kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Значение диких животных и их охрана".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:  1. Продолжить  формирование  знаний  о  значении  диких  животных  в  природе  и  хозяйственной  деятельности  человека,  познакомиться  с  животными  из  Красной  книги,  с  мерами  охраны  диких  животных,  разъяснить  учащимся  необходимость  охраны  диких  животных  своей  местности.

 2. Развивать у учащихся информационной и коммуникативной компетентностей.
 3. Содействовать  формированию  любви  и  бережного  отношения  к  животному  миру.

Тип  урока:  комбинированный

Ход  урока:

1.Организация  учащихся

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Проверка домашнего задания

1  вариант

Задание  №1:

 Распредели предложенных  животных по группам: эвглена зеленая, бабочка, окунь,  улитка, амеба обыкновенная, медведь?

Группы  животных:

Животные:

Одноклеточные

Беспозвоночные

Позвоночные

Задание  №2:  К  каким  природным  зонам  относятся  эти  животные:  кобра,  кабан,  пингвин,  варан,  лиса,  морж?

Природная  зона:

Животные:

Пустыня

Смешанные  леса

Арктическая  пустыня

Задание № 3: «Выбери лишнее слово»: Паук, амеба, одуванчик, лебедь, бабочка.

2  вариант

Задание№1:

 Распредели предложенных животных по группам: хламидомонада, пчела, аист, инфузория- туфелька, жук-олень, лось?

Группы  животных:

Животные:

Одноклеточные

Беспозвоночные

Позвоночные

Задание  №2:  К  каким  природным  зонам  относятся  эти  животные:  тарантул,  заяц,  альбатрос,  гюрза,  белка,  тюлень?

Природная  зона:

Животные:

Пустыня

Смешанные  леса

Арктическая  пустыня

Задание 3: «Выбери лишнее слово»: Бактерия, воробей, амеба, инфузория-туфелька.

3.Изучение нового материала 

Итак, животные  населяют  нашу  планету  повсеместно.  

-Какую  же  роль  выполняют  животные  в  природе?  Подумайте,  и  приведите  примеры.

Заслушиваются ответы учащихся.

        1. Многие  насекомые  опыляют  растения,  тем  самым  способствуют  размножению  и  распространению  растений.

          2. Почвенные  бактерии  и  дождевые  черви  способствуют  образованию  перегноя  в  почве,  делают  ее  более  плодородной.

          3. Делая  ходы  в  почве,  животные  обогащают  почву  воздухом,  который  необходим  корням  растений.

         4.  Некоторые  животные  являются  санитарами  леса,  так  как  питаются  падалью.  Например,  шакал,  гриф,  сипы,  гиена.

Подумайте  и  назовите,  какое  значение  животные  имеют  для  человека?

1.Жизнь  наших  далеких  предков  зависела  от  охоты  и  рыболовства.  Люди  использовали  шкуры  зверей,  делали  из  костей  ножи,  иглы  и  наконечники  для  стрел.

2.В  современном  мире  мало,  что  изменилось.  Мы  также  используем  мясо  убитых  животных,  шкуры,  а  из  некоторых  зверей  даже  делаются  лекарства.

     Любая деятельность человека оказывает влияние на живую и неживую природу. Разрушая природу, человек уничтожает свой дом. С начала современного  летоисчесления полностью уничтожено, стерто с лица Земли около 350 видов животных. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. В 1982 была учреждена Красная книга РСФСР.

Учитель предлагает отгадать загадку: В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: “Самый опасный хищник на Земле”. Кого или что можно увидеть внутри клетки?


После дискуссии приходим к правильному ответу – зеркало, следовательно, самый опасный хищник на Земле – человек!

 - Если  животное  занесено  в  Красную  книгу – гарантия  ли  это  того,  что  животное  защищено?

     Нет.  Это  всего  лишь  сигнал  о  том,  что  животных  нужно  беречь!  

- Как еще можно охранять животных? (создавать заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).

- Что такое заповедник?

     На  территории  заповедника  запрещена  любая  хозяйственная  деятельность  человека:  вырубка  леса,  добыча  полезных  ископаемых,  сенокошение,  сбор  растений,  выпас  скота,  строительство.  

     У  нас  на  территории  Челябинской области   тоже  есть  заповедники?

- Кто знаеткакие? ( Ильменский, Восточно-уральский и Южно-уральский).

- А как вы можете охранять животных?     

    -заготовить  корм;

    - создать  искусственные  гнезда  и  кормушки;

    - участвовать в лесопосадках.

Подведение итогов и контроль:

Вопросы для контроля:  

    1. На  конвертах  и  наклейках  спичечных  коробков  раньше  печатали: «Охраняйте  полезных  животных  и  птиц!»  Какая  ошибка  допущена  в  этом  выражении?

    2. Какие  меры  можно  еще  принять,  чтобы  диких  животных  не  истребляли?

    3.  Приведите  примеры  из  вашей  жизни,  когда  вы  помогли  животному?

Вывод:животные  выполняют   важную  роль  в  природе  и  жизни  человека.  Мы   должны  заботиться  о  братьях  своих  меньших,  потому,  что  человек  сам  часть  этой  природы!

Рефлексия деятельности.

Домашнее  задание: прочитать текст параграфа, составить кроссворд на тему: «Животные, занесенные в Красную книгу»

 Спасибо  за  работу!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Значение диких животных и их охрана". »

Цели  урока:  1. Продолжить  формирование  знаний  о  значении  диких  животных  в  природе  и  хозяйственной  деятельности  человека,  познакомиться  с  животными  из  Красной  книги,  с  мерами  охраны  диких  животных,  разъяснить  учащимся  необходимость  охраны  диких  животных  своей  местности.

2. Развивать у учащихся информационной и коммуникативной компетентностей.
 3. Содействовать  формированию  любви  и  бережного  отношения  к  животному  миру.

Тип  урока:  комбинированный

Ход  урока:

1.Организация  учащихся

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.



2.Проверка домашнего задания

1  вариант

Задание  №1:

 Распредели предложенных животных по группам: эвглена зеленая, бабочка, окунь,  улитка, амеба обыкновенная, медведь?

Группы  животных:

Животные:

Одноклеточные


Беспозвоночные


Позвоночные


Задание  №2:  К  каким  природным  зонам  относятся  эти  животные:  кобра,  кабан,  пингвин,  варан,  лиса,  морж?

Природная  зона:

Животные:

Пустыня


Смешанные  леса


Арктическая  пустыня

Задание № 3: «Выбери лишнее слово»: Паук, амеба, одуванчик, лебедь, бабочка.


2  вариант

Задание№1:

 Распредели предложенных животных по группам: хламидомонада, пчела, аист, инфузория- туфелька, жук-олень, лось?

Группы  животных:

Животные:

Одноклеточные


Беспозвоночные


Позвоночные


Задание  №2:  К  каким  природным  зонам  относятся  эти  животные:  тарантул,  заяц,  альбатрос,  гюрза,  белка,  тюлень?



Природная  зона:

Животные:

Пустыня


Смешанные  леса


Арктическая  пустыня

Задание 3: «Выбери лишнее слово»: Бактерия, воробей, амеба, инфузория-туфелька.




3.Изучение нового материала 

Итак, животные  населяют  нашу  планету  повсеместно.  

-Какую  же  роль  выполняют  животные  в  природе?  Подумайте,  и  приведите  примеры.

Заслушиваются ответы учащихся.

        1. Многие  насекомые  опыляют  растения,  тем  самым  способствуют  размножению  и  распространению  растений.

          2. Почвенные  бактерии  и  дождевые  черви  способствуют  образованию  перегноя  в  почве,  делают  ее  более  плодородной.

          3. Делая  ходы  в  почве,  животные  обогащают  почву  воздухом,  который  необходим  корням  растений.

         4. Некоторые  животные  являются  санитарами  леса,  так  как  питаются  падалью.  Например,  шакал,  гриф,  сипы,  гиена.

Подумайте  и  назовите,  какое  значение  животные  имеют  для  человека?

1.Жизнь  наших  далеких  предков  зависела  от  охоты  и  рыболовства.  Люди  использовали  шкуры  зверей,  делали  из  костей  ножи,  иглы  и  наконечники  для  стрел.

2.В  современном  мире  мало,  что  изменилось.  Мы  также  используем  мясо  убитых  животных,  шкуры,  а  из  некоторых  зверей  даже  делаются  лекарства.

Любая деятельность человека оказывает влияние на живую и неживую природу. Разрушая природу, человек уничтожает свой дом. С начала современного летоисчесления полностью уничтожено, стерто с лица Земли около 350 видов животных. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. В 1982 была учреждена Красная книга РСФСР.

Учитель предлагает отгадать загадку: В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: “Самый опасный хищник на Земле”. Кого или что можно увидеть внутри клетки?


После дискуссии приходим к правильному ответу – зеркало, следовательно, самый опасный хищник на Земле – человек!

 - Если  животное  занесено  в  Красную  книгу – гарантия  ли  это  того,  что  животное  защищено?

     Нет.  Это  всего  лишь  сигнал  о  том,  что  животных  нужно  беречь!  

- Как еще можно охранять животных? (создавать заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).

- Что такое заповедник?

     На  территории  заповедника  запрещена  любая  хозяйственная  деятельность  человека:  вырубка  леса,  добыча  полезных  ископаемых,  сенокошение,  сбор  растений,  выпас  скота,  строительство.  

     У  нас  на  территории  Челябинской области  тоже  есть  заповедники?

- Кто знаеткакие? ( Ильменский, Восточно-уральский и Южно-уральский).

- А как вы можете охранять животных?     

    -заготовить  корм;

    - создать  искусственные  гнезда  и  кормушки;

    - участвовать в лесопосадках.

Подведение итогов и контроль:

Вопросы для контроля:  

    1. На  конвертах  и  наклейках  спичечных  коробков  раньше  печатали: «Охраняйте  полезных  животных  и  птиц!»  Какая  ошибка  допущена  в  этом  выражении?

    2. Какие  меры  можно  еще  принять,  чтобы  диких  животных  не  истребляли?

    3.  Приведите  примеры  из  вашей  жизни,  когда  вы  помогли  животному?

Вывод:животные  выполняют   важную  роль  в  природе  и  жизни  человека.  Мы   должны  заботиться  о  братьях  своих  меньших,  потому,  что  человек  сам  часть  этой  природы!

Рефлексия деятельности.

Домашнее  задание: прочитать текст параграфа, составить кроссворд на тему: «Животные, занесенные в Красную книгу»

 Спасибо  за  работу!











Цель урока: 

Рассказать о значении диких животных в природе и для человека, познакомить с животными Красной книги, ввести понятие ООПТ, познакомить с ООПТ Республики Марий Эл, выявить меры охраны животных.

 

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник по природиведению 5 класс , автор В. М. Пакулова, Н. В. Иванова 

Используемая методическая литература: 

 книга И. П. Сосновского «Редкие и исчезающие животные». 

Используемое оборудование: 

проектор, компьютер, презентация к уроку

 

Краткое описание: 

На уроке дети знакомятся со значением диких животных в природе и для человека, получают информацию об ООПТ РМЭ.

   План:

IОрганизационный момент

IIИзучение нового материала:

  1. Значение диких животных в природе

  2. Значение диких животных для человека

  3. Причины исчезновения диких животных

  4. Красная книга

  5. Мера охраны диких животных

  6. Лабораторная работа

IIIИтог

IVДомашнее задание

Ход урока

   I.Организационный момент.

   Учитель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

   II.Изучение нового материала.

  1. Значение животных в природе.

   Учитель:Все живые организмы обладают определенными свойствами и оказывают влияние не всё, что их окружает. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных, их значении и охране.

   Как вы думаете, какое влияние оказывают дикие животные на окружающую среду? ( ответы учащихся)

   Значение диких животных в природе:

- способствуют размножению растений

- участвуют в образовании почвы

- обогащают почву воздухом и водой

- санитары земли

2. Значение животных для человека

   Учитель: В древности жизнь человека во многом зависела от диких животных. Источником питания было мясо, из шкур животных изготавливали одежду, из костей делали ножи, иглы, наконечники для стрел.

   Скажите, а в настоящее время животные как-то влияют на человека? (ответы детей)

   Значение животных для человека:

- используют в качестве пищи

- дают сырье для промышленности и медицины

- вредители сельскохозяйственных и лесных растений

- переносчики болезней

3. Причины исчезновения животных

   Учитель: Животные оказывают влияние на человека, а деятельность человека приводит к снижению численности многих животных. С 1600 года на Земле полностью исчезли 63 вида млекопитающих и 230 видов других позвоночных животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. В их числе дикий бык – тур, который был прародителем домашней коровы, дикая лошадь – тарпан.  Человеком была полностью уничтожена стеллерова корова.

   Ученик:Стеллерова корова – растительноядное животное длиной до 10 метров и массой до 4 тонн. Она была обнаружена в 1741 году, а к 1768 году, т. е. всего за 27 лет после открытия, люди ради мяса, жира и кожи полностью истребили это животное.

   Учитель:Как вы думаете, каковы причины исчезновения диких животных? (ответы учащихся)

   Численность животных уменьшается не только в результате прямого истребления, но и в результате хозяйственной деятельности человека. Вырубка лесов, строительство гидроэлектростанций, расширение посевных площадей, осушение болот, ухудшение экологических условий – всё это мешает нормальной жизни диких животных, приводит к снижению их численности или полному исчезновению.

4. Красная книга

   Ученик:

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтоб души не стали пусты

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга, Красная!

Значит природа в опасности!

   Учитель: О Красной книге мы уже говорили. Начало всемирной переписи редких животных и растений было положено в 1948 г. Тогда сотрудники Международного союза охраны и природных ресурсов, обеспокоенные состоянием природы, стали собирать информацию о редких и исчезающих животных и растениях. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, ученый. Международная Красная книга была издана в 1966 г. в Лондоне. Она включала описания 200 видов птиц, 100 видов млекопитающих и 25 видов растений. В нашей стране на основе данной книги была создана своя в 1974 г. Аналогичные книги имеются в США, Японии, Швеции, Германии.

   В Красной книге имеется своя классификация животных и растений. На страницах книги указаны вымершие животные, особо редкие и исчезающие виды, а так же виды, которых удалось спасти от вымирания.

Физкультминутка.

5. Меры охраны диких животных

   Учитель: Красная книга нас предупреждает об опасности исчезновения многих видов животных. Необходимы меры по их охране. Важный шаг на пути спасения природы – выделение территорий, где растительный и животный мир, среда их обитания сохраняются в неприкосновенности, в диком виде, т. е.  создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Сюда можно включить создание заповедников, заказников, национальных парков.

   Ученик: Заповедник – участок земли или водного пространства, в пределах которого запрещена любая хозяйственная деятельность, массовый отдых людей, туризм.

   Заказник –территория, на которой при ограничении использования природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных и растений.

   Национальный парк –территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличаются допуском посетителей для отдыха.

   Учитель:К ООПТ нашей республики относятся:

- Государственный заповедник «Большая Кокшага»

- Национальный парк «Марий Чодра»

- 8 заказников

- 38 памятников природы

- Ботанический сад

Что вы знаете об этих ООПТ?

   Ученик: 14 марта 1993 года в нашей республике был создан государственный заповедник «Большая Кокшага», который находится на территории Килемарского и Медведевского районов, в 40 км к западу от Йошкар- Олы. На территории заповедника протекает одна из чистейших рек европейской части России Большая Кокшага.

   Животный мир заповедника богат и разнообразен. Здесь можно встретить животных характерных для тайги, а так же виды, имеющие более широкое распространение.

   Учитель: На эмблеме заповедника изображен медведь. Плотность медведя на территории заповедника выше, чем по всей республике (12-15 животных).

   Самым крупным животным в заповеднике является лось (110-130 особей). Так же в заповеднике обитают кабаны, рыси, выдры, бобры, зайцы, волки и многие другие. Здесь обитают более 100 видов птиц. Из редких птиц, включенных в «Красную книгу России» в заповеднике гнездится скопа.

   Ученик: Скопа – стройная птица, ее длина до 60 см, крылья длинные, острые, хвост короткий. Низ чисто-белый, верх темный, а на груди отметина бурого цвета. Окраска лап темно-серая, радужина глаз желтая. Это рыбоядная птица, но при отсутствии рыбы может питаться лягушками и мелкими зверьками. Птица весит 1,5 – 2 кг. Гнезда устраивает на высоких деревьях со сломанной или отмершей вершиной.

   Учитель:1 декабря 1985 года на территории Моркинского, Звениговского и Волжского районов был создан национальный парк «Марий Чодра».

   На территории парка встречаются лоси, белки, бурундуки, куницы, бобры, тетерева, глухари и др.

   Северо – восточную часть парка занимает особо охраняемая территория, на которую вход и въезд полностью запрещены. На этой территории находится озеро Шуть – Ер.

   В парке имеются места отдыха: озера Яльчик, Кичиер, Кленовая гора.

   В июне 1994 года в Горномарийском районе был организован заказник «Емешевский» сроком на 10 лет с целью охраны и воспроизводства поголовья сурка обыкновенного. В целях дальнейшей акклиматизации животного и дальнейшего его расселения по охотничьим угодьям республики срок действия заказника продлен до 2014 года.

   Вы в своем возрасте тоже можете помогать взрослым в нелегком деле охраны природы и животных.

   Вы знаете, что нужно беречь не только редкие виды, занесенные в Красную книгу, но и те, которые не занесены. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Необходимо беречь окружающую среду, т. е. соблюдать правила охраны природы. Я предлагаю вам поработать в парах. Подумайте, что вы можете сделать для охраны диких животных и чего нельзя делать в природе?

  1. Лабораторная работа.

1. Выберите животных, обитающих в нашей республике.

2. Определите животных по следам.

3. Опишите животных по плану:

а) название животного

б) среда обитания

в) чем питаются

IIIИтог. Каждый из вас тоже может внести свой скромный, но необходимый вклад в дело охраны природы. А наградой за это станет чистый воздух лесов и полей, зелень лугов, прозрачная вода рек и озер, а главное – сохранится жизнь живых организмов.

   Ученик:

Люблю природу русскую.

Хочу сберечь от всех

Ее творенья чудные

Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,

Хочу я вам сказать:

«Давайте станем дружненько

Природу защищать!»

Не будем больше мусорить

Следить за ней всегда.

И будет благодарна

Нам матушка – земля!

И будем мы наказывать

Вредителей таких…

Природу защищать

Учить мы будем их.

И будет она пышная

Цвести, благоухать.

Природа наша русская

Век будет процветать.

IV. Домашнее задание. Параграф 48 (учебник В. М. Пакулова, Н. В. Иванова), подготовить сообщение о животных Красной книги.

 

 

 





 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Значение диких животных и их охрана".

Автор: Муталапова Зинфира Рафаэловна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока   по познанию мира "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "172026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423753896"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Урок окружающего мира"
    ["seo_title"] => string(26) "urok_okruzhaiushchego_mira"
    ["file_id"] => string(6) "499390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549906496"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План-конспект урока  географии в 8 классе "Заповедники Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(70) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-zapoviedniki-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "171453"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672621"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему "Зона лесов" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zona-liesov"
    ["file_id"] => string(6) "196068"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427994457"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства