Тема: Государственный бюджет | Тип: изучение нового материала |
Цель: познакомить с государственным бюджетом. Задачи: учить учащихся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается; учить осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны |
Планируемые результаты |
Предметные: знать составные части государственного бюджета; давать определение понятий: «государственный бюджет», «налоги», «доход», «расход» | Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; находить необходимую информацию в различных источниках; участвовать в работе группы | Личностные: проявлять интерес к своему государству; осознавать себя частью государства; взаимодействовать с одноклассниками и учителем в достижении поставленной цели |
Межпредметные связи: работа на персональном компьютере, организация и планирование собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за её ходом и результатом, формирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке, математика «Решение задач», русский язык «Фразеологизмы», литературное чтение «Пословицы и поговорки» |
Ресурсы урока: рабочая программа «Окружающий мир» 3 класс, учебник «Окружающий мир» 3 класс стр.,71 – 74,р.т. стр. 39 – 40, электронное приложение «Окружающий мир» 3 класс |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо» - «хочу» - «могу») |
Звучит песня о России - О чем песня? - Наверно вы со мной согласитесь, что мы как граждане своей страны должны многое знать о ней. Сегодня мы продолжим расширять наши знания о нашей стране. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
- Что такое деньги? - Для чего нужны деньги? - Какие денежные единицы вы знаете? - Скажите, приходилось ли вам при просмотре новостей по телевидению слышать фразу «Разрабатывается государственный бюджет на такой – то год»? - Как часто? - Что вы знаете об этом? - Почему мы затрудняемся дать ответ? - Как вы думаете, какая тема урока? - В каком разделе мы изучаем эту тему? («Чему учит экономика») - Значит, государственный бюджет связан с экономикой, а это значит деньги. - А что мы уже знаем об этом? | Высказывают предположения. Выявляют недостаточность знаний. Определяют тему урока, учебную задачу. |
Выявление места и причины затруднения |
Знаем: что такое деньги, для чего они нужны. Умеем: отличать денежные единицы нашей страны от других стран. Хотим узнать: что такое государственный бюджет. Хотим научиться: применять полученные знания для решения практических задач. | |
Построение проекта выхода из затруднения |
- Для начала мы должны наверно узнать, что такое бюджет? - Как вы думаете, откуда мы можем узнать о том, что такое бюджет? - Где мы можем получить сведения о государственном бюджете? - Для чего нам нужны эти знания? | 1.Узнать, что такое бюджет. 2.Найти сведения о государственном бюджете. 3.Применить полученные знания для выполнения практических заданий. |
Реализация построенного проекта |
Поясняет, что слово бюджет в переводе с английского означает «денежная сумка». На интерактивной доске размещает макет сумки. Образно это государственный бюджет. Сейчас в нем пусто. - А как заполнить бюджет? Сообщает о том, что каждое предприятие, каждый гражданин часть заработанных денег должен отдать государству. Это установленные законом платежи, которые называются налогами. Размещает термин на доске. Поясняет, что налоги – это обязательные взносы граждан России. Налоги платятся с заработной платы, с авторского гонорара, с выигрыша в лотерею, с платы за аренду земли, квартиры, с продажи полезных ископаемых, с тех денег, которые заработали предприятия. «Складывает» все это в денежную сумку. Поясняет: деньги, которые поступают в бюджет, называются доходами. Размещает термин на доске. Поясняет, что государство тратит деньги на зарплату учителям, врачам, воспитателям, студентам, ученым, на содержание армии, полиции, на пенсии, пособия и т. д. «Раздает» все это из денежной сумки. - Денег в бюджете не осталось, а зарплату работникам культуры не заплатили! Что делать? Уточняет, что государство должно заранее рассчитывать, какие доходы оно получит и какие расходы предстоят, то есть правильно разработать бюджет страны. | - С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «государственный бюджет». (Распределение денежных доходов государства за определенный срок) Найдите фразеологизмы, по смыслу связанные с деньгами. Рог изобилия Ни пуха, ни пера Тридцать серебряников Дешево, но сердито Как в воду глядел За душой нет ничего Выносить сор из избы Отвечают на вопросы: -Кто из вас слышал это слово? В какой ситуации? - Как вы думаете, налоги – это добровольные взносы или принудительные? - С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «доходы» Объясните смысл пословиц о труде. - С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «расходы» Рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопрос: что расходует швея во время работы? (расход ткани, расход времени, расход электричества). |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
| - Из чего складывается государственный бюджет? - Что такое налоги? - Какие статьи расхода вы считаете самыми важными? - Какой бюджет вы считаете лучшим? В котором доходы больше расходов. В котором доходы равны расходам. В котором доходы меньше расходов. Государственный доход бюджет расход | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
| Самостоятельно выполняют задания на персональном компьютере по теме «Государственный бюджет» Выполняют самопроверку, сравнивая полученный результат с эталоном |
Включение в систему знаний и повторение |
| №2 стр.40 |
Рефлексия учебной деятельности |
Оценочный лист Оцените свои знания и умения по шкале оценивания ( «!», «+», «-») бюджет. Домашнее задание: Прочитать материал учебника стр. стр. 71-74, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» Выполнить в рабочей тетради № 3 на стр. 40 * Придумайте математическую задачу на тему «Государственный бюджет» | Знаковая система оценивания Знак | Значение знака | «!» | Все выполнено верно, материал усвоен хорошо | «+» | Есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно | «-» | Много ошибок, материал не понят, нужна помощь | |
Дополнительный материал: толковый словарь Ожегова |
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнение заданий электронного приложения, задание в рабочей тетради |
Дополнительные творческие задания: придумать математическую задачу на тему «Государственный бюджет» |
Активные методы и формы обучения: Работа в группах. Здоровьесберегающие технологии (физминутки). Индивидуальные методы обучения. Моделирование. Поисковый метод. Наглядный метод. Информационно-коммуникационные технологии. |
Используемая аппаратура: Интерактивная доска Персональные компьютеры Мультимедийная установка |
Краткий самоанализ урока Урок построен на основе системно – деятельностного метода. На этапе самоопределения к деятельности дети активизированы, осуществлён призыв к деятельности. С помощью учителя в совместной деятельности была определена тема урока, поставлены учебные задачи, построен проект выхода из затруднения. Дети на основе деятельности с опорой на жизненный опыт получили сведения о государственном бюджете, составили модель государственного бюджета. Учащиеся применили новые знания для решения практических задач. Дифференцированное домашнее задание по принципу мини – макса: обязательное, дополнительное и творческое задания. Все этапы взаимосвязаны и направлены на достижение конечной цели. В целом, считаю, урок целей достиг. Время рационально распределено на все этапы урока. Урок проведён в игровой форме, что способствовало заинтересованности обучающихся. Каждому ученику, на мой взгляд, было комфортно на уроке. |