kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Государственный бюджет

Урок построен на основе системно – деятельностного метода.

На этапе самоопределения к деятельности дети активизированы, осуществлён призыв к деятельности.

С помощью учителя в совместной деятельности была определена тема урока, поставлены учебные задачи, построен проект выхода из затруднения.

Дети на основе деятельности с опорой на жизненный опыт получили сведения о государственном бюджете, составили модель государственного бюджета.

 Учащиеся применили новые знания для решения практических задач. Дифференцированное домашнее задание по принципу мини – макса: обязательное, дополнительное и творческое задания.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на достижение конечной цели.

В целом, считаю, урок целей достиг. Время рационально распределено на все этапы урока.

Урок проведён в игровой форме, что способствовало заинтересованности обучающихся. Каждому ученику, на мой взгляд, было комфортно на уроке.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка к уроку»



Пояснительная записка к уроку окружающего мира


Направление: начальная школа

Тема урока: «Государственный бюджет»

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: работа в группах

Класс: 3

Программа: «Школа России», учебник «Окружающий мир 3 класс»,

автор: А. А. Плешаков

Количество часов: 68 ч в год, 2 ч в неделю

Данный урок - девятый урок в разделе «Чему учит экономика»


Характеристика класса


В классе 10 человек, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Все учащиеся 2004 года рождения.

Один ученик воспитывается в малообеспеченной неполной семье, его мама имеет статус матери – одиночки. Две семьи многодетные.

Успеваемость класса в целом средняя: одна отличница, шесть ударников и трое имеют две и более удовлетворительные отметки.

Отношения между одноклассниками вполне благоприятные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается.

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые.

Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися. 

Дети принимают активное участие в жизни класса и школы, любят выполнять свои поручения. С удовольствием включаются в проектную и исследовательскую деятельность.

Большинство учащихся подвижны и любознательны.





Просмотр содержимого документа
«приложение»



Приложение 1


Технология фиксирования учебных задач


После определения цели и задач урока, учитель предлагает детям самим определить, что они уже знают по теме урока, а что им еще не знакомо. Для этого на доске или в тетради появляются записи:


Знаю:

Хочу узнать:

Умею:

Хочу научиться:


Дети предлагают свои варианты, учитель их редактирует в устной форме и объединяет в одну группу, следит ха тем, чтобы в таблицу записывались объективные задачи урока. Для формулирования субъективных (индивидуальных) задач можно выделить немного времени и дать возможность каждому ребенку записать 1-2 задачи дополнительно.

Проделанная работа поможет ребенку в дальнейшем формулировать учебные задачи урока. Хорошо, если такая таблица останется у него зафиксированной в тетради, чтобы он в нужный момент мог ею воспользоваться.


Приложение 2



Рефлексию учебной деятельности на уроке можно осуществить с помощью оценочного листа.



Оценочный лист


Оцените свои знания и умения по шкале оценивания ( «!», «+», «-»)


Знаю, что такое государственный бюджет.


Знаю, что такое налоги.

Могу рассказать о доходах и расходах государственного бюджета.




Оценивание собственных достижений осуществляется с помощью знаковой системы, которая используется с 1 класса.



Знаковая система оценивания


Знак


Значение знака

«!»

Все выполнено верно, материал усвоен хорошо

«+»

Есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно

«-»

Много ошибок, материал не понят, нужна помощь



Приложение 3


Модель зафиксированного знания позволяет лучше понять содержание изучаемого материала, а также служит опорой для воспроизведения знаний.



Модель «Государственный бюджет»


доход


расход


бюджет




Просмотр содержимого документа
«рецензия на урок»



Рецензия на урок

учителя начальных классов Поповой Ирины Анатольевны


Урок окружающего мира по программе «Школа России» проведен в 3 классе. Тема урока «Государственный бюджет».

Материал и структура урока полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, отличительной особенностью урока является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Учителем выдержаны все этапы современного урока.

Организация деятельности школьников началась с целеполагания. Дети совместно с учителем формулируют учебные задачи и фиксируют их, разграничивая, что они уже знают по теме, а чего еще не знают и что им предстоит узнать, чему научиться.

На основе сформулированных задач дети совместно с учителем составляют план достижения учебных задач урока.

В процессе овладения учащимися новыми способами действий учитель использует информационно-коммуникационные технологии. Результатом урока стала работа с оценочными листами, в ходе которой учащиеся установили соответствие цели и результата.

Весь урок ориентирован на развитие общеучебных умений ребенка, таких, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, творчески подходить к проблемной ситуации, ориентироваться в ходе событий своей жизни, жизни государства, осознавать течение социальных процессов. Кроме того, урок направлен на овладение учащимися умением сотрудничать с взрослыми и сверстниками, о чем свидетельствует умело организованная работа в группах.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитель учитывал индивидуальные особенности учеников, давал только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково-символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом понятии.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.



Рецензент:

замдиректора по учебной работе А.О.Лисицына



Просмотр содержимого документа
«сценарий урока»



Сценарий урока окружающего мира


Тема: Государственный бюджет

Тип: изучение нового материала

Цель: познакомить с государственным бюджетом.

Задачи:

  • учить учащихся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается;

  • учить осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать составные части государственного бюджета;

  • давать определение понятий: «государственный бюджет», «налоги», «доход», «расход»

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • участвовать в работе группы

Личностные:

  • проявлять интерес к своему государству;

  • осознавать себя частью государства;

  • взаимодействовать с одноклассниками и учителем в достижении поставленной цели

Межпредметные связи: работа на персональном компьютере, организация и планирование собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за её ходом и результатом, формирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке, математика «Решение задач», русский язык «Фразеологизмы», литературное чтение «Пословицы и поговорки»

Ресурсы урока: рабочая программа «Окружающий мир» 3 класс, учебник «Окружающий мир» 3 класс стр.,71 – 74,р.т. стр. 39 – 40, электронное приложение «Окружающий мир» 3 класс

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо» - «хочу» - «могу»)

  • Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Звучит песня о России

- О чем песня?

- Наверно вы со мной согласитесь, что мы как граждане своей страны должны многое знать о ней. Сегодня мы продолжим расширять наши знания о нашей стране.


  • Самоопределение к учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

  • Организует фронтальный опрос.

- Что такое деньги?

- Для чего нужны деньги?

- Какие денежные единицы вы знаете?







  • Организует мотивацию и подготовку к изучению темы урока:

- Скажите, приходилось ли вам при просмотре новостей по телевидению слышать фразу «Разрабатывается государственный бюджет на такой – то год»?

- Как часто?

- Что вы знаете об этом?

- Почему мы затрудняемся дать ответ?

- Как вы думаете, какая тема урока?

  • Размещает на доске тему урока «Государственный бюджет».

- В каком разделе мы изучаем эту тему?

(«Чему учит экономика»)

- Значит, государственный бюджет связан с экономикой, а это значит деньги.

- А что мы уже знаем об этом?

  • Отвечают на вопросы.












  • Высказывают предположения.

  • Выявляют недостаточность знаний.

  • Определяют тему урока, учебную задачу.

Выявление места и причины затруднения

  • Предлагает зафиксировать на доске уже имеющиеся знания («знаю») и затруднения («хочу узнать») по данной теме.

Знаем: что такое деньги, для чего они нужны.

Умеем: отличать денежные единицы нашей страны от других стран.

Хотим узнать: что такое государственный бюджет.

Хотим научиться: применять полученные знания для решения практических задач.

  • Формулируют знания и затруднения по данной теме.

  • Выявляют причину затруднений.

Построение проекта выхода из затруднения

  • Организует планирование учащимися проекта выхода из затруднения

- Для начала мы должны наверно узнать, что такое бюджет?

- Как вы думаете, откуда мы можем узнать о том, что такое бюджет?

- Где мы можем получить сведения о государственном бюджете?

- Для чего нам нужны эти знания?

  • Строят проект выхода из затруднения.

1.Узнать, что такое бюджет.

2.Найти сведения о государственном бюджете.

3.Применить полученные знания для выполнения практических заданий.

Реализация построенного проекта

  • Организует работу в группах: группа «Теоретиков» и группа «Практиков»

















  • Поясняет, что слово бюджет в переводе с английского означает «денежная сумка».

  • На интерактивной доске размещает макет сумки. Образно это государственный бюджет. Сейчас в нем пусто.

- А как заполнить бюджет?


  • Сообщает о том, что каждое предприятие, каждый гражданин часть заработанных денег должен отдать государству. Это установленные законом платежи, которые называются налогами.

  • Размещает термин на доске.



  • Поясняет, что налоги – это обязательные взносы граждан России. Налоги платятся с заработной платы, с авторского гонорара, с выигрыша в лотерею, с платы за аренду земли, квартиры, с продажи полезных ископаемых, с тех денег, которые заработали предприятия.

  • «Складывает» все это в денежную сумку.

  • Поясняет: деньги, которые поступают в бюджет, называются доходами.

  • Размещает термин на доске.


  • Организует работу в группах















  • - Денежная сумка наполнилась. Что происходит с бюджетам дальше?





  • Организует работу в группах











  • Разъясняет понятие расходы – деньги, которые тратят.


  • Размещает термин на доске.



  • Поясняет, что государство тратит деньги на зарплату учителям, врачам, воспитателям, студентам, ученым, на содержание армии, полиции, на пенсии, пособия и т. д.

  • «Раздает» все это из денежной сумки.



  • Создает проблемную ситуацию.

- Денег в бюджете не осталось, а зарплату работникам культуры не заплатили! Что делать?


  • Уточняет, что государство должно заранее рассчитывать, какие доходы оно получит и какие расходы предстоят, то есть правильно разработать бюджет страны.


  • Группа «Теоретиков» выполняют задание:

- С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «государственный бюджет». (Распределение денежных доходов государства за определенный срок)

  • Группа «Практиков» выполняют задание:

Найдите фразеологизмы, по смыслу связанные с деньгами.

