kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Ветер, ветер! Ты могуч…

 

Цель: формирование представлений о причинах образования ветра и

            влиянии ветра на земную поверхность.

 

Задачи:

  • формирование представлений о причинах возникновения ветра, о разнообразии ветров, о влиянии ветра на земную поверхность, о разрушительной и созидательной работе ветра;
  • систематизация и обобщение знаний о значении охраны воздушной среды;
  • развитие любознательности;
  • воспитание любви к своей малой родине, бережного отношения к природе родного края.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер,

                            презентация в Microsoft Power Point,

                            аудиокассеты: «Звуки и шумы. Природа, птицы и животные»

                            (Штормовое море с ветром № 33), «Звуки окружающего

                             мира» (Сильный ветер № 37), карточки с названиями ветров.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МОУ»

МБОУ «Нижнекондратинская средняя общеобразовательная школа»














Урок по курсу «Окружающий мир»

на тему: «Ветер, ветер! Ты могуч…»

для 4 класса




















Провела учитель начальных классов

Федорова Л. В.




Тема урока: Ветер, ветер! Ты могуч…


Цель: формирование представлений о причинах образования ветра и

влиянии ветра на земную поверхность.


Задачи:

  • формирование представлений о причинах возникновения ветра, о разнообразии ветров, о влиянии ветра на земную поверхность, о разрушительной и созидательной работе ветра;

  • систематизация и обобщение знаний о значении охраны воздушной среды;

  • развитие любознательности;

  • воспитание любви к своей малой родине, бережного отношения к природе родного края.


Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер,

презентация в Microsoft Power Point,

аудиокассеты: «Звуки и шумы. Природа, птицы и животные»

(Штормовое море с ветром № 33), «Звуки окружающего

мира» (Сильный ветер № 37), карточки с названиями ветров.



























Ход урока.

  1. Создание рабочего настроя.

- Солнышко ласково смотрит в окно. Создайте и вы в себе солнце, согрейте теплом и добротой окружающих вас людей.

Улыбнитесь друг другу!


  1. Отгадывание загадки.

Летит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видишь его. (Ветер.)


  1. Сообщение темы и целей урока. Слайды 1, 2.

- Вы правильно угадали тему сегодняшнего урока.

Слушание аудиозаписи «Сильный ветер» (Звуки окружающего мира).

- Эпиграфом к теме урока послужили строчки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

Чтение эпиграфа.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

(А.С. Пушкин)

- Мы проведём сегодня исследование и выясним:

1) Что такое ветер?

2) Почему возникает ветер?

3) Какие ветры бывают?

4) Когда ветер помогает человеку, а когда вредит? Для чего необходимо

знание ветров человеку?


  1. Работа над темой.

  1. Что такое ветер?

- Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Для определения направления ветра существует специальный прибор – флюгер, а для определения силы (скорости) ветра – анемометр. Слайд 3.

- Есть ли ветер в помещении?

(Демонстрация опыта со свечой).

- А вы можете, своими руками, создать ветер?


  1. Почему возникает ветер? Слайд 4.

- Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Поднимаясь, тёплый воздух оставляет за собой зону низкого атмосферного давления. На освободившееся место со всех сторон устремляется холодный воздух. У полюсов воздух всей своей массой давит на землю, создавая зоны высокого атмосферного давления. Воздух, перемещающийся из зон высокого давления в зоны низкого давления, и создаёт ветер.

  1. Какие ветры бывают?

_ Ветры носятся над всей землёй – над сушей и океанами. Одни из них постоянно дуют в одном и том же направлении. Другие время от времени меняют своё направление на противоположное. Есть ветры, которые охватывают весь земной шар, но есть и местные ветры, действие которых ограничено сравнительно небольшой территорией. Всего же на земле насчитывается около 300 разных названий ветров.

(Чтение названий некоторых ветров).

- Вы помните сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? Как Элли и Тотошка попали в волшебную страну? (Их унёс ураган). Возможно ли такое в жизни?

(Чтение по учебнику «Грозные ветры» с.120-121) Слайды 5, 6.


