Цели:
- познакомить детей с новым звуком и буквой
- учить отличать новые звук и букву от других звуков и букв
- совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения
- развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
Оборудование: набор предметных картинок, касса букв.
- Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Сегодня на уроке чтения мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующие упражнения (на доске расставлены в ряд картинки с изображением жука, жабы, тележки, жеребенка, ежа, снежинки).
- Назовите предметы, изображенные на картинках, в указанном порядке и постарайтесь их запомнить.
-А сейчас закройте глаза (учитель делает перестановку картинок).
-Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.
- Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока.
- Рассмотрите изображения букв, прикрепленные на доске, выделите одну из них не менее чем по трем признакам и сформулируйте вторую часть темы сегодняшнего урока.
На доске карточки с буквами И, У, А, О, ж.
- А теперь сформулируйте тему урока полностью.
- Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы (на доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями вместо некоторых слов:
- Познакомиться с …звуком и с новой …;
- Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;
- Учиться читать … , и ,. с новой буквой
Ответ дает 1 ученик.
- Первоначально картинки стояли так: жук, тележка, жаба, еж, жеребенок, снежинки.
- Сейчас они расположены так: жук, жаба, тележка, снежинки, жеребенок. Поменялись картинки с изображением жабы и тележки, снежинки и жеребенка.
- В каждом слове встречается звук [Ж], значит первая часть темы сегодняшнего урока «Звук [Ж]»
- Я предлагаю исключить букву Ж. Она согласная, а все остальные гласные; она строчная, остальные заглавные; ее мы не изучали, а с остальными уже работали. Значит, вторая часть темы сегодняшнего урока «Согласная строчная буква Ж».
-Тема сегодняшнего урока «Звук [Ж], согласная строчная буква «Ж»».
Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют цель урока.
- Цель нашей работы такова:
* познакомиться с новым звуком и новой буквой;
* учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
*учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
- Изучение нового материала
- Работа со звуком.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя. Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука, а наш новый звук занимает первое место.
- Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте.
- Закройте уши, произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте.
- Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий.
- Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы.
- Нашему гостю-жуку тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это ему не удается, помогите.
- Дайте характеристику нового звука полностью.
-К нам сегодня придет жук, потому что в этом слоге три звука, а звук [Ж] - первый.
- [Ж] - [Ж] - [Ж] Этот звук согласный, потому что когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда.
- Он звонкий, потому что в ушах слышен звон.
- От твердый.
- Звук [Ж] – согласный, звонкий, твердый.
Ищут слова, делают вывод.
-Таких слов нет, значит этот звук всегда твердый.
2) Физминутка.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Жук решил проверить, хорошо ли вы запомнили звук, с которого начинает его название. Он предлагает для этого отправиться с ним в путешествие. Если мы встретим предмет, в названии которого есть новый звук, будем радостно хлопать в ладоши и прыгать. Если этого звука нет, быстро убегаем (на месте) от предмета.
Далее учитель называет слова (дружок, корова, ромашка, жук, жаба, бабочка, лужа, чижи, орел, стрижи, самолет).
3) Работа с буквой
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дети находят букву в кассе букв и слогов; правильно называют ее; составляют ее из счетных палочек; говорят, на что она похожа; дают ей характеристику.
- Закрепление изученного, упражнения в чтении.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Вернемся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать?
- Мы познакомились с новым звуком и буквой. Сейчас будем учиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения.
Учитель показывает слоги на доске ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖИ. Предлагает разные варианты прочтения: «по-цепочке», хором, с опорой на схемы (СГ, ГС, ГСГ), тихо, громко и тд.
Чтение слов тоже проходит разными способами; ученики работают над лексическим значением непонятных им слов. Например, даны 3 столбика слов:
дружок дорожка ужи
жмурки ближе ежи
снежок живот твержу
Работая со словами 1 столбика, дети самостоятельно ищут слово с незнакомым значением и определяют его коллективно, можно с помощью учителя.
Игра «Жмурки»: Работая со словами 2 столбика, учитель называет лексическое значение слова, а учащиеся это слово находят. (Например, живот - )
Работая со словами третьего столбика, можно предложить первоклассникам выделить нужное слово по какому-либо признаку, а потом определить его лексического значение.
Работать с текстом можно и нужно тоже разными способами: чтение про себя, чтение текста вслух с одновременным хлопаньем в ладоши при прочтении слов с новой буквой; чтение с повторами и пропусками слов с новой буквой.
- Творческая работа.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Жук очень доволен тем, как вы учились читать, в награду сам решил с вами поиграть.
- Рассмотрите запись и сформулируйте задание к творческому упражнению.
- На доске или карточках записаны пары слов: сук -, тучка -, шесть -, морошка -, шил -.
-Необходимо в предлагаемом слове любую букву заменить буквой Ж так, чтобы получилось новое слово.
-Слово: сук ? жук, тучка - жучка, шесть - жесть, морошка - дорожка, шил - жил.
- Подведение итогов урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- С какими новыми звуками и буквами вы познакомились?
- Дайте им характеристику.