Цель: способствовать воспитанию у детей человеколюбия, доброты, сопереживания, сочувствия, смирения, скромности, услужливости, внимания к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам; уважения к взрослым; выявление правильного и ошибочного представления о добрых делах.
Форма проведения: этическая беседа
Место проведения: классный кабинет
Оборудование: доска, компьютер, медиа-проектор, презентация, карточки с пословицами, карточки-лепестки для слов, составляющих понятие «Кротость».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по этической грамматике. »
Тема: Кротость.
Цель: способствовать воспитанию у детей человеколюбия, доброты, сопереживания, сочувствия, смирения, скромности, услужливости, внимания к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам; уважения к взрослым; выявление правильного и ошибочного представления о добрых делах.
Форма проведения: этическая беседа
Место проведения: классный кабинет
Оборудование: доска, компьютер, медиа-проектор, презентация, карточки с пословицами, карточки-лепестки для слов, составляющих понятие «Кротость».
Ход занятия.
І. Орг. момент.
ІІ. Беседы.
1. -Подумать, какого человека и за что можно назвать кротким?
- Перечислить качества этого человека. (Например: доброта, смирение, скромность, услужливость и т. д.)
- Встречали ли вы кротких людей? Чем эти люди отличаются от всех остальных?
- Считаете ли вы себя кротким человеком?
- Можете ли вы по лицу того или иного человека определить, кроткий он или нет?
2. Работа с толковым словарём.
а)Толковый словарь Ожегова.
Кротость КРО́ТКИЙ, -ая, -ое; -ток, -тка́, -тко. Незлобивый, покорный, смирный. К. характер. Кроткая душа.
ІІІ. Игра «Кто самый кроткий».
-Подумайте, что в природе и когда бывает кротким? ( Например: море - когда оно спокойное и прозрачное; небо - когда оно лазурное и безоблачное и т. д.)
- Объясните, почему те или иные обитатели мира природы - кроткие.
( Например: почему береза кроткая?
почему колосок кроткий и т. д.
- Какие животные (птицы, насекомые и т. д.) кажутся вам смиренными и кроткими, и почему?
ІV. Сказка народов Индии
ПОДАРОК ГОЛУБЯ
Сказка народов Индии
На краю маленькой деревеньки жил крестьянин Кижаван. Он был очень беден и не имел никаких родственников, даже дальних. Но Кижаван не горевал: он дружил со всеми лесными жителями - зверями и птицами. А у кого много друзей, тот разве скучает когда-нибудь? Кижаван хорошо знал язык зверей и птиц. Встретит он кого-либо из лесных обитателей, поговорит с ним - и легко станет у него на душе. Птицы, завидев Кижавана, всегда приветствовали его радостным щебетом.
Жил Кижаван в маленькой лачуге. Однажды он сильно проголодался, но дома ничего съестного не оказалось. Кижаван взял палку и пошел в лес. Бродил-бродил он там, ничего не нашел и повернул обратно к дому.
Помоги мне! - вдруг услышал он.
Кижаван обернулся и увидел, что на дороге стоит нахохлившийся голубь.
Я не могу летать. Спаси меня! - попросил он с мольбой в голосе.
Жаль стало Кижавану беззащитного голубя. Он поднял его с земли, ласково прижал к себе и пошел дальше. Дома он осторожно посадил птицу на постель.
Пока не выздоровеешь - будешь жить у меня. Не бойся, я никому не позволю обидеть тебя и помогу всем, чем смогу. Беда только, что сейчас-то мне нечем тебя накормить. У меня совсем ничего нет, - с горечью проговорил Кижаван.
Не печалься, - утешил его голубь, - в лесу растет большое дерево манго. В его дупле лежит рис. Пойди туда и возьми этот рис.
Кижаван, не мешкая, отправился в лес искать дерево манго. Шел он, шел, но дерева все не встречал.
Наконец Кижаван устал и присел на бугор. Смотрит - а дерево манго растет прямо перед ним. Заглянул Кижаван в дупло увидел, что там лежит горстка риса, а вокруг все сверкает искрится от бриллиантов и других драгоценных камней. Равнодушно посмотрел Кижаван на сокровище.
«Зачем мне эти камни? Ведь украшать себя я не собираюсь», - подумал он.
Он взял только рис, вернулся в деревню, поднялся на свое крыльцо и у порога увидел второго голубя. Едва он отворил дверь, как голубь вспорхнул внутрь и оказался возле своего больного друга. Птицы радостно заворковали. Кижаван отдал им весь рис, и они упорно заработали клювами. А крестьянин сидел возле них и любовался.
Что же ты себе не оставил рису? - спросил его второй голубь.
Да ведь там и оставлять-то было нечего. Только и хватило, чтобы вам насытиться. Ничего, я потерплю, не умру, - спокойно ответил Кижаван.
Голубь вылетел из лачуги и скоро вернулся, неся что-то в клюве. Подлетев к Кижавану, он положил свою ношу к его ногам,это оказалось золотое кольцо.
Возьми этот перстень. Пока ты не снимешь его с руки, у тебя будет все, что ни пожелаешь, - сказал голубь.
Если это правда, то спасибо тебе, - поблагодарил его Кижаван. - Мне бы только немного хлеба да молока, а больше ничего не надо.