Физкультминутка.

- Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревце.

Ветер тише, тише, тише…

Деревце всё выше, выше.


- Могут ли живописцы создать образ ветра? Чтобы убедиться в этом рассмотрим репродукции картин Аркадия Рылова и Ивана Айвазовского.

- Как изображает ветер Аркадий Рылов? Картина называется «Зелёный шум». Слайд 7.

- Как называют сильный ветер на море? (Шторм.) Какой ветер у Ивана Айвазовского? (Страшный, грозный, злой.)


Слушание аудиозаписи «Штормовое море с ветром» (Звуки и шумы. Природа, птицы и животные).


- Какие ветры дуют в нашей местности? (В нашей республике преобладают западные и юго-западные ветры).


  1. Когда ветер помогает человеку, а когда вредит?

- А что бы случилось, если бы ветер совсем перестал дуть?

Представьте себе, как в сказке, появилась волшебница, взмахнула своей волшебной палочкой и сказала: «Ветер, не дуй!» И ветер послушался и перестал дуть. Чтобы тогда случилось?

    • Облака остановились. Там, где нависли тёмные тучи, льёт сильный дождь. Где светило солнце, так и сверкает, сушит землю, губит растения.

    • У парусных лодок опустились паруса.

    • Ветряная мельница перестала работать.

    • Над большим городом стоит облако пыли, гарь, дым от заводов. Нечем стало дышать.

    • Пыльца не перелетает с цветка на цветок.

- Вот сколько работы у ветра! И вместе с водой и солнцем изменяет рельеф Земли (выветривание). Слайды 8 - 13.


- В самые древние времена человек ощущал полную зависимость от мира природы, поклонялся её главным силам – Солнцу, Воде, Ветру. Ветры олицетворялись как дующими, выпускающими из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. В славянской мифологии богом ветра был Стрибог(стри означает воздух, поветрие). Другие названия, даваемые славянами богу ветров Погода, Похвист. Дагуда – бог восточного ветра у славян. Древние греки поклонялись Эолу. Зефир – у древних греков западный ветер. С течением времени человек почувствовал в себе дух свободы и активно использует силу ветра.

Слайд 14 – 16.


  1. Работа в мини группах (четвёрках). Слайд 17.

- Мы с вами говорим о том, что ветер уносит пыль, гарь, дым от заводов, выхлопные газы автомобилей, то, что загрязняет воздух. Представьте, что вы – мэр города. Какие мероприятия по охране воздуха вы бы предложили? Нарисуйте, пожалуйста, а потом расскажите.


Экспресс опрос.

- Вы согласны, что…

1) Горизонтальное движение воздуха – это ветер. +

2) Прибор для определения направления ветра – термометр. –

(флюгер)

3) В нашей республике преобладают восточные ветры. –

(западные)

  1. Стрибог – бог ветра в славянской мифологии. +

  2. Выветривание – изменение рельефа Земли при участии ветра. Солнца и воды. +

  1. Пословицы и поговорки. Народные приметы, предвещающие ветер.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о ветре? Как вы их понимаете?

  • Ищи ветра в поле – о бесполезном поиске исчезнувшего.

  • Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам; разг. неодобр.

  • Ветер перемен – о свежих, новых веяниях в общественной жизни; книжн.

  • Бросать слова на ветер – говорить что-нибудь безответственно, не подумав.

  • Бросать деньги на ветер – безрассудно тратить.

  • Ветер в голове – о пустом, легкомысленном человеке.

  • На семи ветрах – в месте, открытом всем ветрам.

  • Подбитый ветром – 1) о легкомысленном, пустом человеке (разг.); 2) о слишком лёгкой, не по сезону, верхней одежде (шутл.)

  • Как (словно, точно) ветром сдуло – о внезапном исчезновении кого-либо, чего-либо.

  • С ветром (прокатить, прокатишься) – очень быстро, с большой скоростью.

  • За ветром в поле не угонишься.

  • Не море топит корабли, а ветры.

  • Ветер не дунет, так и осока не зашумит.


- Какие приметы, предвещающие ветер вы знаете?

  • Если днём приятный тёплый ветер дует с какого-то большого водоёма на сушу, то погода будет хорошей.

  • Если дым от костра поднимается столбом – к ветру.

  • Солнце красно заходит – к ветру.

  • Кольцо вокруг луны – к ветру.


- Давайте познакомимся с некоторыми чувашскими приметами. Слайд 18.

  1. Итог урока.

- Подведём итоги.

- Что такое ветер?

- Отчего возникает ветер?

- Как ветер помогает человеку? Для чего человеку необходимо знание ветров?



Просмотр содержимого презентации
«Ветер, ветер!»

Цель: формирование представлений  о причинах возникновения ветра   и влиянии ветра на земную  поверхность. Задачи:

Цель: формирование представлений о причинах возникновения ветра и влиянии ветра на земную поверхность.

Задачи:

  • формирование представлений о причинах образования ветра, о разнообразии ветров, о влиянии ветра на земную поверхность, о созидательной и разрушительной работе ветра;
  • систематизация знаний о значении охраны воздушной среды;
  • развитие любознательности;
  • воспитание любви к своей малой родине, бережного отношения к природе родного края.
Приборы для определения направления и скорости ветра   флюгер анемометр

Приборы для определения направления и скорости ветра

флюгер анемометр

Отчего дует ветер?

Отчего дует ветер?

Злые ветры:  ураганы  бури  смерчи  торнадо…

Злые ветры: ураганы бури смерчи торнадо…

Ураган – очень сильный ветер, сопровождающийся ливневым дождём.

Ураган – очень сильный ветер, сопровождающийся ливневым дождём.

Могут ли живописцы создать образ ветра?        И. Айвазовский. Девятый вал. А. Рылов. Зелёный шум.

Могут ли живописцы создать образ ветра?

И. Айвазовский. Девятый вал.

А. Рылов.

Зелёный шум.

Ты гоняешь стаи туч …

Ты гоняешь стаи туч …

Ты волнуешь сине море…

Ты волнуешь сине море…

Всюду веешь на просторе…  Этот элегантный пейзаж изваяли песчаные барханы (нанесённый ветром песок).

Всюду веешь на просторе…

Этот элегантный пейзаж изваяли песчаные барханы (нанесённый ветром песок).

Выветривание Вместе с водой и солнцем ветер изменяет рельеф Земли.

Выветривание

Вместе с водой

и солнцем ветер

изменяет

рельеф Земли.

Ветер надувает паруса

Ветер надувает паруса

Вот сколько работы у ветра!

Вот сколько работы у ветра!

  • приводит в движение мельницу
  • переносит пыльцу с цветка на цветок
  • очищает воздух городов от пыли, гари, вредных газов…
Боги ветров  Стрибог Дагуда  Зефир  Эол

Боги ветров

Стрибог Дагуда

Зефир

Эол

Запуск радиозонда  С его помощью измеряют давление, температуру и влажность воздуха. Радиолокатор определяет скорость и направление ветра.

Запуск радиозонда

С его помощью измеряют давление, температуру и влажность воздуха. Радиолокатор определяет скорость и направление ветра.

Ветроэлектростанции Они не загрязняют ни воздух, ни воду.

Ветроэлектростанции

Они не загрязняют ни воздух, ни воду.

Сохраним чистым наш город!

Сохраним чистым наш город!

Чувашские народные приметы

Чувашские народные приметы

  • Если с новым месяцем ветер – весь месяц ветер.
  • Откуда лучи звёзд длиннее – оттуда ветер.
  • Радуга в первый раз показалась – к ненастью, во второй раз – к ветру.
  • Ворон высоко летает – к ветру.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира

Автор: Федорова Любовь Васильевна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока окружающего мира 3 класс "Берегите воду!" УМК Школа России. "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-bierieghitie-vodu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "134038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656535"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира на тему "Птицы осенью" с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-ptitsy-osien-iu-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "102325"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402497053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства