I.Мотивация к учению. | Проверяет готовность к уроку. – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, с которыми столкнётся на уроке. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке окружающего мира? – У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. – Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить. Предлагает прочитать эпиграф к уроку: «Окружающий нас мир интересно познавать! Его тайны и загадки мы готовы разгадать! Чем будем заниматься на уроке? Для чего нам это нужно? Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы, ведь природа – самое удивительное из того, что нас окружает. | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место.
| Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания. Игра «Жизнь леса». Работа в парах Работа в парах Графический диктант Взаимопроверка | Предлагает ответить на вопрос: Где мы побывали с вами на прошлом уроке? Предлагает проверит, что дети запомнили о лесе. Проверяет домашнее задание через игру. Сейчас мы будем работать в парах. Предлагает повторить правила работы в парах 1. На доске и на партах карточки со словами: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лишайники. (приложение № 1) Подумайте, какое задание я могу вам предложить выполнить с этими словами? Задача: распределить карточки согласно ярусному произрастанию леса. Предлагает проверить выполнение задания по эталону, оценить. На доске и на партах карточки с названиями животных и растений: осина , заяц, волк, дуб, бактерии, лиса, мышь, ель, сова. ( приложение № 2) Предположите, какое задание я могу предложить вам выполнить с этими словами? Задача: Составить и записать пищевую цепочку, сложившуюся в лесу. Предлагает проверить по эталон, оценить выполнение задания. Подводит итоги игры. Почему же лес называют природным сообществом? Предлагает выполнить графический диктант «Ребята, сейчас мы с вами пои граем в игру «Верите ли вы, что ...». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. (Приложение № 3) Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что ...», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – «-». Вопросы: 1.Самый верхний ярус леса образован деревьями. 2.Средний ярус - это мхи и лишайники. 3.На дереве обитают кроты и землеройки. 4.Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. Они помогают деревьям расти. 5.Жуки короеды приносят вред лесному сообществу. 6.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. 7.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. Ответы:1 +,2. -,3 -, 4+, 5-,6 -, 7-. Предлагает поставить предварительную оценку и поменяться листочками. Проверить работу по эталону и поставить оценки друг другу. | Отвечают на вопрос учителя. (В лесу) Повторяют правила работы в парах Отвечают на вопрос учителя, распределяют карточки Проверяют задание и оценивают с помощью смайликов Отвечают на вопрос учителя. Составляют цепи питания. Выполняют задание, проверяют, оценивают Выполняют графический диктант. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения Необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. |
ІІІ.Самоопределение к учебной деятельности Целеполагание. | (звучит музыка) Ребята, закройте глаза, и послушайте музыку. - Как вы думаете, где можно услышать эти звуки? Да, действительно, эти звуки можно услышать на лугу. А что же такое луг? Почему я предложила вам прослушать эту музыку? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Просит назвать тему урока. Что вы уже знаете о луге? Оцените свои знания с помощью оценочной линейки (приложение № 7) - Чтобы вы хотели узнать о луге? Какие задачи поставим? Предлагает составить план работы над этой темой. Мы будем работать по следующему плану: ( план работы выносят на доску) 1. Что такое луг. 2.Растительный мир луга. 3. Животный мир луга. 4. Роль человека в жизни луга. | На лугу. Предположения детей. Формулируют тему и осознают учебные задачи урока. Мы будем говорить о луге. Тема нашего урока: «Жизнь луга». Отвечают на вопрос учителя. Ставят задачи урока. Составляют план работы | |
ІV. Открытие новых знаний и способов действий. Работа в группах | Предлагаю прослушать видеозапись о жизни луга. - Прослушав видеозапись, что вы узнали о луге? На первый взгляд, луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное представление. Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов. Класс делится на 2 группы. (приложение № 4) 1 группа «Ботаники» 2 группа «Зоологи» - Перед вами лежат конвертики с заданиями. Внимательно прочитайте. Для выполнения этих заданий вам помогут учебники, атласы – определители, карточки – инструкции и гербарий. Карточка для 1 группы: (приложение № 5) 1.Рассмотрите в гербарии растения луга. 2.Какие можно встретить растения на лугу? 3.На какие группы можно поделить растения луга? 4.Что их объединяет? 5.Вывод Карточка для 2 группы. 1.С помощью рисунка на с 172-173 и статьи учебника познакомьтесь с животными луга. 2. На какие группы их можно поделить? ( привести примеры) 3. Составить 2-3 цепи питания. 4.Вывод . Предлагает заслушать первую группу. Вывод: - На лугу растут травянистые, влаголюбивые и светолюбивые растения. Что еще растет на лугу кроме растений? ( грибы) Предлагает заслушать 2 группу Вывод: На лугу не живут крупные животные, потому что там негде прятаться. Итак, мы узнали про растительный и животный мир луга. А как вы думаете, почему мы говорим природное сообщество? | Слушают видеозапись «Экосистема луга» энциклопедия «Кирилла и Мефодия» Работают в группах читают статью в учебнике. Рассматривают гербарий. Слушают друг друга.. В каждой группе указывают по 2–3 растения. Читают тексты в учебнике, называют представителей животных луга. рассказывают о животных луга. Составляют цепи питания Делают выводы Отвечают на вопрос учителя | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одно- классников; систематизируют знания Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
V.Закрепление знаний и способов действий Работа по учебнику | предлагает прочитать статью в учебнике «Луга и человек» (с. 174–175) и ответить на вопрос: «Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?». Просит ответить на вопрос каково значение луга для человека? – Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам И поэтому, я предлагаю вам придумать правила поведения на лугу и от имени жителей луга составить обращение к людям. Первая группа составляет обращение от имени василька. Вторая группа от имени бабочки. | Отвечают на вопрос учителя Составляют правила поведения на лугу. Я василек… Я бабочка … | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. |