Цели: развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения продолжить учить работать в группах, используя коллективное творческое дело. Развивая коммуникативные способности у младших школьников, развивать речь, память, мышление. Учить охранять и любить свою Родину, преумножать ее богатства.
Задачи: образовательная: обобщение, систематизация, углубление знаний о полезных ископаемых, расширение представлений об использовании их, формирование умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, дать представление о необходимости охраны полезных ископаемых.
Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Методы: словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, групповая
Оборудование:полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы(железная руда, гранит, нефть, каменный уголь и т.д); план описания полезного ископаемого; условные знаки, иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессии людей, занятых в добыче,карта полезных ископаемых Казахстана
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, начался урок.
Можно к делу приступать:
Вот учебник и тетрадь,
Природу будем изучать.
2. Эпиграф урока:
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
М. Пришвин.
-Сегодня на уроке мы проведем обобщение знаний о полезных ископаемых, и изучим новую тему «Охрана полезных ископаемых».
Ученик: Хозяйка подземных богатств
В свое царство не пустит нас,
Пока о наших кладах
Не услышим мы рассказ
-Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это еще одно богатство Земли. Очень много полезных ископаемых находится в недрах нашей страны.
Сообщение ученика:
По оценке ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы Менделеева в его недрах выявлены 99, разведаны 70, но пока извлекаются и используются 60 элементов.
В мировом масштабе Казахстан уже сейчас является крупнейшим производителем вольфрама, а по его запасам занимает первое место в мире, второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвертое – свинца и молибдена, восьмое – по общим запасам железной руды. Более подробно мы это изучим в старших классах.
3. Проверка знаний учащихся.
-А сейчас я проверю с помощью загадок, как вы запомнили название полезных ископаемых:
(отгадки записываются в кроссворде)
1. Он очень прочен и упруг;
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
2. В воде родится, а воды боится. (Соль)
3. Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
4. Он чёрный и блестящий.
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
5. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
6. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
7. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8. Место, где было найдено полезное ископаемое. (Месторождение)
9. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
10. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Г
Р
А
Н
И
Т
С
О
Л
Ь
И
З
В
Е
С
Т
Н
Я
К
У
Г
О
Л
Ь
П
Е
С
О
К
Г
А
З
Н
Е
Ф
Т
Ь
М
Е
С
Т
О
Р
О
Ж
Д
Е
Н
И
Е
Т
О
Р
Ф
М
Е
Л
Ключевое слово: ископаемое
Почему полезные ископаемые так названы?
Полезные-
Ископаемые-
-Назовите виды полезных ископаемых. (Горючие, рудные, нерудные)
4. Работа в группах: описать полезное ископаемое в таблице (название, вид, условное обозначение, свойства, применение)
1 группа: горючие полезные ископаемые (уголь)
2 группа: горючие полезные ископаемые (нефть)
3 группа: рудные полезные ископаемые (железная руда)
4 группа: рудные полезные ископаемые (алюминий)
5 группа: нерудные полезные ископаемые (соль)
6 группа: нерудные полезные ископаемые (гранит)
Представители каждой группы харатеризуют свое полезное ископаемое, «геологи» показывают полезные ископаемые по карте.
5. Физминутка
Поработали, пора и отдохнуть.
Солнце небо греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда. (прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)
6. Работа по теме урока
-Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые (Ответы детей)
7. Работа по учебнику с.67-68
Проверка усвоения прочитанного.
-Какие меры принимают в нашей стране по охране полезных ископаемых?
(добывать необходимое количество, месторождение разрабатывать до конца, не допускать потери при добыче, перевозке и хранении, экономно расходовать,использовать отходы при переработке полезных ископаемых для производства различных товаров)
Статья Конституции об охране полезных ископаемых.
8. Обобщение.
-Представим на миг, что запасы полезных ископаемых на Земле иссякли…
3 учащихся читают домашние сочинения: мир без угля, без нефти, без алюминия.
-Ребята, как вы думаете, как на Земле появились полезные ископаемые?
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно, их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся.Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Профессии, связанные с добычей полезных ископаемых: шахтер, бурильщик, геолог.
Полезные ископаемые вокруг нас.
Детям показываются фотографии. Они должны догадаться, пользуясь изученными свойствами, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета.
9. Итог урока.
Составление синквейна.
- Существительное (тема)
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- Фраза, предложение
- Слово-имя существительное, отражающее тему
Вариант СИНКВЕЙНА
1.Ископаемые
2.Полезные, необходимые
3.Знать, использовать, беречь
4.Полезные ископаемые вокруг нас
5.Богатство
–Мы заканчиваем урок. Какой вывод вы сделали для себя?
Выставление оценок.
10.Рефлексия
Сядьте поудобнее и закройте глаза… сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.
Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Вы находитесь посреди чудесного леса, садитесь в траву. Дотроньтесь до нее руками и почувствуйте ее приятную прохладу. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Пусть ваше тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру.)
Вы лежите в траве совершенно безмятежно, слушаете прекрасное пение птиц. (Пауза 30 секунд.) Вы чувствуете, как расслабляются ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, ваши ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд.)
Теперь мысленно поблагодарите этот лес за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног. Энергично выдохните и откройте глаза