Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Экологические проблемы России"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Экологические проблемы России"
Урок построен согласно требованиям ФГОС нового поколения. Тип урока - урок открытия новых знаний. На уроке используются такие элементы Сингапурского обучения, как: Релли- Робин, Микс - Фриз - Груп, Синк - Финк - Уанде. На уроке использованы следующие формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная и групповая. Широко применены такие технологии, как: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, деятельностная. Урок призван способствовать развитию связной речи, памяти, внимания, патриотических чувств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Экологические проблемы России" »
Тема. Экологические проблемы России
Цели урока: ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
Оборудование: презентация «Экологические проблемы России», учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина для 4 класса, карточки для проверки домашнего задания
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках.
( На прошлых уроках мы говорили о природных зонах России)
-Назовите природные зоны, с которыми мы познакомились.
- Сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.
У вас на партах лежат листочки с заданиями, которые надо сейчас выполнить .Релли Робин
III. Актуализация прежних знаний.
- Изучая природные зоны, мы говорили о занятиях населения этих зон. А кто вспомнит, к какому выводу мы всегда приходили? ( Хозяйственная деятельность человека оказывает отрицательное влияние на окружающую природу)
IV. Постановка учебной проблемы
- Как выдумаете, может ли планета заболеть?
- Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом.
- Но прежде, давайте определим, что такое экология? (Ответы детей)
-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.
«Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.
VI. Решение учебной проблемы
Работа над темой урока (Презентация на тему: «Экологические проблемы России»)
1. Отрицательное влияние деятельности человека на окружающую среду.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об экологических проблемах нашей страны.
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события)
- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
- Если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
Но со временем человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники.
- К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).
- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).
- Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).
Физминутка Микс фриз групп.
- Сколько природных зон России изучили? 6
- Из скольких частей состоит лесная зона? 3
3. Некоторые экологические проблемы России и причины их возникновения.
Экологических проблем много, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые из них. Работа в группах:: Обсуждение в группах
1. загрязнение воздуха
2. гибель лесов
3. загрязнение воды
4. загрязнение почвы
5. гибель животного и растительного мира
Проверка.
Работа по слайдам.
Загрязнение воздуха
- Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”.
Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:
автомобильные выхлопы
промышленные выбросы в атмосферу
курение
радиационная опасность
Гибель лесов
Лес – это «лёгкие» нашей планеты.
Рассматриваются следующие причины гибели лесов:
истощение леса чрезмерными вырубками
лесные пожары
мусорные свалки
Загрязнение воды
Жизнь начинается с воды!
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо да Винчи.
Рассматриваются следующие причины загрязнения воды:
загрязнение горючими и смазочными веществами
различный мусор
отходы промышленных предприятий
4. Последствия загрязнения окружающей среды
гибель животного мира
заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами (
увечья человеческого организма
нарушение экосистемы
Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить?
5. Меры по охране окружающей среды. Международное сотрудничество по охране природы».
- А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью «Международное сотрудничество по охране природы». (с.73 – 74)
Дети читают статью.
- О каких международных организациях вы узнали из этой статьи? (Это «Гринпис» и « Международный союз охраны природы»)
- Чем они занимаются?
- Кроме названных в статье международных организаций существует Всемирный фонд дикой природы, главной целью которого является сохранение биологического разнообразия Земли.
Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.
IV. Итог урока.
- Какие экологические проблемы России мы сегодня рассмотрели?