I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
У.: Поздоровайтесь с гостями кивком головы. Посмотрите на меня. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Вы у меня умные, воспитанные, любознательные. Улыбнитесь своему соседу. Настройтесь на активную работу и тихонечко садитесь.
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Человек и время года – Это все вокруг …природа У.: Как вы понимаете значение слова «природа» ?
- А что вы делали на предыдущих уроках?
+Мы сравнивали воду пресную и солёную, наблюдали куда текут реки, делали опыты со льдом и снегом.
2. Актуализация необходимых знаний.
1. Проверка домашнего задания.
+ На прошлом уроке мы проделали опыты и выяснили свойства снега и льда. Начнем нашу работу с повторения . У нас графический диктант.
На доске условные обозначения:
+ да - нет
1.Снег при таянии превращается в воду. (Да)
2.Если вода замерзает, она превращается в лёд.(Да)
3.Снег бесцветный. (Нет)
4.Лёд прозрачный. (Да)
5.У снежинки пять лучей. (Нет)
6.Снег рыхлый. (Да)
7.Лёд хрупкий. (Да)
8.Снег непрозрачный. (Да)
9.Все снежинки одинаковые. (Нет)
10.Снег белый. (Да)
(1 уч.- у доски.)
- Проверяем ваши ответы.
2. Постановка темы и цели урока.
У.: Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня изучать на уроке окружающего мира? Дышит, растёт, а ходить не может.
- Растения.
У.: К нам сегодня на урок пришел наш друг Муравьишка. Но сегодня он пришел не с пустыми руками. Он принес нам рисунки. На них нарисованы рисунки ваши. (на доске)
У.: Как вы считаете, нужно ли ухаживать за растениями? Предположите, чему мы будем учиться на уроке?
У.: Прочитайте тему урока на с.70 учебника. Какие учебные задачи мы ставим перед собой? (Слайд 1)
3. Работа по теме урока.
1) Беседа.
У.: Какие растения вы знаете? На какие группы мы можем разделить все растения?
- Деревья, кустарники, травы. (Слайд 2)
У.: А к какой группе отнесем те растения, которые растут на подоконнике?
- Комнатные растения. (Слайд 3)
У.: Что же есть общего у всех растений?
- Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. (Слайд 4)
У.: Как вы считаете, растения живые? Докажите. (Слайд 5)
У.: А кто знает, как начинается жизнь растений? (Ответы детей)
У.: Я вижу у вас на партах баночки с растениями. Что это?(Ответы детей) (Слайд 6,7)
Дома вы проращивали семена бобовых в двух баночках. Расскажите о своих результатах.
(Дети рассказывают о том, что в одной баночке семена были, завернутые в мокрую тряпочку и баночка стояла в теплом месте (у батареи), в другой баночке семена находились в сухой тряпочке, баночка стояла на столе. В первой баночке семена проросли, а во второй ничего не изменилось. )
У.: Что повлияло на то, что семена начали прорастать?
- Вода, тепло.
У.: Откуда в природе растения получают воду и тепло?
- Воду от дождей, тепло от солнца.
У.: Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?
- Нет.
У.: Почему ?
- Семена нужно посадить в землю.
У.: Некоторые из вас мы посадили проросшие семена в ящик. А куда нужно поставить баночки?
У.: Почему?
- Растениям нужен свет, воздух.
У.: На основании проделанного опыта мы можем сделать вывод: Что же необходимо для жизни растений? Как они живут?
(Ответы детей)
На доску вывешивает 1 уч. карточки вода, воздух, свет, тепло.
2) Работа в тетради №1 с.48.
У.: Откройте тетради на с.48. Возьмите картинки, которые мы вырезали из приложения. Расположите картинки в правильном порядке. Наклейте картинки.
У.: Можете ли вы ответить, живые растения или нет?
- Живые.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
4) Работа по учебнику .
У.: Рассмотрите рисунок на с.71 и подумайте о том, что необходимо растениям для жизни?
Муравьишка и Мудрая черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас вопросы. Вы готовы на них ответить?
У.: Рисунок №1. (Слайд 9)
- …
У.: Рисунок №2. (Слайд 10)
- …
У.: Рисунок №3. (Слайд 11)
- …
У.: Рисунок №4. (Слайд 12)
- …
У.: Муравьишка и Мудрая черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас вопросы. Вы готовы на них ответить? вопросы учебника с.71
У.: Как же мы должны относится к растениям? (Слайд 13)
- …
У.: Сделайте вывод, что же нужно растениям для жизни?
- Свет, тепло, вода, воздух. (Слайд 14)
8. Подведение итогов.
У.: Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?
-Убедиться, что растения живые, научиться ухаживать за комнатными растениями.
У.: Как вы считаете, справились ли мы с этой задачей?
- Да.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Я понял, что...
Теперь я могу...
Меня удивило...
Мне захотелось...
У меня получилось ...
Мне было трудно...
7. Рефлексия.
У.: Для жизни растений необходимы вода, воздух, свет и тепло. Вода- это много капелек. У вас на парте – одна из них. Оживите ее, расскажите, с каким настроением вы заканчиваете наш урок? А на переменке можете ее раскрасить.
Наш урок хочется закончить словами:
Я бабочку в лугу ловить не стану: Небесный цветик, пусть живет себе! Пусть крылышки порхают над цветами, Чтоб радостно мне было и тебе!
Лесной цветок я рвать не стану тоже, С собой домой его не понесу, Ведь дома он шмеля качать не сможет И ранним утром не попьет росу!
Ни стебелек, ни ветку, ни травинку Я не обижу: виноваты чем? В любой из них теплеется Живинка, И светится доверием ко всем ...