Конспект урока поможет учителю организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке. Данный урок развивает у учащихся умение высказывать суждения по результатам практической работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Функции кожи"»
Тема: Функции кожи.
Цели:
1. Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью:
Развития системного мышления;
Поиска ответа на проблемный вопрос через решение контекстной задачи;
Развития умения высказывать суждения по результатам практической работы.
2. Создать условия для формирования личностных качеств:
Ответственность;
Выбор ответа, способа поведения;
Коммуникативность.
Для достижения выше поставленных целей необходимо:
Закрепить знания учащихся по теме «Строение кожи»;
Закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы.
Тип урока:
Урок – исследование.
Основная деятельность на уроке:
Учебно – поисковая.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Экран.
Мешочек с предметами.
Карточки с заданиями для работы в группах.
Зеркала.
Тестовые задания.
Вводно-мотивационный этап.
- Сегодня мы будем говорить об одном из органов тела человека. О каком постарайтесь догадаться по описанию. Этот орган имеет не менее важное значение, сердце и мозг, он является одним из органов чувств человека, он самый большой в человеческом организме. (Кожа)
- Верно, это кожа.
- Тема урока: «Функции кожи». Сегодня мы узнаем о том, какую работу в организме она выполняет.
Познавательный этап.
а). Практическая работа.
- Давайте поиграем в игру «Угадай предмет». Здесь лежат неизвестные предметы, нужно не глядя взять в руки один предмет и догадаться что это, описывая свойства этого предмета, которые вы смогли почувствовать руками. (Ученик описывает предмет).
- Какие свойства объекта вы смогли определить? (Размер, форму, особенности поверхности, температуру).
- Что помогло вам догадаться, что это яблоко? (Кожа).
- Как называется этот орган чувств? (Орган осязания)
- Кто знает, благодаря чему кожа смогла почувствовать названные свойства предмета? (В коже есть нервы).
- Верно, в коже есть мельчайшие нервные окончания, которые передают сигналы в головной мозг. (Показ).
- В связи со способностью чувствовать мы обозначим осязательную функцию кожи. (Показ).
б). Работа в группах.
- Чтобы догадаться, какие ещё функции ещё имеет кожа в нашем организме, мы поработаем в группах и выполним задание.
Группы получают карточки с заданием.
1-я группа.
Вчера ребята рассказали мне о том, что произошло с ними после уроков. Сережа с друзьями играл в догонялки, упал и ободрал коленку. Женя вечером резвился со своим котёнком, и тот поцарапал ему руку. Мама Маши чистила картошку и порезала палец ножом.
Как вы думаете, насколько серьёзны травмы, описанные ребятами? Что помогло защитить организм от более серьёзных последствий?
Один ученик из группы подводит итог обсуждению и делает соответствующий вывод. (Кожа защищает организм от попадания микробов и воздействия внешней среды).
- Верно. Как бы вы назвали эту функцию кожи? (Защитная функция)
2-я группа.
В результате работы наших внутренних органов выделяется большое количество теплоты. Этой теплотой можно было бы вскипятить около семи вёдер воды!
Почему же кровь внутри нашего организма не закипает? Что помогает регулировать температуру организма?
Один ученик из группы подводит итог обсуждению и делает соответствующий вывод. (Пот испаряясь с поверхности кожи помогает охладить весь организм).
- Откуда берётся пот на поверхности кожи? (Вырабатывается потовыми железами).
- А теперь выполним несколько физических упражнений и понаблюдаем, что произойдёт с нашим организмом. Сделайте 5 приседаний, 5прыжков на одной ноге, 5 – на другой , 5 - на двух.
- Посмотрите друг на друга. Что произошло? (Кожа покраснела).
- Попробуйте объяснить почему? (Объясняют)
- Да, кровеносные сосуды кожи расширились, и к ней притекло много крови. Через кровь происходит отдача избыточного внутреннего тепла во внешнюю среду. И, наоборот, при понижении температуры воздуха кожные кровеносные сосуды сужаются, уменьшается приток крови – кожа бледнеет. В этом состоянии тело не отдаёт тепло во внешнюю среду, сохраняет его. Таким образом кожа поддерживает нормальную температуру тела. Какую? (36,6)
- Мы познакомились с ещё одной функцией кожи. Как вы думаете, как она называется? (Терморегуляция).
в). Опыт.
- Чтобы узнать ещё одну функцию кожи, выполним опыт.
- Проведите по лбу пальцем, а затем приложите палец к зеркалу. Что осталось на зеркале? (Появился жирный след)
- Вспомните опыт с лупой, который мы проводили на прошлом уроке, и ответьте на вопрос - откуда берётся жир на поверхности кожи? (Выделяется сальными железами через поры. Показ.)
- Как вы думаете, зачем жир нашей коже? (Жир смягчает кожу)
- А ещё, благодаря ему кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода и ветер быстро бы высушили кожу, и она бы растрескалась.
- Представляете, кожа в течение суток выделяет почти пол-литра воды. Интересно, а если всю жидкость за сутки собрать – можно три раза чай попить? (Нельзя)
- Почему? (Ответы детей)
- В этой воде растворены разные ненужные нашему организму вещества: всевозможные соли, молочная кислота, различные соединения азота. Вот почему пот на вкус горько – солёный. Кожа помогает организму избавиться от вредных веществ.
- Как бы вы назвали эту функцию кожи? (Выделительная функция)
- Знаете, ребята, вчера, когда я готовилась к уроку, мне на глаза случайно попалось детское стихотворение. Я хочу вам его прочитать:
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
- Подумайте, почему мне захотелось прочитать это стихотворение именно на сегодняшнем уроке?
(Варианты ответов)
- Правильно, ребята, чтобы кожа выполняла все свои функции, её надо содержать в чистоте. (Придумайте дома правила гигиены кожи и оформите их красочно на листе бумаги).
Рефлексия.
Работа в парах.
- Сейчас вы поработаете в парах, ответите на вопросы теста, для того чтобы проверить свои знания и узнать всё ли вы запомнили сегодня на уроке.
Тест
1.Кожа-это орган
а). обоняния
б). осязания
в). вкуса
2.Сигналы от поверхности кожи к мозгу передаются
а). кровеносными сосудами
б). сальными железами
в). нервами
3.Терморегуляция организма происходит за счёт работы
а). сальных желёз
б). потовых желёз
в). кровеносных сосудов
4.Через поры выделяются
а). пот
б). кожное сало
в). кровь
5.Кожа выполняет следующие функции
а). осязательную
б). защитную
в). терморегуляцию организма
г). распределительную
- А теперь, давайте проверим правильно ли вы ответили на вопросы теста. Посмотрите на экран и сверьте ответы.
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки.
Домашнее задание (интеллектуальный конфликт)
Итак, ребята, теперь вы знаете четыре функции кожи в нашем организме. Но и это ещё не всё. А вы знаете, что без нормальной работы кожи наши кости были бы непрочными и мягкими? (Нет) Ответ на вопрос - как же связана работа кожи с нашими костями, попробуйте найти сами в дополнительной литературе.
Тест
1.Кожа-это орган
а). обоняния
б). осязания
в). вкуса
2.Сигналы от поверхности кожи к мозгу передаются
а). кровеносными сосудами
б). сальными железами
в). нервами
3.Терморегуляция организма происходит за счёт работы
а). сальных желёз
б). потовых желёз
в). кровеносных сосудов
4.Через поры выделяются
а). пот
б). кожное сало
в). кровь
5.Кожа выполняет следующие функции
а). осязательную
б). защитную
в). терморегуляцию организма
г). распределительную
2-я группа.
В результате работы наших внутренних органов выделяется большое количество теплоты. Этой теплотой можно было бы вскипятить около семи вёдер воды!
Почему же кровь внутри нашего организма не закипает? Что помогает регулировать температуру организма?
1-я группа.
Вчера ребята рассказали мне о том, что произошло с ними после уроков. Сережа с друзьями играл в догонялки, упал и ободрал коленку. Женя вечером резвился со своим котёнком, и тот поцарапал ему руку. Мама Маши чистила картошку и порезала палец ножом.
Как вы думаете, насколько серьёзны травмы, описанные ребятами? Что помогло защитить организм от более серьёзных последствий?