Не успел он это проговорить, как на столе появилась маленькая тарелочка со свежим, аппетитно пахнущим хлебом и рядом - чашка с молоком. Кижаван выпил молока, съел кусочек хлеба, а остатки искрошил голубям. С тех пор Кижаван живет счастливо. Все, что нужно для жизни, дает ему перстень - подарок друга-голубя.
Вопросы и задания к сказке:
Можно ли, по-вашему мнению, назвать Кижавана кротким человеком, и почему?
Как сложилась бы жизнь Кижавана, если бы драгоценности ослепили его, и он забыл про голодного голубя?
Как вы думаете, откуда голубь достал волшебный перстень?
Как вы думаете, на каком языке говорил Кижаван с животными и птицами?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы тоже понимали язык животных и птиц?
Если бы вы получили от голубя волшебный перстень, что вы попросили бы у него для себя, своей семьи и своих друзей?
Рисунок «Подарки лесных жителей»
Раздайте детям карточки с рисунками разных лесных обитателей. Дети от имени своих обитателей по очереди рассказывают о том, чем им помог добрый Кижаван.
Например: потерявшегося в лесу зайчонка отнес его маме;
бельчонку залечил сломанную лапу;
спас птенцов от коршуна;
построил для диких пчел улей и т. д.
Затем дети рисуют, чем разные лесные обитатели отблагодарят Кижавана за его доброту. Например: белочка подарит ему сушеные грибы; зайчиха покажет ему целебные травы, птицы - ягодные места; пчелы угостят медом.
Сценка «Кроткое слово»
Прочитайте детям пословицу: «Кроткое слово гнев побеждает».Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать кроткие слова и жесты, которые могут усмирить хищника; успоко- ить человека, который упал и сильно ушибся; помирить двух друзей; поддержать человека, который потерял деньги.
Затем в сценке-диалоге дети изображают придуманную ситуацию.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ.
ПРИТЧИ О КРОТОСТИ И СМИРЕНИИ.
Хотел подорожник расти на пригорке. Да вытеснили его оттуда самые высокие травы. Пришлось ему сойти пониже. Но и тут ему не позволили жить красивые, но жестокие цветы. Так спускался, спускался он вниз. И осталось ему место только на проезжей дороге. Хорошее место – солнечное, просторное, потому что мало желающих жить тут. Одна беда: топчут здесь его все, кому не лень, ездят по нему машины. А он только безропотно распрямляется и смиренно терпит все. И все эти неудобства. И то, что не такой прекрасный, как другие цветы и травы. Ни красоты у него, ни аромата… Но зато, когда кому-нибудь из прохожих случается вдруг порезать руку или ногу, – первым делом ищут подорожник и кладут на рану его листы. Вот какова сила смирения даже у простых трав!
2. Определить, являются ли слова «краткий» и «кроткий» родственными. Если нет, то почему? С каждым из них составить словосочетание «прилагательное + существительное», к каждому подобрать однокоренные слова.
2) Кроткий, кротость, укротить, укрощать, укрощение. Назвать слова для проверки безударной гласной в корне.
Вывод: слова «краткий» и «кроткий» имеют разное лексическое значение (краткий - недолгий, короткий; кроткий - смирный, покорный), поэтому не являются родственными; прилагательное кроткий употребляется с одушевленными существительными (кроткий человек, ребенок), краткий - с неодушевленными (краткий путь, пересказ, разговор, краткое изложение).
3. Пословицы
Кроткое слово гнев побеждает. (Брань, привет, Кротость)
Кто везет, того и погоняют. (Правда-кривда, О пережитках прошлого, Кротость)
Мягок, как воск. (Строгость, кротость, Кротость, Мягкость)
Суров - не ладно, смирен - не гораздо. (Строгость, кротость, Человек, Качества, Кротость, Робость, Суровый, О кротости, смирении строгости и гордости)
Бойкий скачет, а смирный плачет. (Строгость, кротость, О смелости, отваге, стойкости, Кротость, О кротости, смирении строгости и гордости)
Смирного волка и телята лижут. (Житейская мудрость, Человек, его качества, Кротость, Смирный)
Сделайся только овцой, а волки готовы. (О скромности и кротости, Кротость, Смирный)
Скромность всякому к лицу. (О скромности и кротости, Житейский опыт и наставления, Кротость, Скромность)
Скромность красит человека. (О скромности и кротости, Кротость, Скромность)
Тише воды, ниже травы. (О скромности и кротости, Человек, его качества, О быте, Кротость, Тихоня)
Из него хоть веревки вей. (Бесхарактерный, Кротость)
В поле пшеница годом родится, а добрый и кроткий человек всегда пригодится. (Кротость)
Живи тихо - не увидишь лиха. (Кротость)
И тихая вода подмывает берега. (Кротость)
Ласковое теля (телятко, теленок) двух маток сосет, а угрюмое ни одной (а бодливому и одна не дает). (Кротость)
На нем хоть воду вбзи. (Кротость)
Незлобен как голубь. (Кротость)
Смирная овца - волку корысть. (Кротость)
Ходит как линь по дну - и воды не замутит. (Кротость, Тихоня)
Хоть горшком назови, только в печкуне ставь. (Кротость)