Тема | Кто такие птицы?» |
Цели | 1. Познакомить с птицами и показать их разнообразие. 2. Учить выделять существенные признаки птиц. 3. Исследовать строение пера птицы. 4.Воспитывать бережное отношение к птицам 5.Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); формирование умений отличать птиц от других животных (познавательные УУД); формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах и парах (коммуникативные УУД); формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД). Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: |
Планируемый результат | Регулятивные УУД сформируется уважительное отношение к иной точке зрения; сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые формирование начальных форм рефлексии Коммуникативные УУД сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах; сформируются начальные формы рефлексии; Предметные УУД Учащиеся познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц. сформируется базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания Метапредметные УУД Уметь определять и формулировать задачу на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение Познавательные УУД Научатся узнавать птиц среди других птиц. Научатся приводить примеры птиц. ЛичностныеУУД Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Основные понятия | Птицы, перо, бородки, стержень, пернатые, орнитология, выражение «как с гуся вода», « мокрая курица» ,зимующие, перелетные |
Межпредметные связи | Математика, русский язык, музыка, литературное чтение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник А.А. Плешаков - сигнальные карточки - презентация «Птицы» - электронная физкультминутка (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, карточки для работы в парах и группах, лупы, образцы перьев и птиц, пипетки с водой, чучело птиц
|
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах , парах, лабораторно- практическая работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
Предметные | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слайд1-2 Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! | . | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
2. Самоопределение к деятельности Подведение к теме урока Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Работа в группах (собирают животных из частей , выбирают лишнее животное, доказывают почему оно лишнее) Предполагают тему урока | Организует обобщение актуализированных знаний. Подводит к теме урока. | Слайд 3-7 Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и будем продолжать открывать для себя удивительные открытия. С какой группой животных мы познакомимся сегодня сейчас узнаем. Игра « Собери мозаику» ( синица, белка-летяга, курица, дятел, снегирь, воробей , догадаться чьи яйца (перепилиные яйца ) Какое животное здесь лишнее?( белка-летяга) К какой группе относится? Отличительный признак ? (шерсть) Как назвать данных животных? ( птицы) Сформулируйте тему урока? Кто такие птицы? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, проведем исследование, чтобы лучше их узнать и понять. Такой работой обычно занимаются учёные. | Знать отличительные признаки зверей Уметь вести наблюдения и делать выводы. Познакомиться с понятием орнитология Умение выделять признаки для классификации или вычленения лишнего | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь пользоваться информацией (познавательные УУД) |
3.Операционно-исполнительский этап а)создание проблемной ситуации; б)постановка проблемы исследования; в)определение темы исследования. г)«Открытие» детьми нового знания | Решение учебной задачи, обсуждение прослушивание и угадывание голосов птиц Дети самостоятельно Делают вывод Работа по учебнику | Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения, контролирует правильность ответов, подводит к верному суждению При затруднении детей учитель предлагает загадки: В Антарктиде среди льдов Ходит во фраке день деньской. Крылья есть, но не летает, Лихо в прорубь он ныряет, Очень важный господин Семенит сюда... Длинная шея, огромные ноги, Птица несется бегом по дороге | Слайд6-16 Кто знает, как называются ученые, которые изучают птиц? Какая особенность у всех этих животных ( умеют летать) Кто из них птица? ( курица, хоть и летает плохо, но ученые относят ее к группе птиц) ,а пингвин и страус не летают. Может особенность откладывать яйца является главной ? ( черепаха, крокодилы , змеи откладывают яйца) Может особенность вить гнезда? ( но есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса.) 4. Может особенность петь - главный признак птиц ? ( прослушивание голосов птиц) Нет дельфины- косатки поют. 5.Обратите внимание на 1 слайд ,чем покрыто тело курицы? Есть ли перья у других животных? Главный отличительный признак группы птиц - перья. | Выявление особенностей птиц, выделение главного признака-перья
Выявление особенностей птиц, выделение главного признака- перья | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). (Предметные УУД) Учащиеся познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц. сформируется базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания |
4.Проведение эксперимента наблюдений, лабораторно- практической работы | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Проводят исследования, Рассматривают через лупу и сравнивают перья, используют пипетку с водой, срезают перо. Рассматривают строение пера Работают в парах . | Организует практическую и исследовательскую деятельность | Слайд 17--23 Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо? -Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас будем наблюдать, исследовать , размышлять, делать выводы). - У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем различаются ? Чем похожи ? (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Пуховые перья находятся под кроющими, которые покрывают тело. Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.) Возьмите лупу. -Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены с друг другом. Аккуратно разъедините их. -Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие) - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое) - Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости) - Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Выражение « Как с гуся вода», ( уместно для водоплавающих птиц) « Мокрая курица» ( перья у кур намокают, потому что у них такой железы) - Итак, мы выяснили, что тело птицы-хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода. | Знакомство со строением пера (стержень и бородки) и их разновидностью Знакомство с новым выражением « как с гуся вода» | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). (Познавательные ) Знакомство с новыми понятиями |
5.Применение новых знаний в учебной деятельности | Самостоятельная работа по учебнику Работа в парах «Собрать части птицы » Показ частей тела , используя чучело птиц ( один говорит, другой показывает) Сообщения детей « рекордсмены среди птиц»
Игра « Найди , чьи это части?»Узнаешь, чей клюв самый большой , самый маленький, особенности водоплавующих птиц | Контролирует правильность выполнения действий Проверка с помощью компьютера Корректирует действия учеников Проверка с помощью ПК | Слайд 24 -31 Изучите другие части птиц (самостоятельно по учебнику) Работа в парах « Собрать части птицы » Что интересного знаете о голубях? Почтовые голуби. В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира. (Дети дарят гостям голубей, выполненных в технике оригами на уроке труда.) Интересные факты о птицах ( сообщения детей всего на Земле около 8600 видов птиц) Самая маленькая птица на Земле - колибри. А самый маленький вид этих птичек, обитающий на острове Куба - карликовая пчёлка или птица-муха (Mellisuga minima). Вес этой колибри всего 1,6—1,8 грамм, а в длину её тело, вместе с хвостом - менее 6 см Самая быстрая птица – сапсан.Скорость пикирующего на добычу сапсана может составлять от 200 до 322 км/ч. | Особенности водоплавающих птиц | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
(Предметные УУД) Учащиеся познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц. сформируется базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания |
6. Физкульминутка | Слушание песни- клипа « Птички» Выполнение движений под музыку, имитирующие действия птиц | | Слайд32 | | |
7.Оценочно-рефлексивный этап. Интерпретация полученных данных. | Игра «Мы птицы» Исполнение сценки « Доживём до весны» | Загадки о птицах Показ деятельности детей: изготовление кормушек, рассказ об акции « Покормите птиц зимой», фотоотчет детей. | Слайд33-35 Учитель: Подойдите ко мне. Встаньте в круг. Девочки и мальчики Вокруг себя повернитесь, В зимующих птиц превратитесь. Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц. Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка. Озорной мальчишка В сером армячишке По двору гуляет, Крошки собирает. В круг вылетает воробей. Учитель: Ты кто? Ученик: Я воробей! | Раздается громкий стук Среди веток тук да тук. Чистишь дерево, приятель? Тук-тук-тук ответил ... В круг вылетает дятел. Учитель: Ты кто? Ученик: Я дятел! | | | А вот маленькая птичка – Желтогрудая певичка, Звонко песенку поет, Сало вкусное клюет. В круг вылетает синица. Учитель: Ты кто? Ученик: Я синица! Известная персона , а зовут ее каркуша ... (ворона) Красногрудый,чернокрылый Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. В круг вылетает снегирь. Учитель: Ты кто? Ученик: Я снегирь! Вещунья белобока А зовут её ... | | Учитель: Но быстро зимний день кончается, Птичьи игры прекращаются. Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь. Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места. Чтобы понять , как живут птицы зимой послушаем сценку. . Сценка «Доживем до весны». Что страшней зимой птицам- холод или голод? Какие уроки вы извлекли для себя? Ребята нашего класса не остались равнодушными, сделали вместе с родителями кормушки для птиц и не забывают приносить гостинцы для крылатых друзей. Стихотворение – призыв « Покормите птиц зимой». Описание наблюдений « Какие птицы прилетали к кормушке?»
| Знакомство с понятием зимующие и перелетные Уметь применять изученные правила. Приобретение ценностного опыта учебных знаний и умений | личностныеУУД формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; формирование эмоционально– ценностного отношения к окружающему миру |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают: Я узнал… Я понял… Я буду… | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Слайд36-37 С какими животными познакомились? Назовите главную особенность птиц? В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок ( перышко) Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение Я узнал… Я понял… Я буду… | Уметь выполнять самооценку своей деятельности. Приобретение опыта рефлексии. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
9.Домашнее задание (предусматривает элементы выбора, творчества) | | | Кто заинтересовался птицами? 1.Провести наблюдения за птицами « Какие птицы прилетают к кормушке?» 2. Опишите любую птицу по плану, сделайте зарисовки 3.Придумайте сказочную историю про птиц по иллюстрации в учебнике 4. Продолжите сообщения « Рекордсмены среди птиц» | Уметь качественно и творчески выполнять индивидуальное домашнее задание с целью обучения в классе при решении основной дидактической задачи. | |