kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: «Тела. Вещества. Частицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у детей новые представления о «теле», «веществе», «частице».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Тела. Вещества. Частицы»»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ

Тема: Тела. Вещества. Частицы.

Цель: Формировать у детей новые представления о «теле», «веществе», «частице».

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями «тела», «вещества», «частицы».

  • Учить детей отличать «тела» и «вещества».

  • Учить работать коллективно.

  • Прививать интерес к предмету.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок. Представим себе, что мы не в школе на уроке окружающий мир, а находимся в научно-исследовательском институте и мы сами сотрудники этого института. Нам предстоит нелегкая работам сегодня и, возможно, мы даже сделаем какое-нибудь открытие.

-На уроке еще больше узнаем о природе.

-Тема: тела, вещества, частицы.

-Когда вы слышите или читаете слово «тело», что вы представляете?

-У этого слова есть и другое значение, оно то и будет нас интересовать.

Итог определения тела.

-Естественные – тела природы.

-Искусственные- тела, созданные человеком.

Игра «естественное или искусственное тело».

- Уважаемые ученые осмотритесь по сторонам и постарайтесь назвать те тела, которые окружают Вас в нашей «лаборатории».

(цветок, парта, мел, Саша, дверь, доска….)

2. Очень хорошо. Все тела, которые Вы назвали, отличаются друг от друга.

У каждого тела есть главные признаки: его

 

Я приглашаю несколько моих научных коллег помочь мне доказать это на опытах:

1) Детям завязываются глаза и в руки даются различные тела; дети ощупывают их и попытаются узнать тело. Предлагается ручка, мел, стакан.

2) Детям предлагается рассмотреть какой-нибудь предмет, назначение и функции которого им неизвестны. 

Вывод: мы можем ничего не знать о каком-то конкретном теле, мы его только увидели. Но каждое тело характеризуется определенными параметрами. (Записываем в таблицу форма, размер).

3. – Возьмите в руки свои ручки. Что это? (тело).

- Давайте разберем ручку на части. Что произошло с телом, в результате его деления на части? (получилось несколько новых тел: стержень, основная часть ручки, колпачок).

- Какими параметрами обладает каждое новое тело?

(стержень – длинный, тонкий; колпачок – меленький, продолговатый)

Вывод: итак, в результате деления тела на части, прежнее тело перестало существовать, но вместо него получилось 2-3 и т.д. других тела с другими признаками (размером и формой).

4. – Скажите, изменятся ли эти новые тела, если мы их и разделим на части?

(да, например: стержень – пластмассовая трубочка, паста, металлический шарик)

Вывод: всякое деление на части приводит к изменению признаков тела, т.е. к появлению новых тел (Записываем в таблицу изменяется).

5. – А теперь давайте попробуем другое исследование произвести:

* У меня в руках слепленная из пластилина фигурка змеи .

- Давайте определим основные признаки этого тела? (форму, размер).

* А теперь я превратила эту фигуру в шарик. . Изменилось ли тело? (Да, хотя мы делили его на части, не изменяли количество пластилина, но с изменением формы изменилось и тело). Любое тело характеризуется формой и размерами. При их изменении тело превращается в другое тело, а при делении – в другие тела.

Знакомство с понятием вещество.

-Определите, из чего образованы предметы (мяч, гайка, кусочек сахара) «Назови вещество»

Дана карточка с названиями тел.

-Вещества бывают, твердые, жидкие, газообразные.

(мяч, гайка, сахар, вода, воздушный шарик)

-Сахар пример какого вещества?

-Вода?

-Углекислый газ?

Проведение опыта в группах.

Учитель демонстрирует. (стакан с водой, ложка, сахар.)

-Сахар хорошо виден?

-Попробуем жидкость на вкус. Вода сладкая?

-Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.

Вывод: вещества, а значит и тела состоят из мельчайших частиц.

Физкультминутка.

- Я называю тело – вы приседаете, вещество – садитесь за парты….

Знакомство с понятием «частица».

1. Вещество можно тоже разделить на очень маленькие, невидимые невооруженным глазом части. И они, эти части, все равно будут иметь свойства этого вещества. Их называют «ЧАСТИЦЫ». 

Итак, частицы – это самые маленькие частички вещества, которые сохраняют свойства этого вещества.

2. – Теперь давайте проведем некоторые опыты в нашей «научной лаборатории»:

* - Я приглашаю двух человек ко мне. Возьмите кусочек сахара.

- Что такое сам сахар? (вещество).

- Каким главным веществом обладает он? (сладкий).

Попробуйте, так ли это.

*Положите сахар в стакан с водой. Размешайте.

- Что вы наблюдаете? (сахар исчез).

- Попробуйте воду. Какая она? (сладкая).

Вывод: сахар не исчез, он распался на мельчайшие невидимые частицы, но его основное свойство – сладкий вкус сохранился.

3. У каждого вещества свои, отличные от других частицы. (сахар – частицы сахара, воск – частицы воздуха т.д.).

Вещество всегда состоит из ОДИНАКОВЫХ частиц. (Записываем в таблицу всегда одинаковые).

4. – Исходя из того, о чем мы сейчас говорили, следует, что вещество не может состоять из разных частиц.

- А тело? Из каких частиц может состоять?

* кусочек сахара – состоит из одного вещества – сахар. Следовательно, тело может состоять из одного вещества, значит из одинаковых частиц. (Записываем в таблицу это).

*- Посмотрите, вот другое тело 

- Как вы думаете, это тело состоит из одного вещества или нескольких? (нескольких).

- Каких? (стекло, пластмасса, металл).

Следовательно, тела могут состоять из нескольких веществ. (Записываем в таблицу это).

5. – Посмотрите на стакан воды, в котором мы растворили сахар. В стакане сначала была вода, т.е. частицы воды. Затем добавили сахар, т.е. частицы сахара. Сахар растворился, т.е.частицы сахара и воды перемещались и получилась СМЕСЬ ВЕЩЕСТВ.

Работа со схемой:

На схеме, изображающей строение вещества половника видно, что все частицы одинаковы. Значит, половник состоит из одного вещества.

* На второй схеме частицы, изображающие воду, тоже одинаковые, значит, вода состоит из одного вещества.

* На третьей схеме частицы, изображающие воздух разные, значит, воздух – смесь веществ.

- Можем ли мы по схеме определить, из скольких веществ состоит воздух?

(да, на схеме показаны частицы трех видов)

Следовательно, воздух состоит из 3 веществ.

Учебник стр.44-47 читать, отвечать на вопросы.

Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение о веществах: соль, сахар, крахмал, кислота, йод.

Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что такое тело, вещество, частица?

-Какое задание понравилось?

-Какое задание показалось сложным?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: «Тела. Вещества. Частицы»

Автор: Чумакова Анастасия Алексеевна

Дата: 07.11.2024

Номер свидетельства: 659110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему "Тела, вещества, частицы" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tiela-vieshchiestva-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "126921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415225460"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: " Тела. Вещества. Частицы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_3_klasse_po_teme_tela_veshchestva_chas"
    ["file_id"] => string(6) "648641"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1712482052"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока  на тему "Тела. Вещества." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tiela-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "121547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413992354"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технологическая карта и конспект урока по окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(66) "tekhnologicheskaia_karta_i_konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru"
    ["file_id"] => string(6) "571330"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611569335"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока в 3 классе по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы". "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-v-3-klassie-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-tiela-vieshchiestva-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "137217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417286062"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства