Цель урока: совершенствование знаний о столице Российской Федерации, Республики Татарстан; формирование представлений о достопримечательностях городов России;
способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных, организационных компетентностей.
Задачи урока:
образовательная – сформировать у учащихся понятие о том, что в каждом городе есть достопримечательности, которые делают этот город известным;
развивающая: развивать речь уч-ся, умение работать в группах, развитие внимания, памяти.
воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважение и гордость за страну, бережное отношение к памятникам архитектуры.
Оборудование:
- экран;
- мультемедийное оборудование;
- проекты детей;
- Презентация «Города»
Ход урока:
I. Мотивация.
– Сегодня мы отправимся в интересное путешествие по городам России.
II. Формулирование темы, целей урока (формулируют дети).
– Какую тему на прошлом уроке мы начали изучать? (Россия – наша Родина)
–Какое домашнее задание вы получили? (Составить проект «Путешествие по городам России»)
– Что нас ждёт интересного на уроке? (Будем смотреть проекты учеников.)
III. Актуализация знаний.
– А для начала вспомним.
- Назовите государство, в котором мы живем? ( Российская Федерация).
-Какой город является столицей Российской Федерации? (Москва)
IV. Усвоение новых знаний.
Городов в России много: маленьких и больших. Сегодня на уроке мы познакомимся с российскими городами. У каждого города есть свои места, которые делают это город известным и знаменитым.К этому уроку вы распределились на группы и готовили сообщения. Каждая группа - о своем городе. Вы поделитесь своими знаниями, и в конце урока каждый из вас будет хорошо знаком с 5 российскими городами. Слушайте внимательно своих товарищей. После выступления группы записывайте в свой маршрутный лист название города и его главную достопримечательность.. . Показ проектов учащихся.
– Итак, вы работаете в туристическом агентстве. Ваша задача – заинтересовать посетителей, предложить им интересное путешествие по городам России. Что могут они увидеть интересного в каждом городе?
(Показ проектов учащихся).
1. Город Москва.
2. Город Санкт – Петербург.
3. Город Казань.
4. Город Елабуга.
Физминутка.
-Давайте, как и поэт А.С. Пушкин, посетим э остров
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
5. Остров – град Свияжск.
- А могут ли города быть памятниками?
-Да, оказывается, могут! И такие памятники находятся совсем недалеко от нас
– Например, памятники истории и культуры древнего города Болгары.
Много веков назад в широких степях Северного Кавказа, около Азовского и Черного морей, на равнинах между реками Дон и Дунай существовало сильное государство Великая Болгария, основателем и правителем которого был Кубрат хан. Долгие годы верой и правдой правил он своей страной, но тут случилось несчастье - Кубрат хан заболел, силы его иссякали, но и умирающим он оставался грозным ханом, его слово было для всех законом. Позвал он к своему ложу сыновей, вождей многочисленных племен, советников. Собрав свои силы, он рассказал им притчу о человеке, который раздал своим сыновьям по прутику и велел их сломать.
- Кто из вас может рассказать эту притчу до конца?
(Те без труда это сделали. Потом человек собрал прутья в один пучок и снова дал сыновьям, чтобы те сломали. На этот раз пучок не смог сломать ни один из них.)
- Как вы думаете, что тем самым хотел сказать хан?
- Какой наказ дал хан своим сыновьям?
(Если будете вместе и заодно - никто вас не одолеет. Если будете порознь - погибнете от рук врагов ваших.)
Не послушались сыновья мудрого совета отца. Не было среди них единства. Распалось великое государство. Хан Аспарух основал Дунайскую Болгарию, сын Котраг стал кочевать в степях Дона, третий сын Батбай покорился хазарам и остался на Кубани, два других сына погибли в боях. Но много было среди болгар тех, кто не хотел жить под властью хазар. Они ушли с родных мест и обрели новую родину на Средней Волге. Это был чудесный край с хвойными и смешанными лесами, в которых встречались целые ореховые леса и большие заросли диких яблонь. В изобилии было и всяких ягод. В лесах обитало много разного зверя и дичи. В реках и озерах водилось множество рыбы. На открытых участках земли выращивали пшеницу, ячмень, просо. Для своего города булгары выбрали очень удобное место - на высоком берегу Волги. С одной стороны - рыба, дичь, с другой - защищает жителей города не хуже крепости, а с третьей - прекрасная водная дорога. Двигаясь по ней вверх по течению можно добраться до Балтийского моря, до далекого Севера, а вниз по течению - до Каспийского моря. (Работа по физической карте России.) И здесь и там редкого товару можно купить дешево, а свой товар продать дорого. Торговой рекой была Волга. Не зря ее называли Великим Волжским путем.
6. Болгары.
V. Рефлексия деятельности.
1. – По каким городам России мы совершили путешествие?
– В каком городе вы бы хотели побывать? Что посмотреть?
– Чей проект вас больше заинтересовал? В чьём агентстве вы купили бы путёвку?
2. Выполнение теста по теме «Путешествуем по родной стране».
- Если вы выбрали правильные ответы, то у вас получилось слово. (Россия).
3.Домашнее задание.
– На следующем уроке мы продолжим просмотр ваших проектов «Путешествие по городам России». В России ещё много городов, с богатой культурой и архитектурой. Дерзайте!
Звучит песня «Моя Россия» в исполнении учащихся.