kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы краеведческой работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока

Методы  краеведческой работы

Методы исследования природы родного края.

Цели урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;

  1. обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие: развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;

  1. развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
  2. развивать в детях способность к логическому мышлению;
  3. развивать творческую активность, внимательность.

Воспитательные: прививать практические навыки коммуникативного общения;

  1. научить применять теоретические знания на практике;

Задачи урока: 

  1. организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
  2. содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;
  3. познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Изучение нового материала урока.
  3. Закрепление полученных знаний на уроке.
  4. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Проверка готовности учащихся к уроку, опрос по прошлой теме.

2. Изучение нового материала урока.

Сегодня начну урок с вопроса: Что такое природа? Перечислите  все науки о природе. Почему изучают природу?

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

 Существуют три метода изучения природы: 1 Наблюдение 2 Эксперимент 3 Измерение

Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?

Эксперимент ( опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:
1 Определить цель.
2. Выдвинуть предположение , гипотезу.
3. Составить план проведения опыта, эксперимента.
4. Подобрать оборудование
5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.
6. Сделать записи, рисунки.
7 Записать свои наблюдения и сделать выводы.
8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.

Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

 Какие измерения проводятся при изучении природы?

 Какие измерительные приборы вам известны?

3.Закрепление темы
1.Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.
За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;
Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

Заполнение таблицы:

Методы изучения природы

Примеры

1.

 

2.

 

3.

 

Подведение итогов урока.

4. Выставление отметок

 

 

Эпиграф на доске:  «Природа – это единственная книга, каждая страница     

                                                                      которой  полна глубокого содержания»          И. В. Гёте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы краеведческой работы »

План-конспект урока

Методы краеведческой работы

Методы исследования природы родного края.

Цели урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;

  1. обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие: развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;

  1. развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;

  2. развивать в детях способность к логическому мышлению;

  3. развивать творческую активность, внимательность.

Воспитательные: прививать практические навыки коммуникативного общения;

  1. научить применять теоретические знания на практике;

Задачи урока: 

  1. организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;

  2. содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;

  3. познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Изучение нового материала урока.

  3. Закрепление полученных знаний на уроке.

  4. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Проверка готовности учащихся к уроку, опрос по прошлой теме.

2. Изучение нового материала урока.

Сегодня начну урок с вопроса: Что такое природа? Перечислите  все науки о природе. Почему изучают природу?

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

 Существуют три метода изучения природы: 1 Наблюдение 2 Эксперимент 3 Измерение

Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

Как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?

Эксперимент ( опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:
1 Определить цель.
2. Выдвинуть предположение , гипотезу.
3. Составить план проведения опыта, эксперимента.
4. Подобрать оборудование
5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.
6. Сделать записи, рисунки.
7 Записать свои наблюдения и сделать выводы.
8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.

Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

 Какие измерения проводятся при изучении природы?

 Какие измерительные приборы вам известны?

3.Закрепление темы
1.Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.
За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;
Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

Заполнение таблицы:

Методы изучения природы

Примеры

1.


2.


3.


Подведение итогов урока.

4. Выставление отметок



Эпиграф на доске: «Природа – это единственная книга, каждая страница

которой полна глубокого содержания» И. В. Гёте.


. Природа нас окружает везде, мы сами – частички природы. Ещё великий Гёте сказал, что «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Как же прочесть это содержание?

Подводя итоги вышесказанному, мы ставим перед собой на урок такие задачи:

  1. Познакомиться с основными методами изучения природы.

  2. Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.

  3. Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.

Как сказал мудрец, всё гениальное просто! Поэтому важную и серьёзную тему я бы хотела

начать, в качестве разминки, с лёгких и простых загадок. Наверняка, в начальной школе учитель вам часто загадывал загадки, а вы, конечно же, очень любили на них отвечать. Поэтому, не пугайтесь, думайте и, кто знает, поднимайте руки.


  1. Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.


  1. Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной!


  1. У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.


  1. В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде.


Молодцы, ребята! С этим вы легко справились, а теперь задание чуть сложнее: скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?

Правильно. Люди, прежде чем составить такие загадки, сначала внимательно наблюдали за природой. А что по-вашему значит – наблюдать? Это - вмешиваться в природу своими действиями, что-то изменять или просто смотреть, возможно, записывать, а потом делать выводы? Правильно, наблюдение – это метод изучения природы, при котором просто рассматривают, изучают природу, не вмешиваясь в естественный ход событий.

Например, в вашем учебнике описан такой случай. Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги.

Итак, измерение – это метод изучения природы, при котором изучаемый объект исследуется при помощи измерительных приборов.

И раз уж мы ведём речь об измерениях, то давайте проведём некоторые из них:

  • при помощи часов – время

  • при помощи мерного цилиндра – объём

  • при помощи весов – массу

  • при помощи градусника – температуру

  • при помощи линейки – высоту растения.


  1. По снегу покатите, – я подрасту.

На костре согреете, – я пропаду.


  1. Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.

Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.


  1. Лежит на земле: ни закрасить,

Ни соскоблить, ни завалить.


  1. Прозрачное стекло –

В воде не тонет, в огне не горит.

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Домашнее задание п.2.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы краеведческой работы

Автор: Стекленёва Светлана Юрьевна

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Краеведческая работа как средство формирования  проектно – исследовательских умений учащихся "
    ["seo_title"] => string(107) "kraieviedchieskaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-proiektno-issliedovatiel-skikh-umienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "113386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410083291"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Краеведческая работа"
    ["seo_title"] => string(22) "kraevedcheskaia_rabota"
    ["file_id"] => string(6) "484118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541603230"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Формы и методы краеведческой работы в исследовательской деятельности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "formy_i_metody_kraevedcheskoi_raboty_v_issledovatelskoi_deiatelnosti_uchashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "568021"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1608551672"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Статья "Формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_formirovaniie_ekologho_kraieviedchieskoi_kompietientnosti_u_doshkol_niko"
    ["file_id"] => string(6) "387651"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486207071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства