Конспект урока на тему: "Значение диких животных и их охрана".
Конспект урока на тему: "Значение диких животных и их охрана".
Цели урока: 1. Продолжить формирование знаний о значении диких животных в природе и хозяйственной деятельности человека, познакомиться с животными из Красной книги, с мерами охраны диких животных, разъяснить учащимся необходимость охраны диких животных своей местности.
2. Развивать у учащихся информационной и коммуникативной компетентностей.
3. Содействовать формированию любви и бережного отношения к животному миру.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организация учащихся
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.Проверка домашнего задания
1 вариант
Задание №1:
Распредели предложенных животных по группам: эвглена зеленая, бабочка, окунь, улитка, амеба обыкновенная, медведь?
Группы животных:
Животные:
Одноклеточные
Беспозвоночные
Позвоночные
Задание №2: К каким природным зонам относятся эти животные: кобра, кабан, пингвин, варан, лиса, морж?
-Какую же роль выполняют животные в природе? Подумайте, и приведите примеры.
Заслушиваются ответы учащихся.
1. Многие насекомые опыляют растения, тем самым способствуют размножению и распространению растений.
2. Почвенные бактерии и дождевые черви способствуют образованию перегноя в почве, делают ее более плодородной.
3. Делая ходы в почве, животные обогащают почву воздухом, который необходим корням растений.
4. Некоторые животные являются санитарами леса, так как питаются падалью. Например, шакал, гриф, сипы, гиена.
Подумайте и назовите, какое значение животные имеют для человека?
1.Жизнь наших далеких предков зависела от охоты и рыболовства. Люди использовали шкуры зверей, делали из костей ножи, иглы и наконечники для стрел.
2.В современном мире мало, что изменилось. Мы также используем мясо убитых животных, шкуры, а из некоторых зверей даже делаются лекарства.
Любая деятельность человека оказывает влияние на живую и неживую природу. Разрушая природу, человек уничтожает свой дом. С начала современного летоисчесления полностью уничтожено, стерто с лица Земли около 350 видов животных. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. В 1982 была учреждена Красная книга РСФСР.
Учитель предлагает отгадать загадку: В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: “Самый опасный хищник на Земле”. Кого или что можно увидеть внутри клетки?
После дискуссии приходим к правильному ответу – зеркало, следовательно, самый опасный хищник на Земле – человек!
- Если животное занесено в Красную книгу – гарантия ли это того, что животное защищено?
Нет. Это всего лишь сигнал о том, что животных нужно беречь!
- Как еще можно охранять животных? (создавать заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).
- Что такое заповедник?
На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека: вырубка леса, добыча полезных ископаемых, сенокошение, сбор растений, выпас скота, строительство.
У нас на территории Челябинской области тоже есть заповедники?
- Кто знаеткакие? ( Ильменский, Восточно-уральский и Южно-уральский).
- А как вы можете охранять животных?
-заготовить корм;
- создать искусственные гнезда и кормушки;
- участвовать в лесопосадках.
Подведение итогов и контроль:
Вопросы для контроля:
1. На конвертах и наклейках спичечных коробков раньше печатали: «Охраняйте полезных животных и птиц!» Какая ошибка допущена в этом выражении?
2. Какие меры можно еще принять, чтобы диких животных не истребляли?
3. Приведите примеры из вашей жизни, когда вы помогли животному?
Вывод:животные выполняют важную роль в природе и жизни человека. Мы должны заботиться о братьях своих меньших, потому, что человек сам часть этой природы!
Рефлексия деятельности.
Домашнее задание: прочитать текст параграфа, составить кроссворд на тему: «Животные, занесенные в Красную книгу»
Спасибо за работу!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Значение диких животных и их охрана". »
Цели урока: 1. Продолжить формирование знаний о значении диких животных в природе и хозяйственной деятельности человека, познакомиться с животными из Красной книги, с мерами охраны диких животных, разъяснить учащимся необходимость охраны диких животных своей местности.
2. Развивать у учащихся информационной и коммуникативной компетентностей. 3. Содействовать формированию любви и бережного отношения к животному миру.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организация учащихся
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.Проверка домашнего задания
1 вариант
Задание №1:
Распредели предложенных животных по группам: эвглена зеленая, бабочка, окунь, улитка, амеба обыкновенная, медведь?
Группы животных:
Животные:
Одноклеточные
Беспозвоночные
Позвоночные
Задание №2: К каким природным зонам относятся эти животные: кобра, кабан, пингвин, варан, лиса, морж?
-Какую же роль выполняют животные в природе? Подумайте, и приведите примеры.
Заслушиваются ответы учащихся.
1. Многие насекомые опыляют растения, тем самым способствуют размножению и распространению растений.
2. Почвенные бактерии и дождевые черви способствуют образованию перегноя в почве, делают ее более плодородной.
3. Делая ходы в почве, животные обогащают почву воздухом, который необходим корням растений.
4. Некоторые животные являются санитарами леса, так как питаются падалью. Например, шакал, гриф, сипы, гиена.
Подумайте и назовите, какое значение животные имеют для человека?
1.Жизнь наших далеких предков зависела от охоты и рыболовства. Люди использовали шкуры зверей, делали из костей ножи, иглы и наконечники для стрел.
2.В современном мире мало, что изменилось. Мы также используем мясо убитых животных, шкуры, а из некоторых зверей даже делаются лекарства.
Любая деятельность человека оказывает влияние на живую и неживую природу. Разрушая природу, человек уничтожает свой дом. С начала современного летоисчесления полностью уничтожено, стерто с лица Земли около 350 видов животных. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. В 1982 была учреждена Красная книга РСФСР.
Учитель предлагает отгадать загадку: В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: “Самый опасный хищник на Земле”. Кого или что можно увидеть внутри клетки?
После дискуссии приходим к правильному ответу – зеркало, следовательно, самый опасный хищник на Земле – человек!
- Если животное занесено в Красную книгу – гарантия ли это того, что животное защищено?
Нет. Это всего лишь сигнал о том, что животных нужно беречь!
- Как еще можно охранять животных? (создавать заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).
- Что такое заповедник?
На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека: вырубка леса, добыча полезных ископаемых, сенокошение, сбор растений, выпас скота, строительство.
У нас на территории Челябинской области тоже есть заповедники?
- Кто знаеткакие? ( Ильменский, Восточно-уральский и Южно-уральский).
- А как вы можете охранять животных?
-заготовить корм;
- создать искусственные гнезда и кормушки;
- участвовать в лесопосадках.
Подведение итогов и контроль:
Вопросы для контроля:
1. На конвертах и наклейках спичечных коробков раньше печатали: «Охраняйте полезных животных и птиц!» Какая ошибка допущена в этом выражении?
2. Какие меры можно еще принять, чтобы диких животных не истребляли?
3. Приведите примеры из вашей жизни, когда вы помогли животному?
Вывод:животные выполняют важную роль в природе и жизни человека. Мы должны заботиться о братьях своих меньших, потому, что человек сам часть этой природы!
Рефлексия деятельности.
Домашнее задание: прочитать текст параграфа, составить кроссворд на тему: «Животные, занесенные в Красную книгу»
Спасибо за работу!
Цель урока:
Рассказать о значении диких животных в природе и для человека, познакомить с животными Красной книги, ввести понятие ООПТ, познакомить с ООПТ Республики Марий Эл, выявить меры охраны животных.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник по природиведению 5 класс , автор В. М. Пакулова, Н. В. Иванова
Используемая методическая литература:
книга И. П. Сосновского «Редкие и исчезающие животные».
Используемое оборудование:
проектор, компьютер, презентация к уроку
Краткое описание:
На уроке дети знакомятся со значением диких животных в природе и для человека, получают информацию об ООПТ РМЭ.
План:
IОрганизационный момент
IIИзучение нового материала:
Значение диких животных в природе
Значение диких животных для человека
Причины исчезновения диких животных
Красная книга
Мера охраны диких животных
Лабораторная работа
IIIИтог
IVДомашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II.Изучение нового материала.
Значение животных в природе.
Учитель:Все живые организмы обладают определенными свойствами и оказывают влияние не всё, что их окружает. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных, их значении и охране.
Как вы думаете, какое влияние оказывают дикие животные на окружающую среду? ( ответы учащихся)
Значение диких животных в природе:
- способствуют размножению растений
- участвуют в образовании почвы
- обогащают почву воздухом и водой
- санитары земли
2. Значение животных для человека
Учитель: В древности жизнь человека во многом зависела от диких животных. Источником питания было мясо, из шкур животных изготавливали одежду, из костей делали ножи, иглы, наконечники для стрел.
Скажите, а в настоящее время животные как-то влияют на человека? (ответы детей)
Значение животных для человека:
- используют в качестве пищи
- дают сырье для промышленности и медицины
- вредители сельскохозяйственных и лесных растений
- переносчики болезней
3. Причины исчезновения животных
Учитель: Животные оказывают влияние на человека, а деятельность человека приводит к снижению численности многих животных. С 1600 года на Земле полностью исчезли 63 вида млекопитающих и 230 видов других позвоночных животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. В их числе дикий бык – тур, который был прародителем домашней коровы, дикая лошадь – тарпан. Человеком была полностью уничтожена стеллерова корова.
Ученик:Стеллерова корова – растительноядное животное длиной до 10 метров и массой до 4 тонн. Она была обнаружена в 1741 году, а к 1768 году, т. е. всего за 27 лет после открытия, люди ради мяса, жира и кожи полностью истребили это животное.
Учитель:Как вы думаете, каковы причины исчезновения диких животных? (ответы учащихся)
Численность животных уменьшается не только в результате прямого истребления, но и в результате хозяйственной деятельности человека. Вырубка лесов, строительство гидроэлектростанций, расширение посевных площадей, осушение болот, ухудшение экологических условий – всё это мешает нормальной жизни диких животных, приводит к снижению их численности или полному исчезновению.
4. Красная книга
Ученик:
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтоб души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Учитель: О Красной книге мы уже говорили. Начало всемирной переписи редких животных и растений было положено в 1948 г. Тогда сотрудники Международного союза охраны и природных ресурсов, обеспокоенные состоянием природы, стали собирать информацию о редких и исчезающих животных и растениях. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, ученый. Международная Красная книга была издана в 1966 г. в Лондоне. Она включала описания 200 видов птиц, 100 видов млекопитающих и 25 видов растений. В нашей стране на основе данной книги была создана своя в 1974 г. Аналогичные книги имеются в США, Японии, Швеции, Германии.
В Красной книге имеется своя классификация животных и растений. На страницах книги указаны вымершие животные, особо редкие и исчезающие виды, а так же виды, которых удалось спасти от вымирания.
Физкультминутка.
5. Меры охраны диких животных
Учитель: Красная книга нас предупреждает об опасности исчезновения многих видов животных. Необходимы меры по их охране. Важный шаг на пути спасения природы – выделение территорий, где растительный и животный мир, среда их обитания сохраняются в неприкосновенности, в диком виде, т. е. создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Сюда можно включить создание заповедников, заказников, национальных парков.
Ученик: Заповедник – участок земли или водного пространства, в пределах которого запрещена любая хозяйственная деятельность, массовый отдых людей, туризм.
Заказник –территория, на которой при ограничении использования природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных и растений.
Национальный парк –территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличаются допуском посетителей для отдыха.
Учитель:К ООПТ нашей республики относятся:
- Государственный заповедник «Большая Кокшага»
- Национальный парк «Марий Чодра»
- 8 заказников
- 38 памятников природы
- Ботанический сад
Что вы знаете об этих ООПТ?
Ученик: 14 марта 1993 года в нашей республике был создан государственный заповедник «Большая Кокшага», который находится на территории Килемарского и Медведевского районов, в 40 км к западу от Йошкар- Олы. На территории заповедника протекает одна из чистейших рек европейской части России Большая Кокшага.
Животный мир заповедника богат и разнообразен. Здесь можно встретить животных характерных для тайги, а так же виды, имеющие более широкое распространение.
Учитель: На эмблеме заповедника изображен медведь. Плотность медведя на территории заповедника выше, чем по всей республике (12-15 животных).
Самым крупным животным в заповеднике является лось (110-130 особей). Так же в заповеднике обитают кабаны, рыси, выдры, бобры, зайцы, волки и многие другие. Здесь обитают более 100 видов птиц. Из редких птиц, включенных в «Красную книгу России» в заповеднике гнездится скопа.
Ученик: Скопа – стройная птица, ее длина до 60 см, крылья длинные, острые, хвост короткий. Низ чисто-белый, верх темный, а на груди отметина бурого цвета. Окраска лап темно-серая, радужина глаз желтая. Это рыбоядная птица, но при отсутствии рыбы может питаться лягушками и мелкими зверьками. Птица весит 1,5 – 2 кг. Гнезда устраивает на высоких деревьях со сломанной или отмершей вершиной.
Учитель:1 декабря 1985 года на территории Моркинского, Звениговского и Волжского районов был создан национальный парк «Марий Чодра».
На территории парка встречаются лоси, белки, бурундуки, куницы, бобры, тетерева, глухари и др.
Северо – восточную часть парка занимает особо охраняемая территория, на которую вход и въезд полностью запрещены. На этой территории находится озеро Шуть – Ер.
В парке имеются места отдыха: озера Яльчик, Кичиер, Кленовая гора.
В июне 1994 года в Горномарийском районе был организован заказник «Емешевский» сроком на 10 лет с целью охраны и воспроизводства поголовья сурка обыкновенного. В целях дальнейшей акклиматизации животного и дальнейшего его расселения по охотничьим угодьям республики срок действия заказника продлен до 2014 года.
Вы в своем возрасте тоже можете помогать взрослым в нелегком деле охраны природы и животных.
Вы знаете, что нужно беречь не только редкие виды, занесенные в Красную книгу, но и те, которые не занесены. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Необходимо беречь окружающую среду, т. е. соблюдать правила охраны природы. Я предлагаю вам поработать в парах. Подумайте, что вы можете сделать для охраны диких животных и чего нельзя делать в природе?
Лабораторная работа.
1. Выберите животных, обитающих в нашей республике.
2. Определите животных по следам.
3. Опишите животных по плану:
а) название животного
б) среда обитания
в) чем питаются
IIIИтог. Каждый из вас тоже может внести свой скромный, но необходимый вклад в дело охраны природы. А наградой за это станет чистый воздух лесов и полей, зелень лугов, прозрачная вода рек и озер, а главное – сохранится жизнь живых организмов.
Ученик:
Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Ее творенья чудные
Дающие успех.
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка – земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких…
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природа наша русская
Век будет процветать.
IV. Домашнее задание. Параграф 48 (учебник В. М. Пакулова, Н. В. Иванова), подготовить сообщение о животных Красной книги.