Урок окружающего мира в 3 классе по теме:
«Живая природа. Разнообразие животных»,
с использованием здоровьесберегающих технологий
При применении новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории.
Использование здоровьесберегающих технологий показывает, что внедрение в урок форм, методов и приемов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Цели урока:
образовательная: формирование и классификация понятий “живая природа”, “животные”;
развивающая: развитие у учащихся наблюдательности, умения делать выводы;
воспитательная: воспитание интереса к предмету “Мы и окружающий мир” через применение на уроке ИКТ;
здоровьесберегающая:привитие навыков сохранения здоровья.
Тип урока: введение новых знаний.
Методические рекомендации к уроку.
План урока
Организационный момент. Психологический настрой класса.
Обобщение изученного материала. Актуализация знаний.
Определение темы, цели урока.
Введение новых знаний. (Заповедник. “Животный мир Воронежского края”)
Осознание нового материала.
Двигательно-речевая физкультминутка
Проверка усвоения знаний (тесты - работа в парах)
Игра “Найди лишнего” – когнитивная физкультминутка
Практическое применение знаний
Обобщение знаний
Подведение итога урока
Организационный момент.
Психологический настрой класса.
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут в себе добро, здоровье, радость и тепло. Вы чувствуйте, как звёздочка увеличилась.
Теперь она стала большой, как солнце. Поделитесь этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем и помогает вам в течение всего урока! (руки в стороны).
Обобщение изученного материала. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что учёные биологи делят всю живую природу на царства. Просмотрев внимательно слайды и отгадав загадки, вы должны их вспомнить и назвать.
Царство в этой вот загадке,
Каждый год наряд весенний
Надевает царство… (растений)
Охотник гонится за мной.
Не обидь себе угодных,
Защити наше царство…(животных)
Но незаметное нигде
Имеет множество критерий
Важнейшее царство… (бактерий)
- Ребята, какие бывают бактерии? Что вы о них знаете? Что должен помнить человек, заботясь о своём здоровье? Как себя обезопасить?
Но лукошко позабыли.
Набрали бы полно до самых краёв,
Щедрое царство …(грибов)
- Какие виды грибов вам известны? Что вы должны помнить, собирая в лесу грибы? Как помочь пострадавшему при первых признаках отравления грибами?
-Молодцы ребята, вы правильно отгадали все загадки, а теперь, давайте сделаем вывод. Вся живая природа делится на царства. Назовите их. (царство бактерий, царство растений, царство животных, царство грибов).
Определение темы, цели урока.
- Как вы думаете, о каком царстве пойдёт речь на нашем уроке? (О царстве животных) Сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию по Воронежскому краю и узнаем, какие животные обитают в нашем областном заповеднике.
Введение новых знаний.
- Поможет нам её провести наш школьный экскурсовод (сообщение ученика)
В нашем крае расположен Воронежский государственный заповедник. Своё название он получил по реке Воронеж, которая течёт рядом с заповедником. Находится он в Усманском лесу. В нём представлено много животных, очень разных по своему образу жизни. Создание этой коллекции связано с ледником. Во время своего наступления он принёс «кусочек» тундры, тайги, представителей животного и растительного мира этих зон. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг увидите там клюкву или олений мох. Из зверей здесь обитают бобр, пятнистый лень, лось, кабан, енотовидная собака и многие другие. Из птиц: соловьи, лебеди, тетерев, орёл, веснянки, жаворонки. В реках много рыбы.
Работа по учебнику.
- Откройте учебники на странице 89. Как называется наш параграф?
- Итак, тема нашего урока:
Живая природа и разнообразие животных.
-Наука о животных называется зоология. Это еще один из разделов биологии.
-А с каким разделом биологии мы уже успели познакомиться? (Ботаника – наука о растениях.)
Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп. Сегодня мы сними и познакомимся.
Осознание нового материала.
Дети читают текст в учебнике «Разнообразие животных» (стр.90-92), рассматривают слайды, составляют таблицу на доске и называют отличительные признаки каждого класса животных. Млекопитающие покрыты шерстью, кормят детенышей молоком; птицы покрыты перьями; пресмыкающиеся при движении соприкасаются с землей; моллюски (раковина, одна нога); рыбы покрыты чешуей, имеют плавники; насекомые имеют крылья, 3 пары конечностей; паукообразные имеют 4 пары конечностей.
Какие бывают животные.
Группы животных. | Отличительные признаки группы. |
Черви: дождевой червь, пиявки. | Мягкое тело. |
Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы. | Мягкое тело обычно защищено раковиной. |
Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. | Имеются иголки. |
Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы. | Имеют членистоногое тело. |
Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи. | Имеют 8 ног. |
Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи. | Имеют 6 ног. |
Рыбы. | Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами. |
Земноводные: лягушки, жабы, тритоны. | Часть жизни живут на суше, часть – в воде. |
Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. | Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем. |
Птицы. | Тело покрыто перьями. |
Звери или млекопитающие. | Тело покрыто шерстью. Детёнышей кормят молоком. |
Двигательно-речевая физкультминутка.
Мы отправились в поход (Ходьба на месте)
Посмотреть, кто как живет. (Руки в сторону)
Это дом не носорога. (Наклоны влево-вправо(2 раза))
Косолапый там живет. (Движение, имитирующее ходьбу медведя)
Лапу он зимой сосет. (Движение, имитирующее ходьбу медведя)
Вот навстречу нам хозяин (Ходьба крадущегося зверя)
В полосатой шубке. (Наклоны влево-вправо)
Он не любит шутки. (Наклоны влево-вправо)
Много встретили зверей, (Ходьба на месте)
насекомых, птиц, и змей. (Ходьба на месте)
Перепрыгнули овраг, (Наклоны вперед (2 раза))
В сопки мы карабкались. (Потянуться вверх)
И пришли мы вновь домой. (Ходьба на месте)
Вот такой наш край родной! (Руки в сторону)
Проверка усвоения знаний (тесты - работа в парах)
На этапе формирования умений и навыков учащиеся работают в парах.
Класс делится на 8 групп (1 группа – дети с высоким уровнем способностей). Каждая группа решает свой тест. 1-2 группы – насекомые, звери; 3-4 группы-пауки, птицы; 5-6 группы-земноводные, морские; 7-8 группы – пресмыкающиеся, рыбы. Дети должны правильно распределить животных по группам. Проверка по слайдам. После проверки по слайдам дети дают оценку своей деятельности.
Игра “Найди лишнего” – когнитивная физкультминутка
Когнитивная (познавательная) физкультминутка способствует развитию познавательных процессов.
Цель: закрепление знаний о среде обитания животных.
Ход игры. Разделить животных на группы по среде их обитания: наземная, воздушная, водная.
1 группа: бабочка на цветке, вторая бабочка, пчелка.
2 группа: слоненок, собака с котенком, котята, гусеница в яблоке.
3 группа: осьминог.
Практическое применение знаний.
- А сейчас, пользуясь иллюстрациями и полученными знаниями, я предлагаю вам составить таблицу классификации животных.
(работа с таблицей классификации животных)
-Какой можно сделать вывод о классификации живой природы?
Обобщение знаний.
Подведение итога урока. Рефлексия.