Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: " Тела. Вещества. Частицы"»
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: «Тела, вещества, частицы»
Цель: познакомить с телами и их составом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь контролировать свою готовность к уроку; уметь ставить цель урока; уметь составлять план и последовательность действий; уметь проводить самоанализ и самооценку.
Познавательные: уметь выдвигать гипотезы; уметь выделять познавательную цель; уметь ставить и формулировать проблему; уметь искать и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать изображения; уметь анализировать текст; уметь выбирать основания для классификации; уметь извлекать информацию из прослушанного текста; уметь структурировать знания.
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь управлять поведением партнера.
Предметные:
Знать: что такое тело, вещество и частица;
Оборудование: стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане; кусочек сахара; пластилиновые шарики.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте свою готовность к уроку.
- Вижу, все готовы, присаживайтесь.
- Сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Они у вас лежат на столах.
Правила работы в группах.
- Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
4. Умей договариваться.
5. Работай сообща.
6. Работай тихо, чтобы не мешать другим группам.
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания Графический диктант
Если утверждение правильное, ставьте знак «+», если неправильное, ставьте знак «—».
• Природа — это все, что нас окружает. («—».
Природа — все, что нас окружает и существует независимо от человека.)
• Природа бывает живая и неживая. («+».)
• Снег относится к живой природе. («—».)
• Бактерии относятся к живой природе. («+».)
• Сердце, легкие, печень — это внутренний мир человека. («—».)
• Ветер — облака соответствуют связи живое — неживое. («—».)
(После выполнения задания проводится самопроверка. Учитель читает утверждение, ставит знак на доске, ученики проверяют.)
— Кто выполнил задание правильно?
— Какое утверждение показалось вам наиболее сложным?
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Эта удивительная природа».
— Откройте учебник на с. 35. Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая материалы этого раздела.
— Что вы уже научились делать?
— Что еще делать не можете?
Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тела, вещества и частицы.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Вспомните, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают. (Объекты природы и рукотворные объекты.)
— Назовите объекты природы. (Учитель записывает на доске.) Солнце, ель, воробей, гриб, камень.
— Назовите рукотворные объекты. (Учитель записывает на доске.) Машина, школа, тетрадь, мяч.
— Все эти предметы можно назвать одним словом - тела. (Учитель записывает на доске слово «тела».)
— Что такое тела? (Все предметы, окружающие нас.)
— Как вы думаете, можно ли все тела разделить на группы? Есть естественные и искусственные тела.
(Учитель записывает на доске.) Тела: естественные и искусственные.
— Назовите естественные тела.
— Назовите искусственные тела.
— Прочитайте текст в учебнике на с. 36.
— Какие тела называют небесными или космическими? (Солнце, Луну, планеты, кометы, звезды и т. д.)
(На столе находятся стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане. Учитель показывает на стеклянную пазу.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из стекла.) (Учитель показывает на керамическую вазу.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из глины.) (Учитель показывает на ложку.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из алюминия.) (Учитель показывает на мяч.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из резины.) (Учитель показывает на гвоздь.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из железа.) (Учитель показывает на молоко.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Дети затрудняются с ответом.)
— Прочитайте текст в учебнике на с. 37.
— Что такое вещество? (То, из чего состоят тела.)
— Что такое молоко? (Вещество.)
Некоторые тела образованы одним веществом, но есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, растения. И них есть вода, сахар, крахмал, глюкоза и другие вещества.
Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.
— Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Да¬вайте проведем опыт.
(Учитель берет для опыта тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опускает его в стакан с водой и перемешивает ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.)
— Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Она сладкая.) Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.
— Почему же мы не видим сахар? (Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды.)
Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.
— Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)
Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие, в жидкостях — побольше, а в газах — еще больше. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.
(Учитель записывает на доске слово «частицы».)
V. Физкультминутка
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз — наклон, два — наклон,
Словно буква
О свернусь,
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу.
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 14).
— Прочитайте задание. На какие группы делятся тела?
— Выполните задание.
— В каком ряду вы закрасили кружок? (В последнем.) №2 (с. 14).
— Прочитайте задание. Какие тела называются естественными?
- Какие тела называются искусственными?
- Выполните задание.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №3(с.14).
- Прочитайте задание. Выполните его.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №5(с. 15).