kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по этической грамматике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Тема: Кротость.

     Цель: способствовать воспитанию  у детей человеколюбия, доброты, сопереживания,  сочувствия, смирения, скромности, услужливости, внимания к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам; уважения к взрослым; выявление правильного и ошибочного представления о добрых делах.

    Форма проведения: этическая беседа

    Место проведения: классный кабинет

    Оборудование:  доска, компьютер, медиа-проектор, презентация, карточки с пословицами, карточки-лепестки для  слов, составляющих  понятие «Кротость».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по этической грамматике. »

Тема: Кротость.

Цель: способствовать воспитанию у детей человеколюбия, доброты, сопереживания, сочувствия, смирения, скромности, услужливости, внимания к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам; уважения к взрослым; выявление правильного и ошибочного представления о добрых делах.

Форма проведения: этическая беседа

Место проведения: классный кабинет

Оборудование: доска, компьютер, медиа-проектор, презентация, карточки с пословицами, карточки-лепестки для слов, составляющих понятие «Кротость».



Ход занятия.

І. Орг. момент.

ІІ. Беседы.

1. -Подумать, какого человека и за что можно назвать кротким?

- Перечислить качества этого человека. (Например: доброта, смирение, скромность, услужливость и т. д.)

- Встречали ли вы кротких людей? Чем эти люди отличаются от всех остальных?

- Считаете ли вы себя кротким человеком?

- Можете ли вы по лицу того или иного человека определить, крот­кий он или нет?

2. Работа с толковым словарём.

а)Толковый словарь Ожегова.

Кротость КРО́ТКИЙ, -ая, -ое; -ток, -тка́, -тко. Незлобивый, покорный, смирный. К. характер. Кроткая душа.


ІІІ. Игра «Кто самый кроткий».

-Подумайте, что в природе и когда бывает крот­ким? ( Например: море - когда оно спокойное и прозрачное; небо - когда оно лазурное и безоблачное и т. д.)

- Объясните, почему те или иные обитатели мира природы - кроткие.

( Например: почему береза кроткая?

почему колосок кроткий и т. д.

- Какие животные (птицы, насекомые и т. д.) кажутся вам смирен­ными и кроткими, и почему?

ІV. Сказка народов Индии

ПОДАРОК ГОЛУБЯ

Сказка народов Индии

На краю маленькой деревеньки жил крестьянин Кижаван. Он был очень беден и не имел ника­ких родственников, даже дальних. Но Кижаван не горевал: он дружил со всеми лесными жите­лями - зверями и птицами. А у кого много друзей, тот разве ску­чает когда-нибудь? Кижаван хорошо знал язык зверей и птиц. Встретит он кого-либо из лесных обитателей, поговорит с ним - и легко станет у него на душе. Птицы, завидев Кижавана, всегда приветствовали его радостным щебетом.

Жил Кижаван в маленькой лачуге. Однажды он сильно про­голодался, но дома ничего съестного не оказалось. Кижаван взял палку и пошел в лес. Бродил-бродил он там, ничего не нашел и повернул обратно к дому.

  • Помоги мне! - вдруг услышал он.

Кижаван обернулся и увидел, что на дороге стоит нахохлив­шийся голубь.

  • Я не могу летать. Спаси меня! - попросил он с мольбой в голосе.

Жаль стало Кижавану беззащитного голубя. Он поднял его с земли, ласково прижал к себе и пошел дальше. Дома он осто­рожно посадил птицу на постель.

  • Пока не выздоровеешь - будешь жить у меня. Не бойся, я никому не позволю обидеть тебя и помогу всем, чем смогу. Беда только, что сейчас-то мне нечем тебя накормить. У меня совсем ничего нет, - с горечью проговорил Кижаван.

  • Не печалься, - утешил его голубь, - в лесу растет большое де­рево манго. В его дупле лежит рис. Пойди туда и возьми этот рис.

Кижаван, не мешкая, отправился в лес искать дерево манго. Шел он, шел, но дерева все не встречал.

Наконец Кижаван устал и присел на бугор. Смотрит - а де­рево манго растет прямо перед ним. Заглянул Кижаван в дупло увидел, что там лежит горстка риса, а вокруг все сверкает искрится от бриллиантов и других драгоценных камней. Равнодушно посмотрел Кижаван на сокровище.

«Зачем мне эти камни? Ведь украшать себя я не собираюсь», - подумал он.

Он взял только рис, вернулся в деревню, поднялся на свое крыльцо и у порога увидел второго голубя. Едва он отворил дверь, как голубь вспорхнул внутрь и оказался возле своего больного друга. Птицы радостно заворковали. Кижаван отдал им весь рис, и они упорно заработали клювами. А крестьянин сидел возле них и любовался.

  • Что же ты себе не оставил рису? - спросил его второй голубь.

  • Да ведь там и оставлять-то было нечего. Только и хватило, чтобы вам насытиться. Ничего, я потерплю, не умру, - спокойно ответил Кижаван.

Голубь вылетел из лачуги и скоро вернулся, неся что-то в клюве. Подлетев к Кижавану, он положил свою ношу к его ногам,это оказалось золотое кольцо.

  • Возьми этот перстень. Пока ты не снимешь его с руки, у тебя будет все, что ни пожелаешь, - сказал голубь.

  • Если это правда, то спасибо тебе, - поблагодарил его Кижаван. - Мне бы только немного хлеба да молока, а больше ничего не надо.

Не успел он это проговорить, как на столе появилась маленькая тарелочка со свежим, аппетитно пахнущим хлебом и рядом - чашка с молоком. Кижаван выпил молока, съел кусочек хлеба, а остатки искрошил голубям. С тех пор Кижаван живет счастливо. Все, что нужно для жизни, дает ему перстень - подарок друга-голубя.