  • Рог изобилия

  • Ни пуха, ни пера

  • Тридцать серебряников

  • Дешево, но сердито

  • Как в воду глядел

  • За душой нет ничего

  • Выносить сор из избы







  • Высказывают предположения о заполнении бюджета.







  • Отвечают на вопросы:

  • -Кто из вас слышал это слово? В какой ситуации?

  • - Как вы думаете, налоги – это добровольные взносы или принудительные?











  • Группа «Теоретиков» выполняют задание:

- С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «доходы»


  • Группа «Практиков» выполняют задание:

Объясните смысл пословиц о труде.

  • Без работы день годом станет. 

  • Без ученья, без труда и жизнь негодна никуда.

  • Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.


  • Высказывают предположения на вопрос:

  • Предполагают, на что тратит государство свои деньги.



  • Группа «Теоретиков» выполняют задание:

- С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «расходы»

  • Группа «Практиков» выполняют задание:

Рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопрос: что расходует швея во время работы? (расход ткани, расход времени, расход электричества).















  • Формулируют решение, предложенной учителем проблемной ситуации.





Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Предлагает прочитать текст в учебнике на стр. 71 – 73.






  • Создает проблемную ситуацию. Предлагает сделать выбор бюджета и аргументировать свой выбор.






  • Организует моделирование изученной темы и самопроверку

  • Читают текст в учебнике на стр. 71 – 73.

  • Отвечают на вопросы:

- Из чего складывается государственный бюджет?

- Что такое налоги?

- Какие статьи расхода вы считаете самыми важными?

  • Делают выбор и аргументируют его:

- Какой бюджет вы считаете лучшим?

  1. В котором доходы больше расходов.

  2. В котором доходы равны расходам.

  3. В котором доходы меньше расходов.

  • Индивидуально моделируют понятие «Государственный бюджет»:

Государственный доход

бюджет расход



  • Осуществляют самопроверку


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Организует самостоятельную работу с использованием электронных образовательных ресурсов на персональном компьютере

  • Самостоятельно выполняют задания на персональном компьютере по теме «Государственный бюджет»

  • Выполняют самопроверку, сравнивая полученный результат с эталоном


Включение в систему знаний и повторение

  • Организует выполнение учащимися заданий, в которых новый способ действий используется для решения практических задач.


  • Выполняют задания в рабочей тетради

№2 стр.40

  • Выполняют взаимопроверку.



Рефлексия учебной деятельности

  • Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Оценочный лист

Оцените свои знания и умения по шкале оценивания ( «!», «+», «-»)

  • Знаю, что такое государственный

бюджет.

  • Знаю, что такое налоги.

  • Могу рассказать о доходах и расходах государственного бюджета.

  • Комментирует домашнее задание

Домашнее задание:

  • Прочитать материал учебника стр. стр. 71-74, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»

  • Выполнить в рабочей тетради № 3 на стр. 40

* Придумайте математическую задачу на тему «Государственный бюджет»



  • Соотносят цель и результаты собственной деятельности по шкале оценивания:

Знаковая система оценивания


Знак


Значение знака

«!»

Все выполнено верно, материал усвоен хорошо

«+»

Есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно

«-»

Много ошибок, материал не понят, нужна помощь











  • Получают информацию о домашнем задании

Дополнительный материал: толковый словарь Ожегова

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнение заданий электронного приложения, задание в рабочей тетради

Дополнительные творческие задания: придумать математическую задачу на тему «Государственный бюджет»

Активные методы и формы обучения:

  1. Работа в группах.

  2. Здоровьесберегающие технологии (физминутки).

  3. Индивидуальные методы обучения.

  4. Моделирование.

  5. Поисковый метод.

  6. Наглядный метод.

  7. Информационно-коммуникационные технологии.

Используемая аппаратура:

  1. Интерактивная доска

  2. Персональные компьютеры

  3. Мультимедийная установка

Краткий самоанализ урока

Урок построен на основе системно – деятельностного метода.

На этапе самоопределения к деятельности дети активизированы, осуществлён призыв к деятельности.

С помощью учителя в совместной деятельности была определена тема урока, поставлены учебные задачи, построен проект выхода из затруднения.

Дети на основе деятельности с опорой на жизненный опыт получили сведения о государственном бюджете, составили модель государственного бюджета.

Учащиеся применили новые знания для решения практических задач. Дифференцированное домашнее задание по принципу мини – макса: обязательное, дополнительное и творческое задания.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на достижение конечной цели.

В целом, считаю, урок целей достиг. Время рационально распределено на все этапы урока.

Урок проведён в игровой форме, что способствовало заинтересованности обучающихся. Каждому ученику, на мой взгляд, было комфортно на уроке.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока окружающего мира 3 класс

Автор: Попова Ирина Анатольевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока окружающего мира 3 класс "Берегите воду!" УМК Школа России. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-bierieghitie-vodu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656535"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока окружающего мира для учащихся 3 класса. Тема урока "Растения сада""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_dlia_uchashchikhsia_3_klassa_tiema_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "374103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482920461"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы осенью" с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-ptitsy-osien-iu-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "102325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства