На уроке учащиеся ставят перед собой задачу классифицировать транспорт по разным направлениям (по месту передвижения, по заданным признакам с использованием инновационной технологии познавательных стратегий),учатся составлять стратегии, используя вопросник.Дети отгадывают загадки, расcказывают о старинном транспорте, играют в игру "Хорошо-плохо", отвечают по вопроснику, фантазируют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока окружающий мир.2 класс Транспорт »
Тема: Транспорт
Цели:
формировать умения классифицировать транспорт по разным признакам, опираясь на практический опыт;
обобщить имеющиеся знания о транспорте;
развивать умения, направленные на формулирование учебной задачи урока, и коллективно её решать в процессе сотрудничества;
учить работать в группах;
составлять стратегии, используя вопросник;
развивать ВПФ, фантазию;
пополнить словарный запас школьников.
Оборудование: выставка различного игрушечного транспорта, таблицы-схемы видов транспорта, иллюстрации с изображением транспорта, учебник, тетрадь, карточки с заданиями, вопросник.
Ход урока
Организационный момент.
- Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок с « гимнастики для ума» (приложение № 1)
«Клювики»,
«Цепочки»,
«Лезгинка»,
«Змейка»,
«Ухо, нос».
- А для чего мы выполняем кинезиологическую гимнастику?
- Я верю, что на уроке вы будете активно работать, будете дружными, внимательными, вам будет интересно и у вас всё получится.
2. Актуализация знаний.
- Человек всю жизнь мечтал двигаться быстрее, чем он может. Свою мечту он воплотил в сказочных средствах передвижения.
- Какие сказочные машины вы знаете?
Слайд 1
(ступа, сапоги-скороходы, летучий –корабль)
- Прошло очень много времени. И все мечты превратились в реальность.
Прототипом какого современного средства передвижения стали ковёр-самолёт и летучий корабль?
Слайд 2 (летучий корабль--------------- самолёт)
Прототипом какого средства передвижения стали сапоги-скороходы?
Итак, мы составили первую классификацию транспорта по месту передвижения.
Слайд №9
б/ Классификация транспорта по заданным признакам с использованием инновационной технологии познавательных стратегий.
-Но транспорт можно классифицировать и по другим признакам.
Сейчас мы будем выполнять эту работу по группам.
Вспомним правила работы в группе.
- Каждая группа будет составлять свою стратегию классификации транспорта. В нашей творческой деятельности поможет вопросник и картинки с изображением транспорта.
(приложение №2)
Работа в группах.
Слайд №10
Вопросник:
-Какую цель перед собой поставили?
-С чего начали работу?
-По каким признакам определили первую группу?
-По каким признакам определили вторую группу?
-Помогли ли вам картинки?
-Заполнили ли вы таблицу?
-Подписали название транспорта в таблице?
-Как завершили работу?
Задание для 1 группы
Картинки: танк, мотоцикл, гончие машины, картинг, военный вертолёт, бронетранспортёр.
Составьте таблицу, разделив транспорт на две группы. ( Слайд №11)
Задание для 2 группы
Картинки: автобус, самосвал, баржа, троллейбус, поезд, вагон с нефтью.
Составьте таблицу, разделив транспорт на две группы. (Слайд №12)
Задание для 3 группы
Картинки: карета, колесница, злектромобили, современный автомобиль, поезд.
Составьте таблицу, разделив транспорт на две группы.
Какие незнакомые иллюстрации встретили?
(Рассказ подготовленным учеником про колесницу.) (Слайды №13, 14)
(приложение №3)
Задание для 4группы.
- Прочитайте текст на стр. 115
- Ответьте на вопросы:
- Что обозначает слово «специальный»?
- Почему эти машины особенные?
- Когда их вызывают?
- Назови эти машины. (Слайд №15)
Выступление по 1 человеку от каждой группы (приложение № 4:примеры познавательных стратегий, составленных учащимися)
Включение нового знания в систему знаний.
-Мы составили различные классификации транспорта и ответили на второй вопрос.
-Для того, чтобы ответить на 3 вопрос, обратимся к тетради на стр.13 задание№5.
Прочитаем задание (приложение №5)
Заполним таблицу « Транспорт», игра «Хорошо-плохо».
Хорошо
Плохо
(слайд №16)
Приложение №6 ( Технология ТРИЗ, игра «Хорошо-плохо»)
- Что надо сделать, чтобы в колонке «плохо» не было слов?
- Надо придумать новую машину.
Домашнее задание:
- Подумайте, каким должен быть транспорт в будущем?
- Нарисуйте машину из будущего. Задание №7 в тетради, стр.14
Рефлексия урока.
Итак: подведём итог: Что нового узнали?
Когда было особенно интересно? Возникали трудности в процессе работы?
Оцените свою работу на уроке: нарисуйте «Лесенку успеха».
Приложение №1
Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребёнка не приносят устойчивого положительного результата, т.к. они не устраняют первопричину нарушений. Метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Упражнения «Клювики», «Цепочка» направлены на развитие левого полушария мозга. Упражнения «Лезгинка», «Ухо-нос», «Змейка» направлены на развитие межполушарных связей. Слуховую и визуальную память развивают упражнения «Восьмёрки», Кулак-ребро-ладонь.»
Данные упражнения, взятые в начале урока, позволяют сконцентрировать внимание, улучшить память и создать благоприятный эмоциональный фон урока.
.
Приложение №2
Это новая технология обучения направлена на развитие личности учащегося, призвана помочь каждому ученику управлять собственной деятельностью, делать каждый свой шаг осознанным и успешным. Она приводит учеников к самоорганизации, самообучению, саморазвитию.
Как инструменты развития познавательной стратегии для учеников я использую:
наблюдения в процессе деятельности;
рефлексия собственных действий на основе листа анализа (с представлением списка возможных вариантов)
сравнение выбранного плана деятельности с этапами реализованной деятельности.
Модель урока по развитию познавательной стратегии я строю следующим образом:
Целеполагание учителем и учениками
Выбор ориентира успешной деятельности
Актуализация опыта (учебная деятельность)
Обратная связь по содержанию
Рефлексия деятельности по листу анализа
Развитие стратегии: обмен элементов или целиком
Опыт использования стратегии
Итоговый контроль
Такой урок с самого начала предполагает согласование целей учителя и ученика. Меняется смысл обратной связи (она направлена не только на содержание деятельности, но и на способы и стратегии её реализации). В ходе урока осуществляется развитие и коррекция стратегии: могут быть перестроены различные элементы, изменён порядок различных операций, действий, осуществлён обмен стратегиями или их наиболее эффективными элементами. После значительного обогащения своих познавательных стратегий ученики получают возможность использовать их в новых условиях и содержании.
Такой способ организации урока предполагает выбор ориентира предстоящей деятельности, затем организацию на его основе самой деятельности с последующим анализом и коррекцией стратегии её реализации.
Приложение №3
Колесницы обнаружены в древнеегипетских захоронениях. Их хоронили с хозяином. Они представляли из себя повозку с колёсами, которая использовалась для перевозки воинов на поле битвы, а также как обычный транспорт. Колёса представляли деревянный диск, состоящий из трёх частей и заклёпки, и колесо с медным ободом. В громоздкую четырёхколесную колесницу впрягали диких ослов. Военные колесницы сравнивали с современными танками. В мирное время колесницы использовались на спортивных состязаниях. Гонки на колесницах стали очень популярными и были включены в программу игр в Олимпии. По ровной поверхности колесницы двигались легко, но в других условиях пользоваться ими было весьма затруднительно, т.к.в то время не существовало дорог. При пересечении рек или неровной поверхности колесницы приходилось разгружать и разбирать.
Приложение №4
Фрагмент урока по окружающему миру
Тема: Транспорт. Классификация транспорта по существенным признакам.
Вопросник:
-Какую цель перед собой поставили?
-С чего начали работу?
-По какому признаку определили первую группу?
-По какому признаку определили вторую группу?
-Помогли ли картинки?
-Заполнили ли вы таблицу?
-Как завершили работу?
-Вы довольны собой? Поделитесь своими достижениями.
Группа №1
-Мы увидели картинки с разным транспортом. Нам надо разделить их на две группы.
-Мы хотим сделать быстро и правильно.
-Одни картинки были со старинными машинами. Мы назвали их старинными.
-Стали вспоминать, как они называются, но не вспомнили одно название. Решили спросить у учителя. Затем заполнили таблицу.
-На других картинках были изображены современные машины. Мы их так и назвали. Такие машины мы видели по телевизору. Семён знает все их названия. Мы записали названия в таблицу.
-Ещё раз проверили, все ли мы использовали картинки?
-Решили, что сделали всё правильно.
-Выбрали, кто будет выступать.
Группа №2
-Мы сразу решили разделить все картинки на две части.
-Рассмотрели картинки.
-Стали думать. В автобусе, троллейбусе, поезде ездят люди. Значит – это первая часть. Главное, что машины возят людей. Такой транспорт можно назвать «людской»
-Самосвал, вагон с нефтью, пароход с щебёнкой перевозят грузы. Главное, что они перевозят грузы. Это вторая группа. Такие машины называются грузовые
-Записали названия машин в таблицу.
-Выбрали рассказать всё Дашу.
-Подняли руку.
Группа №3
-Нам дали задание распределить транспорт на две группы по главным признакам.
-Хочется, чтобы группа быстрее всех выполнила задание.
-Стали смотреть картинки. Догадались, что одни машины военные. У Маши папа военный. Она знает.
-Другие машины гончие. Никита видел их около «Родины».А Стасик видел мотоциклы на гонках. Все решили, что эти машины гончие.
-Спросили у учителя , правильно ли мы думали? Заменили слово гончие на спортивные.
-Составили таблицу.
-Решили , что выступать будем все. Каждый скажет предложение.
-Подняли руку. Ура! Мы всех быстрее выполнили работу.
Универсальная стратегия.
Поставил перед собой цель: разделить транспорт на группы по определённым признакам.
-Рассмотрел картинки.
-Представил и вспомнил, где видел эти машины и какую роль они выполняют.
-Подумал и нашёл одинаковые признаки у одних машин и собрал их в одну группу.
-Подумал и нашёл существенные признаки у другой группы машин. Собрал их в другую группу.
-Дал название каждой группе.
-Заполнил таблицу.
-Проверил, все ли правильно сделал. Вернулся к поставленной цели.
-Похвалил себя. Поделился своими достижениями.
Приложение №5
Когда-то основным транспортным средством людям служили лошади. Сейчас их почти полностью заменили машины. Люди, конечно, выигрывают от такой замены. А природа?
Вывод:
Автомобили сегодня - основные источники загрязнения воздуха. Можно ли в настоящее время полностью отказаться от них и снова пользоваться только конным транспортом?
Приложение №6
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Инновационная технология, позволяющая научить людей изобретать, решать творческие задачи в различных областях человеческой деятельности. Автор теории Г.С. Альтшуллер выявил следующую закономерность. Наиболее удачное решение задачи может быть получено тогда, когда выявлено, преодолено противоречие.
Игра «Хорошо-плохо» помогает развивать речь ребёнка, фантазию, учит рассуждать. Игра не требует дополнительного наглядного материала. Играть можно в любом месте и при любом количестве играющих.
Правила: для игры выбирается объект и предлагается назвать его положительные и отрицательные качества.
Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или действиях, будет способствовать воспитанию диалектического подхода к анализу окружающего мира.