Конспект урока окружающий мир "Как изучают окружающий мир. Практические работы «Наблюдение», «Опыт»
Конспект урока окружающий мир "Как изучают окружающий мир. Практические работы «Наблюдение», «Опыт»
Цели: познакомить со способами исследования и оборудова¬нием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение и т. д.). Планируемые результаты: учащиеся научатся различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающий мир "Как изучают окружающий мир. Практические работы «Наблюдение», «Опыт»»
Тема: Как изучают окружающий мир. Практические работы «Наблюдение», «Опыт»
Цели: познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение и т. д.). Планируемые результаты: учащиеся научатся различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
- Объясните высказывание французского писателя Анатоля Франса.
- Любознательность создает ученых и поэтов.
- Какие пословицы о силе разума, знаний, умелых рук подобрали вы? Прочитайте одну из них, объясните, как вы ее понимаете.
(Работа в паре.)
- Послушайте, какие вопросы составил сосед по парте, выполняя дома задание 2 в рабочей тетради. Выберите самый интересный вопрос.
III. Самоопределение к деятельности
- Каким способом вы узнавали новое? (Задавали вопросы и находили на них ответы.)
- Послушайте стихотворение Марка Меламеда.
Укоряла дочку мать:
— Взять и куклу поломать!
— Мама, я же знать должна,
Как устроена она!
- Каким способом узнавала новое девочка?
Часто маленькие дети, чтобы узнать, как устроена игрушка, ломают ее. Мы с вами уже третьеклассники и будем получать новые знания научным способом.
- Прочитайте тему урока. Как думаете, на какие вопросы ответим сегодня на уроке? (Предположения детей.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику С. 8
- Прочитайте первые два абзаца текста самостоятельно.
- О каком способе исследования вы узнали? (О наблюдении.)
- Какие наблюдения вы проводили в 1 и 2 классах на уроках ознакомления с окружающим миром?
- Посмотрите на условные обозначения. Что обозначает каждый знак? Где они используются?
- За чем еще наблюдают ученые?
- За кем вел наблюдения Жан-Анри Фабр? (За насекомыми.)
- Прочитайте о нем на «Страничках Умного Совенка»
(с. 125-126).
Как называют ученого, изучающего насекомых? (Энтомолог.)
Что можно назвать научной лабораторией Фабра? (Пустырь, на котором он наблюдал за насекомыми.)
Любое наблюдение ведется по плану. На с. 9 прочитайте, что нужно делать при проведении наблюдений и опытов.
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 6)
На каком рисунке изображено, как ведется наблюдение? (Мальчик наблюдает в телескоп.)
Задание 2 (с. 7)
(с какой целью мы будем выполнять практическую работу? (Цель: освоить этапы проведения наблюдения.) Какое наблюдение мы проведем? (Наблюдение за поведением аквариумных рыбок во время кормления.)
- Назовите первый этап наблюдения. (Цель наблюдения.)
-С какой целью будете наблюдать за поведением рыб во время кормления? (Узнать, какая рыба подплывает к корму первой, как и откуда берут корм рыбы, как себя ведут рыбы «о время кормления.)
- Назовите второй этап работы. (План проведения наблюдения.)
- В какой последовательности будете проводить наблюдение?
(1. Понаблюдать за поведением рыб до кормления.
2. Дать корм.
3. Посмотреть, как рыба отреагировала на появление корма.
4. Посмотреть, как рыба взяла корм.)
- По плану понаблюдайте за поведением рыб и дома ответьте на вопросы пунктов 3 и 4.
(Возможен вариант наблюдения за любым домашним животным.)
- Сделайте вывод. Чем отличается научное наблюдение от тех, которые вы проводили раньше? (Нужно сформулировать цель научного наблюдения, составить четкий план наблюдения, результаты зафиксировать и сделать вывод из наблюдения.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику С. 8
- Прочитайте 3-й абзац.
- Чем отличается опыт от наблюдения? (При проведении опыта исследователь повторяет, воспроизводит то или иное явление в лабораторных условиях.)
- Для чего можно использовать опыт как способ исследования? (Чтобы узнать, что происходит с различными материалами при нагревании, охлаждении, как предметы взаимодействуют друг с другом.)
- Назовите этапы проведения опыта. (Постановка цели, составление плана, запись результатов и вывода.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 6)
- Как думаете, какой рисунок иллюстрирует опыт? (Где изображен мальчик с микроскопом и мерным стаканом.)
Задание 3 (с. 8)
- Прочитайте цель работы. (Освоить этапы проведения опыта.)
- Какой опыт будем проводить? (Опыт с магнитом.)
- Назовите цель опыта. (Посмотреть, как влияет магнит на железные предметы. Изучить материалы и ответить на вопрос: какие из них притягиваются магнитом, а какие нет ?)
- В какой последовательности будете проводить опыт?
(1. Приложить железный предмет к магниту. 2. Перевернуть магнитом вверх. 3. Отсоединить предмет от магнита.)
(Дети проводят опыт в соответствии с планом.)
- Какие результаты вы получили? (Железные предметы не падают при переворачивании магнитом вверх, а отсоединяются от магнита с усилием.)
- Сделайте вывод из опыта. (Магнит притягивает железные предметы.) - Сделайте вывод. Что такое опыт, чем он отличается от наблюдения? (Опыт воссоздает какое-либо явление в лаборатории, его можно многократно повторить, а наблюдение происходит в естественной обстановке.)
VII.Рефлексия
Прочитайте вопросы. Какой способ исследования — опыт или наблюдение — поможет ответить на них? Соедините линиями.
Сколько пасмурных дней было в году?
Сколько железных гвоздей может удержать магнит? НАБЛЮДЕНИЕ
Что происходит со снегом весной?
Какие условия нужны для прорастания семян? ОПЫТ
Как из икры появляется лягушка?
-Составьте свои вопросы, для ответа на которые нужно проводить опыт или нужно наблюдать.
VIII.Подведение итогов урока
С какими способами исследования познакомились на уроке? Что такое опыт? Что такое наблюдение? Какие наблюдения вам помогают в жизни?