Вопросы и задания к сказке:

  • Можно ли, по-вашему мнению, назвать Кижавана кротким чело­веком, и почему?

  • Как сложилась бы жизнь Кижавана, если бы драгоценности ос­лепили его, и он забыл про голодного голубя?

  • Как вы думаете, откуда голубь достал волшебный перстень?

  • Как вы думаете, на каком языке говорил Кижаван с животными и птицами?

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы тоже понимали язык животных и птиц?

  • Если бы вы получили от голубя волшебный перстень, что вы попросили бы у него для себя, своей семьи и своих друзей?



Рисунок «Подарки лесных жителей»

Раздайте детям карточки с рисунками разных лесных обита­телей. Дети от имени своих обитателей по очереди рассказы­вают о том, чем им помог добрый Кижаван.

Например: потерявшегося в лесу зайчонка отнес его маме;

бельчонку залечил сломанную лапу;

спас птенцов от коршуна;

построил для диких пчел улей и т. д.

Затем дети рисуют, чем разные лесные обитатели отблагодарят Кижавана за его доброту. Например: белочка подарит ему сушеные грибы; зайчиха покажет ему целебные травы, птицы - ягодные места; пчелы угостят медом.

Сценка «Кроткое слово»

Прочитайте детям пословицу: «Кроткое слово гнев побеждает». Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать кроткие слова и жесты, которые могут усмирить хищника; успоко- ить человека, который упал и сильно ушибся; помирить двух друзей; поддержать человека, который потерял деньги.

Затем в сценке-диалоге дети изображают придуманную ситуацию.



МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ.



  1. ПРИТЧИ О КРОТОСТИ И СМИРЕНИИ.

Хотел подорожник расти на пригорке.
Да вытеснили его оттуда самые высокие травы.
Пришлось ему сойти пониже. Но и тут ему не позволили жить красивые, но жестокие цветы.
Так спускался, спускался он вниз.
И осталось ему место только на проезжей дороге.
Хорошее место – солнечное, просторное, потому что мало желающих жить тут.
Одна беда: топчут здесь его все, кому не лень, ездят по нему машины.
А он только безропотно распрямляется и смиренно терпит все.
И все эти неудобства. И то, что не такой прекрасный, как другие цветы и травы. Ни красоты у него, ни аромата…
Но зато, когда кому-нибудь из прохожих случается вдруг порезать руку или ногу, – первым делом ищут подорожник и кладут на рану его листы.
Вот какова сила смирения даже у простых трав!


2. Определить, являются ли слова «краткий» и «кроткий» родственными. Если нет, то почему? С каждым из них составить словосочетание «прилагательное + существительное», к каждому подобрать однокоренные слова.

1) Краткий, кратчайший, сократить, сократить, сокращение, укоротить, короткий.

2) Кроткий, кротость, укротить, укрощать, укрощение. Назвать слова для проверки безударной гласной в корне.

Вывод: слова «краткий» и «кроткий» имеют разное лексическое значение (краткий - недолгий, короткий; кроткий - смирный, покорный), поэтому не являются родственными; прилагательное кроткий употребляется с одушевленными существительными (кроткий человек, ребенок), краткий - с неодушевленными (краткий путь, пересказ, разговор, краткое изложение).

3. Пословицы

Кроткое слово гнев побеждает. (Брань, привет, Кротость)

Кто везет, того и погоняют. (Правда-кривда, О пережитках прошлого, Кротость)

Мягок, как воск. (Строгость, кротость, Кротость, Мягкость)

Суров - не ладно, смирен - не гораздо. (Строгость, кротость, Человек, Качества, Кротость, Робость, Суровый, О кротости, смирении строгости и гордости)

Бойкий скачет, а смирный плачет. (Строгость, кротость, О смелости, отваге, стойкости, Кротость, О кротости, смирении строгости и гордости)

Смирного волка и телята лижут. (Житейская мудрость, Человек, его качества, Кротость, Смирный)

Сделайся только овцой, а волки готовы. (О скромности и кротости, Кротость, Смирный)

Скромность всякому к лицу. (О скромности и кротости, Житейский опыт и наставления, Кротость, Скромность)

Скромность красит человека. (О скромности и кротости, Кротость, Скромность)

Тише воды, ниже травы. (О скромности и кротости, Человек, его качества, О быте, Кротость, Тихоня)

Из него хоть веревки вей. (Бесхарактерный, Кротость)

В поле пшеница годом родится, а добрый и кроткий человек всегда пригодится. (Кротость)

Живи тихо - не увидишь лиха. (Кротость)

И тихая вода подмывает берега. (Кротость)

Ласковое теля (телятко, теленок) двух маток сосет, а угрюмое ни одной (а бодливому и одна не дает). (Кротость)

На нем хоть воду вбзи. (Кротость)

Незлобен как голубь. (Кротость)

Смирная овца - волку корысть. (Кротость)

Ходит как линь по дну - и воды не замутит. (Кротость, Тихоня)

Хоть горшком назови, только в печкуне ставь. (Кротость)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по этической грамматике.

Автор: Щипцова Надежда Алексеевна

Дата: 19.05.2015

Номер свидетельства: 213458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922161"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме "Фонетика""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "248551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739122"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока французского языка в 8 классе на тему "Изучаем грамматику.Переход прямой речи в косвенную" "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-frantsuzskogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-izuchaiem-ghrammatiku-pieriekhod-priamoi-riechi-v-kosviennuiu"
    ["file_id"] => string(6) "187016"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426442215"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по русскому языку, 2 класс по теме "Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-2-klass-po-tiemie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "116816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412612288"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект интегрированного урока русского языка в колледже "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkogho-iazyka-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "220275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434560933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства