kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока географии на тему "Общая характеристика Австралии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Общая характеристика Австралии.

Цель урока: создать условия для получения и осмысления системы знаний,  общеучебных навыков и умений по теме: «Общая характеристика Австралии» с использованием интерактивной презентации.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать представление об Австралии, получить новую информацию об  ЭГП страны, природных условиях и ресурсах, населении;
  • выявить и проанализировать причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;
  • показать уникальность, красоту и величие Австралии:
  • показать учащимся целесообразность использования мультимедиа-технологий в компьютерных презентациях.

Развивающие:

  • формировать умения работать с картой и дополнительной литературой,
  • формировать умение отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, систематизировать полученные знания;
  • формировать умение учащихся работать с ресурсами Интернет:
  • развивать кругозор учащихся, логическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к познанию жизни других народов и стран;
  • воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, физическая и политическая карта Австралии.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов, карт);
  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, вовлечение детей в поисковую деятельность);
  • интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учениками необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Предварительная подготовка к уроку: класс предварительно разбивается на 5 групп. Учитель географии назначает консультантов, которые будут работать над сбором информации по предложенному разделу, учитель информатики консультантов по созданию презентаций и подбору информации к уроку.  Опережающее задание ученику. (Работа с Интернетом,  СМИ, дополнительной справочной литературой).

Оформление класса: на доске проецируется пейзаж  и стихотворение:

Есть в Южном полушарии чудесная страна.
Водой двух океанов омывается она.
Несметные богатства в земле её скрываются:
Там нефть и газ, и золото, и уголь добываются. 
Там развиты промышленность и сельское хозяйство, 
И так же как в Америке там деньги называются. 
Но только не Америке она подчинена… 
Никто не догадался что это за страна?

ХОД УРОКА

I. Постановка цели и задач урока

Учитель географии: Дорогие ребята, урок будет проходить в форме семинара-конференции, который характеризуется самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением результатов вашей познавательной деятельности.

II. Объяснение новой темы:

План

  • Экономико-географическое и геополитическое положение
  • Природные условия и ресурсы
  • Население Австралии
  • Отраслевая структура хозяйства, внешнеэкономические связи.
  • Охрана окружающей среды.

Учитель географии: Раскрывая вопрос ЭГП, мы применяем определение выгодное или невыгодное. Используя формулу – МОПС, постарайтесь определить какое определение ЭГП подходит к Австралийскому Союзу.

М – МНЕНИЕ ( в чем заключается Ваша точка зрения) Я (мы) считаю (-ем), что …
О – ОБЪЯСНЕНИЕ (на чем основываетесь, довод в поддержку Вашей позиции)
П – ПРИМЕР (факты, иллюстрирующие Ваш довод) Например, …
С – СЛЕДСТВИЕ (Ваш вывод) –  Поэтому, …

1) Экономико-географическое и геополитическое положение Австралии

Учитель: Сегодня мы продолжаем наше путешествие по Австралии, которое началось в 7-ом классе. Хочу, чтобы вы вспомнили свои страноведческие знания, умели принять теоретические знания для приобретения новых знаний.
Итак: Австралия – Самый маленький материк Земли. Он  находится …

Ваша задача закончить моё предложение.

Предполагаемый ответ: Он находится в восточной части материка между 10 градусами и 39 градусами ю.ш. , а так же между 115 гр. и 154 гр. восточной долготы, его крайние точки Сев. Точка – мыс Йорк, Ю. точка – мыс Юго-Восточный, Вост. Точка – мыс Байрон, Зап. Точка – Стип-Пойнт

Продолжаем: Австралия – самый … материк.

Предполагаемый ответ: Самый сухой материк.

Продолжаем: Рельеф Австралии.

Предполагаемый ответ: Австралия в основном состоит из плоскогорий, но в Центральной Австралии встречаются низменности. Горы Австралии низкие, самая высокая Косцюшко –  2230 км. Горы в Австралии закончили своё образование давно – 230 млн. лет назад. В горах имеются полезные ископаемые: железо, каменный, бурый уголь, полиметаллические руды, олово, золото.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему "Общая характеристика Австралии". »

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

имени дважды Героя Советского Союза Хрюкина Т.Т.

муниципального образования Каневской район






КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ

11 класс









Тема урока:

«Общая характеристика Австралии».















Выполнила:

учитель географии МАОУ СОШ № 13

ст. Привольной

Каневского района

Ткаченко Марина Леонидовна











Тема урока: Общая характеристика Австралии.

Цель урока: создать условия для получения и осмысления системы знаний, общеучебных навыков и умений по теме: «Общая характеристика Австралии» с использованием интерактивной презентации.

Задачи урока:

Образовательные:

    • сформировать представление об Австралии, получить новую информацию об ЭГП страны, природных условиях и ресурсах, населении;

    • выявить и проанализировать причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;

    • показать уникальность, красоту и величие Австралии:

    • показать учащимся целесообразность использования мультимедиа-технологий в компьютерных презентациях.

Развивающие:

    • формировать умения работать с картой и дополнительной литературой,

    • формировать умение отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, систематизировать полученные знания;

    • формировать умение учащихся работать с ресурсами Интернет:

    • развивать кругозор учащихся, логическое мышление.

Воспитательные:

    • воспитывать устойчивый интерес к познанию жизни других народов и стран;

    • воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, физическая и политическая карта Австралии.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов, карт);

  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, вовлечение детей в поисковую деятельность);

  • интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);

  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учениками необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

  • формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);

  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Предварительная подготовка к уроку: класс предварительно разбивается на 5 групп. Учитель географии назначает консультантов, которые будут работать над сбором информации по предложенному разделу, учитель информатики консультантов по созданию презентаций и подбору информации к уроку.  Опережающее задание ученику. (Работа с Интернетом,  СМИ, дополнительной справочной литературой).

Оформление класса: на доске проецируется пейзаж  и стихотворение:

Есть в Южном полушарии чудесная страна.
Водой двух океанов омывается она.
Несметные богатства в земле её скрываются:
Там нефть и газ, и золото, и уголь добываются. 
Там развиты промышленность и сельское хозяйство, 
И так же как в Америке там деньги называются. 
Но только не Америке она подчинена… 
Никто не догадался что это за страна?

ХОД УРОКА

I. Постановка цели и задач урока

Учитель географии: Дорогие ребята, урок будет проходить в форме семинара-конференции, который характеризуется самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением результатов вашей познавательной деятельности.

II. Объяснение новой темы:

План

  • Экономико-географическое и геополитическое положение

  • Природные условия и ресурсы

  • Население Австралии

  • Отраслевая структура хозяйства, внешнеэкономические связи.

  • Охрана окружающей среды.

Учитель географии: Раскрывая вопрос ЭГП, мы применяем определение выгодное или невыгодное. Используя формулу – МОПС, постарайтесь определить какое определение ЭГП подходит к Австралийскому Союзу.

М – МНЕНИЕ ( в чем заключается Ваша точка зрения) Я (мы) считаю (-ем), что …
О – ОБЪЯСНЕНИЕ (на чем основываетесь, довод в поддержку Вашей позиции)
П – ПРИМЕР (факты, иллюстрирующие Ваш довод) Например, …
С – СЛЕДСТВИЕ (Ваш вывод) –  Поэтому, …

1) Экономико-географическое и геополитическое положение Австралии

Учитель: Сегодня мы продолжаем наше путешествие по Австралии, которое началось в 7-ом классе. Хочу, чтобы вы вспомнили свои страноведческие знания, умели принять теоретические знания для приобретения новых знаний.
Итак: Австралия – Самый маленький материк Земли. Он  находится …

Ваша задача закончить моё предложение.

Предполагаемый ответ: Он находится в восточной части материка между 10 градусами и 39 градусами ю.ш. , а так же между 115 гр. и 154 гр. восточной долготы, его крайние точки Сев. Точка – мыс Йорк, Ю. точка – мыс Юго-Восточный, Вост. Точка – мыс Байрон, Зап. Точка – Стип-Пойнт

Продолжаем: Австралия – самый … материк.

Предполагаемый ответ: Самый сухой материк.

Продолжаем: Рельеф Австралии.

Предполагаемый ответ: Австралия в основном состоит из плоскогорий, но в Центральной Австралии встречаются низменности. Горы Австралии низкие, самая высокая Косцюшко –  2230 км. Горы в Австралии закончили своё образование давно – 230 млн. лет назад. В горах имеются полезные ископаемые: железо, каменный, бурый уголь, полиметаллические руды, олово, золото.

Продолжаем. В Австралии обильная растительность. Докажите.

Предполагаемый ответ: В Австралии растут интересные деревья –  эвкалипты. За время существования сбрасываю кору, их листья всегда повернуты ребром к солнцу и не дают тени. Распространены также акации, бутылочные деревья, папоротники и бамбук.

Продолжаем. Животный мир весьма …

Предполагаемый ответ: весьма разнообразен. В северной части обитают страус эму, кенгуру, вомбаты, ехидна, лирохвост, попугаи, коала( медведь с ценным мехом)

Продолжаем. На материке Австралия расположено государств …

Предполагаемый ответ: Одно государство Австралийский Союз. Столица –  Канберра.

Учитель: На прошлом уроке каждой группе были предложены памятки по созданию презентаций, вы поработали над презентациями и сейчас пришло время представить результаты своего труда.

Демонстрация презентации первой группы «Экономико-географическое и геополитическое положение Австралии» (Презентация)

Учитель географии: Молодцы! А теперь мы приступаем с вами к изучению страноведческой характеристики Австралийского Союза.
Я прошу Вас, обратить внимание на мысль ученого-географа Я. Г. Машбица: «Характеристика территории, групп стран и отдельной страны должна вестись –  «от человека» и «через человека» и «для человека».

2) Природные условия и ресурсы

Демонстрация презентации второй группы «Природные условия и ресурсы».

Учитель: Итак, по ходу презентации у нас складывается мнение, что по природным условиям и ресурсам РК и Австралийский Союз схожи. Однако, возникает вопрос, почему уровень жизни населения Австралийского Союза достаточно высок по сравнения с Казахстаном.

Предполагаемый ответ: Действительно, Австралийский Союз и Казахстан очень схожи по природным условиям: сухой климат, большая часть выражена равнинами, малое количество осадков, частые засухи, пыльные бури, внутренние районы заняты пустынями и полупустынями.
Однако, в отличие от Казахстана Австралийский Союз в 1966 г. принимает «Национальную программу рационального использования и охраны водных ресурсов», по которой грамотно, по-хозяйственному перераспределяются водные ресурсы, а главное, вторично используются. Кроме того, в Западной Австралии запущена и действует система опреснения морской воды.
Кроме того, Австралия использовала достаточно грамотно под животноводство полупустыни, пустыни. Вспомним крылатую фразу: в Австралии доллар едет на овце.
Исходя из запасов минеральных ресурсов, Австралия имеет хорошо оснащенную современным оборудованием горнодобывающую промышленность, чего нельзя сказать о Казахстане. Кроме того, сырьевая направленность экономики Австралии дает возможность обеспечить 26-27% экспортных поступлений страны. В Австралии достаточно высоко развиты отрасли обрабатывающей промышленности, машиностроение (автомобилестроение, электротехника, электроника).

3) Население Австралии.

Учитель:  А теперь давайте поговорим о населении Австралийского союза.
Население Австралии состоит из …

Предполагаемый ответ: Население Австралии состоит из коренного и пришлого. К коренному относятся австралийцы – аборигены, маори, меланезийцы и папуасы.
К пришлому – англоавстралийцы, англоновозеландцы. Пришлое население изъясняется на англо – смешанном языке и истинным англичанам их очень трудно понять. Пришлое население выселило коренное на плохие малопригодные для земледелия земли.

Демонстрация презентации третьей  группы «Население Австралийского союза».

4) Отраслевая структура хозяйства, внешнеэкономические связи.

Учитель:  Уровень развития экономики – это главный показатель хозяйственной оценки развития любой страны. Вашему вниманию четвертая группа представит изучение отдельных отраслей промышленности Австралии.

Демонстрация презентации четвертой  группы «Хозяйство Австралийского союза». (Презентация )

5)  Учитель:  Глобальные экологические проблемы имеют различный характер, но самые важные из них – загрязнение природной среды, ухудшение ее состояния. Сегодня мы постараемся изучить национальные программы Австралии по сохранению природного равновесия и внешние связи Австралийского союза.

Демонстрация презентации пятой  группы.  (Презентация )

III. Закрепление темы урока. Интерактивная игра «Ответь на вопросы» (Презентация )

Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор об Австралии на этом не закончился. А если вас заинтересовала эта страна, советую вам прочитать книги Железнова «Еще одно открытие Австралии», В. Овчинникова «Своими глазами», которые помогут поближе познакомиться с яркими вехами истории, характерными чертами хозяйства и политики, ощутить дух страны. Кроме того, вы сможете лучше понять, какие они, сегодняшние австралийцы. 

И мне хотелось бы закончит наш урок словами из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта», где Паганель говорил: «…Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое-то гигантское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем всё больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе,  ни в почве,  где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени… Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда-либо существовавших». И если вы после всего увиденного и услышанного собираетесь посетить Австралию, предлагаем вам взять с собой  «Памятку оправляющемуся в Австралию»:

Дорогой турист!

Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя несколько осве­домить и проинструктировать:

  • Австралия — самый маленький материк Земли. Он находится в восточной части Южного полушария между 10° и 39° южной широты, а также между 115° и 154° восточной долготы. Возьми с собой карту и ориентируйся, чтобы не проплыть мимо.

  • Австралия — самый сухой материк Земли, но если едешь в Восточную Австралию, то захвати плащ или зонт, так как там льют дожди. В Западной и Центральной Австралии очень сухо.

  • Австралия в основном состоит из нагорий и плоскогорий, но в Центральной Австралии встречаются низменности. Горы в Ав­стралии сравнительно низкие: самая высокая — Косцюшко — 2230 м. (Джомолунгма в Евразии — 8848 м.) Горы в Австралии закончили свое образование давно — 230 млн лет назад. Они разрушаются, но очень медленно. В горах имеются полезные ископаемые: железные, медные руды, каменный и бурый уголь, полиметаллические и оло­вянные руды. Золотоискателям следует отправляться в юго-запад­ную часть материка.

  • В Австралии обильная растительность. В Северной Австра­лии растут интересные деревья — эвкалипты. Они несколько раз за время существования сбрасывают кору, их листья всегда повер­нуты ребром к солнцу и не дают тени, так что, отправляясь в эвкалиптовый лес, не забудьте солнечные очки и панаму. Распро­странены также акации, бутылочные деревья, папоротники и бам­бук. Растительность западной и центральной частей материка очень бедна, так как они находятся в зоне пустынь и полупустынь.

  • Животный мир Австралии весьма разнообразен. В северной части обитают страус эму, кенгуру, вомбаты, ехидна, лирохвост, попугаи, коала. Коала — это сумчатый медведь с очень ценным мехом. Коала взят под охрану.

  • Население Австралии состоит из коренного и пришлого. К коренному относятся австралийцы — аборигены, маори, меланезий­цы и папуасы. К пришлому — англоавстралийцы, англоновозеландцы. Пришлое население изъясняется на англо-смешанном языке и истин­ным англичанам их весьма трудно понять. Пришлое население высе­лило коренное на плохие малопригодные для земледелия земли.

На материке расположено только одно государство — Австра­лийский Союз. Столица — г. Канберра

IV. Подведение итогов урока. Заполнение листов оценки. Выставление оценок.

Оценочная карта

Тема урока:     Австралийский союз
Класс:   11 «а»
Ф. И. ученика:___________________________________________________




Оценка работы при подготовке к уроку

Самооценка

Оценка учителя

География

ИВТ

География

ИВТ





Оценка работы в ходе  урока





Итоговая оценка





V. Домашнее задание

VI. Рефлексия

1. На сегодняшнем уроке я:
      –  узнал…
      –  понял…
      –  научился…
2. Лучше всего у меня получилось…
3. Основные трудности вызвали…
4. Изменения, происшедшие у меня:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока географии на тему "Общая характеристика Австралии".

Автор: Ткаченко Марина Леонидовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект урока по теме Природа Австралии"
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokapotiemieprirodaavstralii"
    ["file_id"] => string(6) "316101"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460021653"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект урока по теме Природа Австралии"
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokapotiemieprirodaavstralii1"
    ["file_id"] => string(6) "316102"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460021660"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "План-конспект интегрированного урока географии и английского языка в 7 классе по теме: «Австралия. Физико-географическое положение и рельеф»"
    ["seo_title"] => string(142) "plankonspiektintieghrirovannoghourokaghieoghrafiiianghliiskoghoiazykav7klassiepotiemieavstraliiafizikoghieoghrafichieskoiepolozhieniieirielief"
    ["file_id"] => string(6) "281559"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453549492"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока  географии по теме : "Австралия" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-avstraliia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161304"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422200037"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока  географии по теме : "Австралия" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-avstraliia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161318"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422201016"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства