Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обобщение знаний по теме "Глагол" »
Проверь свои умения.
Цель. Способствовать обобщению и систематизации изученного по теме «Глагол».
Задачи:
Совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.
Развивать память, логическое мышление, устную и письменную речь, умение работать индивидуально и в группе.
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично – поисковые, стимулирования и мотивации учения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: тесты для групп, карточки для выводов, презентация, ТПО.
Ход урока.
I.Организационный момент. 1-2 мин.
-Настал новый день, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Все мы здоровы. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей: …..)
- Глубоко вдохните и выдохните … . Выдохните вчерашние обиды и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть зимнего снега, тепло солнечных лучей.
Вас ждёт интересный и полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение, легко с интересом даётся учение.
II. Актуализация знаний и создание ситуации успеха. 5 мин.
1. Мы с вами изучаем большую тему «Части речи».
- На какие две группы их можно разделить? (самостоятельные и служебные)
Вначале урока давайте проверим, что вы знаете о некоторых самостоятельных частях речи.
У вас на столе лежит листок с тестом. Прочитайте текст и сделайте вот такие пометки.
2. Работа с текстом по технике ИНСЕРТ. ( индивидуально).(СЛАЙД 1).
V - уже знал.
+ - новое.
- - думаю иначе.
? - не понял, есть вопросы.
Все слова русского языка делятся на большие группы - части речи.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
По родам существительные не изменяются – это постоянный признак.
С существительными связана другая самостоятельная часть речи – имя прилагательное.
Имена прилагательные обозначают действие предмета.
Род и число прилагательного зависят от существительного, с которым оно связано.
Теперь мы изучаем глаголы.
Они обозначают признак предмета.
Глаголы изменяются по временам.
Глаголы бывают I и II спряжения.
3.Фронтальный опрос после чтения текста.
- Какие вопросы появились?
III. Постановка темы урока. 6 мин.
О чём же пойдёт речь сегодня?
Чтобы узнать тему урока, нам нужно разгадать кроссворд.
Ответьте на мои вопросы одним словом или добавьте слово. (СЛАЙД 2).
( записать глаголы в тетрадь).
- Что можно делать утюгом?
- Что можно делать с помощью клея?
- Если видишь ошибку, что нужно сделать?
- Что можно делать при помощи скакалки?
- Из кирпичей можно …
- Собака может громко…
Что общего у этих слов? (это глаголы).
Верно. О какой же части речи мы будем сегодня говорить? ( Слайд 3)
Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим свои знания о глаголе.
IV. Работа по теме урока.
Работа с глаголами неопределённой формы. (СЛАЙД 3).3 мин.
-Что общего у этих глаголов? (это н. ф. глаголов).
- Назовите примету глаголов н. ф. (-ть), подчеркнуть.
-Какая орфограмма есть у глаголов н. ф. (суффикс перед – ть), отметить.
Какой глагол здесь может быть лишним? (исправить, что сделать?, остальные слова – что делать?).
Определение времени глаголов. 10 мин.
Сегодня некоторые ребята подготовили для вас задания.
( записать глаголы в 3 столбика ).
2 ученик
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт!
- Откуда эти строки? А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»
1 ученик
Пришёл декабрь. После осени наступила красавица-зима. Деревья надели белые шубки. Замело в лесу все стёжки-дорожки. Как красив зимний лес!
3 ученик
Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят.
И залают, и завоют,
И ногами застучат. К. И. Чуковский, « Мойдодыр».
СЛАЙД 4.
Настоящее время прошедшее время будущее время
-Что общего у глаголов каждого столбика? ( наст. в., прош. в., буд. в. ).
- Как определить время глагола? (по вопросу).
- Что обозначает форма прошедшего времени?
-Как глаголы в этой форме изменяются?
-Отметить примету глаголов п.в.
-Выделить окончания.
- Как называют окончания глаголов п. в. ( родовые ).
-Что обозначает форма н. в.?
- Что обозначает форма б. в.?
Работа с окончаниями глаголов н. в. и б. в. (окончания личные).
Работа с орфограммами.
Работа в парах. 3 мин.
Заполнить таблицу. Обобщение. СЛАЙД 5.
ФИЗМИНУТКА. 2 МИН.
Н.В. – наклон вправо
Б. В. – наклон влево
П. В.- приседаем
Работа в ТПО, С. 47, УПР. 338. 13 МИН
-Прочитать задание.
-Выполнить самостоятельно.
-Проверка.
-Объяснить смысл каждой пословицы.
Умелые руки не знают скуки.
(Если умеешь что-то делать, то никогда не скучаешь, всегда есть чем заняться).
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
(Всякое дело требует усилий, старания. Без усилий и старания никакого дела не сделаешь).
Под лежачий камень вода не течёт.
(Само ничего не делается. Если ничего не предпринимать, дело не сдвинется с места).
-У глаголов указать время, число и лицо или род.
-Выделить орфограмму у глагола во втором предложении, (-ешь)
-Глаголы поставить в начальную форму и записать.
Подведение итогов урока. 2 МИН.
Наш урок подошёл к концу. Вы сегодня молодцы, работали дружно, добросовестно, помогали друг другу. Благодарю вас за работу!
Оценки за урок.
Подведите итог своей работе. Закончите предложение.
На уроке я понял…
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…
Рефлексия урока.
А теперь покажите своё настроение - нарисуйте в тетради солнышко. Красное – радость, жёлтое – грусть, огорчение. Спасибо. Урок окончен.