожа отпадает.

Олень-марал - это крупный сибирский олень с большими рогами.

-Что пишет Чарушин о ягуаре?  ( фотография на доске)

Ягуар шар деревянный катает в клетке.

Ягуар - хищное млекопитающее семейства кошачьих.

-Найдите описание медведя. ( фотография на доске)

Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днём, при народе, он за конфетку стоит, — а сейчас сам забавляется.

Гималайский медведь-губач - семейство млекопитающих отряда хищных. Имеет короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Губы у него голые и могут сильно выпячиваться (отсюда название), образуя подобие хоботка.

Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел.

Слон- семейство млекопитающих отряда хоботных. К этому семейству в наше время относятся наиболее крупные наземные млекопитающие. ( фотография на доске)

Волки по клетке бегают, кружат: в одну сторону — в другую, в одну — в другую, рысью, быстро.

Волки- хищное млекопитающее семейства псовых. ( фотография на доске)

В общей птичьей загородке танцуют журавли- красавки, подпрыгивают, вертятся. А наш серый журавль их унимает. Баловства не любит. 

Журавли-красавки – птица, обитающая в степной зоне России. ( фотография на доске)

Серый журавль- крупная птица, обитающая в Европе и Азии. ( фотография на доске)

-Как выглядят кабаны?

Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, в щётке. Толпятся, на меня не смотрят, не умеют голову поднимать, смотреть вверх. Сверху узкие, как рыбы, — только клыки торчат в стороны.

- Какое качество помогло писателю так подробно описать этих животных? (Наблюдательность)

-Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше?

7. Физминутка

Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)

8. Анализ произведения.

-Чем занимался в зоосаду автор?

-В какое время происходит событие?

-Что вы узнали нового и интересного о животных? (Можно прочитать)

 -Что нарушило безмятежное спокойствие художника?

-Какие слова из текста подтверждают это?

  -Сколько кабанов вырвалось на свободу?

-Чем кабаны напугали автора? ( Сжевали краски. )

-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.

-Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

-Кто выручил его?

-Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. (Простыми свиньями.)

 -Почему автору стало стыдно?

-Что значит  «ручные» кабаны?

-Как вы думаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации?

-Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие    животные?

- -Что пережил Чарушин после встречи с кабаном? (Потрясение)

-Найдите подтверждение в тексте.

9. Применение полученных знаний и умений.

1. Составление плана.

-Как можно озаглавить 1-ю часть?

-2-ю, 3-ю и 4-ю части озаглавьте сами.

 - У меня получился вот такой план.

2. План.

1. Утро в зоосаду.

2. Наблюдение за обитателями зоосада.

3. Опасные кабаны идут толпой.

4. Простые свиньи.

10. Домашнее задание (на выбор).

1. Прочитать рассказ “Кабан”, попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав иллюстрации к  этому произведению.

2. Приготовить пересказ прочитанной истории по плану от 1 лица.

11. Подведение итогов урока.

-Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему? Что полезного вы вынесли из этой истории?

-Какие пословицы подходят к этому рассказу? 

Трус своей тени боится.

Душа в пятки ушла.

У страха глаза велики.

Дело мастера боится.

Кто дрожит, тот и бежит.

-Как их можно связать с содержанием рассказа?

-Почему взрослый человек испугался кабанов?

-Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?

(Он не знал, что кабаны ручные. А дикие кабаны очень опасны. Об этих животных вы можете почитать научно-познавательную справочную литературу.)

- С каким чувством автор вспоминает эту историю? (Добродушно-насмешливо, с юмором.)

12.Рефлексия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения в 4 классе: Рассказ Е.И. Чарушина. "Кабан".

Автор: Елена Ивановна Усачева

Дата: 27.05.2023

Номер свидетельства: 632543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин "Кабан" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-ie-charushin-kaban-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416242851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства