Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Тела. Вещества. Частицы»»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ
Тема: Тела. Вещества. Частицы.
Цель: Формировать у детей новые представления о «теле», «веществе», «частице».
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «тела», «вещества», «частицы».
Учить детей отличать «тела» и «вещества».
Учить работать коллективно.
Прививать интерес к предмету.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок. Представим себе, что мы не в школе на уроке окружающий мир, а находимся в научно-исследовательском институте и мы сами сотрудники этого института. Нам предстоит нелегкая работам сегодня и, возможно, мы даже сделаем какое-нибудь открытие.
-На уроке еще больше узнаем о природе.
-Тема: тела, вещества, частицы.
-Когда вы слышите или читаете слово «тело», что вы представляете?
-У этого слова есть и другое значение, оно то и будет нас интересовать.
Итог определения тела.
-Естественные – тела природы.
-Искусственные- тела, созданные человеком.
Игра «естественное или искусственное тело».
- Уважаемые ученые осмотритесь по сторонам и постарайтесь назвать те тела, которые окружают Вас в нашей «лаборатории».
(цветок, парта, мел, Саша, дверь, доска….)
2. Очень хорошо. Все тела, которые Вы назвали, отличаются друг от друга.
У каждого тела есть главные признаки: его
Я приглашаю несколько моих научных коллег помочь мне доказать это на опытах:
1) Детям завязываются глаза и в руки даются различные тела; дети ощупывают их и попытаются узнать тело. Предлагается ручка, мел, стакан.
2) Детям предлагается рассмотреть какой-нибудь предмет, назначение и функции которого им неизвестны.
Вывод: мы можем ничего не знать о каком-то конкретном теле, мы его только увидели. Но каждое тело характеризуется определенными параметрами. (Записываем в таблицу форма, размер).
3. – Возьмите в руки свои ручки. Что это? (тело).
- Давайте разберем ручку на части. Что произошло с телом, в результате его деления на части? (получилось несколько новых тел: стержень, основная часть ручки, колпачок).
Вывод: итак, в результате деления тела на части, прежнее тело перестало существовать, но вместо него получилось 2-3 и т.д. других тела с другими признаками (размером и формой).
4. – Скажите, изменятся ли эти новые тела, если мы их и разделим на части?
Вывод: всякое деление на части приводит к изменению признаков тела, т.е. к появлению новых тел (Записываем в таблицу изменяется).
5. – А теперь давайте попробуем другое исследование произвести:
* У меня в руках слепленная из пластилина фигурка змеи .
- Давайте определим основные признаки этого тела? (форму, размер).
* А теперь я превратила эту фигуру в шарик. . Изменилось ли тело? (Да, хотя мы делили его на части, не изменяли количество пластилина, но с изменением формы изменилось и тело). Любое тело характеризуется формой и размерами. При их изменении тело превращается в другое тело, а при делении – в другие тела.
Знакомство с понятием вещество.
-Определите, из чего образованы предметы (мяч, гайка, кусочек сахара) «Назови вещество»
Дана карточка с названиями тел.
-Вещества бывают, твердые, жидкие, газообразные.
(мяч, гайка, сахар, вода, воздушный шарик)
-Сахар пример какого вещества?
-Вода?
-Углекислый газ?
Проведение опыта в группах.
Учитель демонстрирует. (стакан с водой, ложка, сахар.)
-Сахар хорошо виден?
-Попробуем жидкость на вкус. Вода сладкая?
-Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.
Вывод: вещества, а значит и тела состоят из мельчайших частиц.
Физкультминутка.
- Я называю тело – вы приседаете, вещество – садитесь за парты….
Знакомство с понятием «частица».
1. Вещество можно тоже разделить на очень маленькие, невидимые невооруженным глазом части. И они, эти части, все равно будут иметь свойства этого вещества. Их называют «ЧАСТИЦЫ».
Итак, частицы – это самые маленькие частички вещества, которые сохраняют свойства этого вещества.
2. – Теперь давайте проведем некоторые опыты в нашей «научной лаборатории»:
* - Я приглашаю двух человек ко мне. Возьмите кусочек сахара.
- Что такое сам сахар? (вещество).
- Каким главным веществом обладает он? (сладкий).
Попробуйте, так ли это.
*Положите сахар в стакан с водой. Размешайте.
- Что вы наблюдаете? (сахар исчез).
- Попробуйте воду. Какая она? (сладкая).
Вывод: сахар не исчез, он распался на мельчайшие невидимые частицы, но его основное свойство – сладкий вкус сохранился.
3. У каждого вещества свои, отличные от других частицы. (сахар – частицы сахара, воск – частицы воздуха т.д.).
Вещество всегда состоит из ОДИНАКОВЫХ частиц. (Записываем в таблицу всегда одинаковые).
4. – Исходя из того, о чем мы сейчас говорили, следует, что вещество не может состоять из разных частиц.
- А тело? Из каких частиц может состоять?
* кусочек сахара – состоит из одного вещества – сахар. Следовательно, тело может состоять из одного вещества, значит из одинаковых частиц. (Записываем в таблицу это).
*- Посмотрите, вот другое тело
- Как вы думаете, это тело состоит из одного вещества или нескольких? (нескольких).
- Каких? (стекло, пластмасса, металл).
Следовательно, тела могут состоять из нескольких веществ. (Записываем в таблицу это).
5. – Посмотрите на стакан воды, в котором мы растворили сахар. В стакане сначала была вода, т.е. частицы воды. Затем добавили сахар, т.е. частицы сахара. Сахар растворился, т.е.частицы сахара и воды перемещались и получилась СМЕСЬ ВЕЩЕСТВ.
Работа со схемой:
* На схеме, изображающей строение вещества половника видно, что все частицы одинаковы. Значит, половник состоит из одного вещества.
* На второй схеме частицы, изображающие воду, тоже одинаковые, значит, вода состоит из одного вещества.
* На третьей схеме частицы, изображающие воздух разные, значит, воздух – смесь веществ.
- Можем ли мы по схеме определить, из скольких веществ состоит воздух?
(да, на схеме показаны частицы трех видов)
Следовательно, воздух состоит из 3 веществ.
Учебник стр.44-47 читать, отвечать на вопросы.
Индивидуальные задания:
Подготовить сообщение о веществах: соль, сахар, крахмал, кислота, йод.