kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по этической грамматике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Тема: Кротость.

     Цель: способствовать воспитанию  у детей человеколюбия, доброты, сопереживания,  сочувствия, смирения, скромности, услужливости, внимания к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам; уважения к взрослым; выявление правильного и ошибочного представления о добрых делах.

    Форма проведения: этическая беседа

    Место проведения: классный кабинет

    Оборудование:  доска, компьютер, медиа-проектор, презентация, карточки с пословицами, карточки-лепестки для  слов, составляющих  понятие «Кротость».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по этической грамматике. »

Тема: Кротость.

Цель: способствовать воспитанию у детей человеколюбия, доброты, сопереживания, сочувствия, смирения, скромности, услужливости, внимания к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам; уважения к взрослым; выявление правильного и ошибочного представления о добрых делах.

Форма проведения: этическая беседа

Место проведения: классный кабинет

Оборудование: доска, компьютер, медиа-проектор, презентация, карточки с пословицами, карточки-лепестки для слов, составляющих понятие «Кротость».



Ход занятия.

І. Орг. момент.

ІІ. Беседы.

1. -Подумать, какого человека и за что можно назвать кротким?

- Перечислить качества этого человека. (Например: доброта, смирение, скромность, услужливость и т. д.)

- Встречали ли вы кротких людей? Чем эти люди отличаются от всех остальных?

- Считаете ли вы себя кротким человеком?

- Можете ли вы по лицу того или иного человека определить, крот­кий он или нет?

2. Работа с толковым словарём.

а)Толковый словарь Ожегова.

Кротость КРО́ТКИЙ, -ая, -ое; -ток, -тка́, -тко. Незлобивый, покорный, смирный. К. характер. Кроткая душа.


ІІІ. Игра «Кто самый кроткий».

-Подумайте, что в природе и когда бывает крот­ким? ( Например: море - когда оно спокойное и прозрачное; небо - когда оно лазурное и безоблачное и т. д.)

- Объясните, почему те или иные обитатели мира природы - кроткие.

( Например: почему береза кроткая?

почему колосок кроткий и т. д.

- Какие животные (птицы, насекомые и т. д.) кажутся вам смирен­ными и кроткими, и почему?

ІV. Сказка народов Индии

ПОДАРОК ГОЛУБЯ

Сказка народов Индии

На краю маленькой деревеньки жил крестьянин Кижаван. Он был очень беден и не имел ника­ких родственников, даже дальних. Но Кижаван не горевал: он дружил со всеми лесными жите­лями - зверями и птицами. А у кого много друзей, тот разве ску­чает когда-нибудь? Кижаван хорошо знал язык зверей и птиц. Встретит он кого-либо из лесных обитателей, поговорит с ним - и легко станет у него на душе. Птицы, завидев Кижавана, всегда приветствовали его радостным щебетом.

Жил Кижаван в маленькой лачуге. Однажды он сильно про­голодался, но дома ничего съестного не оказалось. Кижаван взял палку и пошел в лес. Бродил-бродил он там, ничего не нашел и повернул обратно к дому.

  • Помоги мне! - вдруг услышал он.

Кижаван обернулся и увидел, что на дороге стоит нахохлив­шийся голубь.

  • Я не могу летать. Спаси меня! - попросил он с мольбой в голосе.

Жаль стало Кижавану беззащитного голубя. Он поднял его с земли, ласково прижал к себе и пошел дальше. Дома он осто­рожно посадил птицу на постель.

  • Пока не выздоровеешь - будешь жить у меня. Не бойся, я никому не позволю обидеть тебя и помогу всем, чем смогу. Беда только, что сейчас-то мне нечем тебя накормить. У меня совсем ничего нет, - с горечью проговорил Кижаван.

  • Не печалься, - утешил его голубь, - в лесу растет большое де­рево манго. В его дупле лежит рис. Пойди туда и возьми этот рис.

Кижаван, не мешкая, отправился в лес искать дерево манго. Шел он, шел, но дерева все не встречал.

Наконец Кижаван устал и присел на бугор. Смотрит - а де­рево манго растет прямо перед ним. Заглянул Кижаван в дупло увидел, что там лежит горстка риса, а вокруг все сверкает искрится от бриллиантов и других драгоценных камней. Равнодушно посмотрел Кижаван на сокровище.

«Зачем мне эти камни? Ведь украшать себя я не собираюсь», - подумал он.

Он взял только рис, вернулся в деревню, поднялся на свое крыльцо и у порога увидел второго голубя. Едва он отворил дверь, как голубь вспорхнул внутрь и оказался возле своего больного друга. Птицы радостно заворковали. Кижаван отдал им весь рис, и они упорно заработали клювами. А крестьянин сидел возле них и любовался.

  • Что же ты себе не оставил рису? - спросил его второй голубь.

  • Да ведь там и оставлять-то было нечего. Только и хватило, чтобы вам насытиться. Ничего, я потерплю, не умру, - спокойно ответил Кижаван.

Голубь вылетел из лачуги и скоро вернулся, неся что-то в клюве. Подлетев к Кижавану, он положил свою ношу к его ногам,это оказалось золотое кольцо.

  • Возьми этот перстень. Пока ты не снимешь его с руки, у тебя будет все, что ни пожелаешь, - сказал голубь.

  • Если это правда, то спасибо тебе, - поблагодарил его Кижаван. - Мне бы только немного хлеба да молока, а больше ничего не надо.

Не успел он это проговорить, как на столе появилась маленькая тарелочка со свежим, аппетитно пахнущим хлебом и рядом - чашка с молоком. Кижаван выпил молока, съел кусочек хлеба, а остатки искрошил голубям. С тех пор Кижаван живет счастливо. Все, что нужно для жизни, дает ему перстень - подарок друга-голубя.

Вопросы и задания к сказке:

  • Можно ли, по-вашему мнению, назвать Кижавана кротким чело­веком, и почему?

  • Как сложилась бы жизнь Кижавана, если бы драгоценности ос­лепили его, и он забыл про голодного голубя?

  • Как вы думаете, откуда голубь достал волшебный перстень?

  • Как вы думаете, на каком языке говорил Кижаван с животными и птицами?

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы тоже понимали язык животных и птиц?

  • Если бы вы получили от голубя волшебный перстень, что вы попросили бы у него для себя, своей семьи и своих друзей?



Рисунок «Подарки лесных жителей»

Раздайте детям карточки с рисунками разных лесных обита­телей. Дети от имени своих обитателей по очереди рассказы­вают о том, чем им помог добрый Кижаван.

Например: потерявшегося в лесу зайчонка отнес его маме;

бельчонку залечил сломанную лапу;

спас птенцов от коршуна;

построил для диких пчел улей и т. д.

Затем дети рисуют, чем разные лесные обитатели отблагодарят Кижавана за его доброту. Например: белочка подарит ему сушеные грибы; зайчиха покажет ему целебные травы, птицы - ягодные места; пчелы угостят медом.

Сценка «Кроткое слово»

Прочитайте детям пословицу: «Кроткое слово гнев побеждает». Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать кроткие слова и жесты, которые могут усмирить хищника; успоко- ить человека, который упал и сильно ушибся; помирить двух друзей; поддержать человека, который потерял деньги.

Затем в сценке-диалоге дети изображают придуманную ситуацию.



МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ.



  1. ПРИТЧИ О КРОТОСТИ И СМИРЕНИИ.

Хотел подорожник расти на пригорке.
Да вытеснили его оттуда самые высокие травы.
Пришлось ему сойти пониже. Но и тут ему не позволили жить красивые, но жестокие цветы.
Так спускался, спускался он вниз.
И осталось ему место только на проезжей дороге.
Хорошее место – солнечное, просторное, потому что мало желающих жить тут.
Одна беда: топчут здесь его все, кому не лень, ездят по нему машины.
А он только безропотно распрямляется и смиренно терпит все.
И все эти неудобства. И то, что не такой прекрасный, как другие цветы и травы. Ни красоты у него, ни аромата…
Но зато, когда кому-нибудь из прохожих случается вдруг порезать руку или ногу, – первым делом ищут подорожник и кладут на рану его листы.
Вот какова сила смирения даже у простых трав!


2. Определить, являются ли слова «краткий» и «кроткий» родственными. Если нет, то почему? С каждым из них составить словосочетание «прилагательное + существительное», к каждому подобрать однокоренные слова.

1) Краткий, кратчайший, сократить, сократить, сокращение, укоротить, короткий.

2) Кроткий, кротость, укротить, укрощать, укрощение. Назвать слова для проверки безударной гласной в корне.

Вывод: слова «краткий» и «кроткий» имеют разное лексическое значение (краткий - недолгий, короткий; кроткий - смирный, покорный), поэтому не являются родственными; прилагательное кроткий употребляется с одушевленными существительными (кроткий человек, ребенок), краткий - с неодушевленными (краткий путь, пересказ, разговор, краткое изложение).

3. Пословицы

Кроткое слово гнев побеждает. (Брань, привет, Кротость)

Кто везет, того и погоняют. (Правда-кривда, О пережитках прошлого, Кротость)

Мягок, как воск. (Строгость, кротость, Кротость, Мягкость)

Суров - не ладно, смирен - не гораздо. (Строгость, кротость, Человек, Качества, Кротость, Робость, Суровый, О кротости, смирении строгости и гордости)

Бойкий скачет, а смирный плачет. (Строгость, кротость, О смелости, отваге, стойкости, Кротость, О кротости, смирении строгости и гордости)

Смирного волка и телята лижут. (Житейская мудрость, Человек, его качества, Кротость, Смирный)

Сделайся только овцой, а волки готовы. (О скромности и кротости, Кротость, Смирный)

Скромность всякому к лицу. (О скромности и кротости, Житейский опыт и наставления, Кротость, Скромность)

Скромность красит человека. (О скромности и кротости, Кротость, Скромность)

Тише воды, ниже травы. (О скромности и кротости, Человек, его качества, О быте, Кротость, Тихоня)

Из него хоть веревки вей. (Бесхарактерный, Кротость)

В поле пшеница годом родится, а добрый и кроткий человек всегда пригодится. (Кротость)

Живи тихо - не увидишь лиха. (Кротость)

И тихая вода подмывает берега. (Кротость)

Ласковое теля (телятко, теленок) двух маток сосет, а угрюмое ни одной (а бодливому и одна не дает). (Кротость)

На нем хоть воду вбзи. (Кротость)

Незлобен как голубь. (Кротость)

Смирная овца - волку корысть. (Кротость)

Ходит как линь по дну - и воды не замутит. (Кротость, Тихоня)

Хоть горшком назови, только в печкуне ставь. (Кротость)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по этической грамматике.

Автор: Щипцова Надежда Алексеевна

Дата: 19.05.2015

Номер свидетельства: 213458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922161"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме "Фонетика""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "248551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739122"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока французского языка в 8 классе на тему "Изучаем грамматику.Переход прямой речи в косвенную" "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-frantsuzskogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-izuchaiem-ghrammatiku-pieriekhod-priamoi-riechi-v-kosviennuiu"
    ["file_id"] => string(6) "187016"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426442215"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по русскому языку, 2 класс по теме "Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-2-klass-po-tiemie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "116816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412612288"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект интегрированного урока русского языка в колледже "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkogho-iazyka-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "220275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434560933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства