kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "... Шёпот сердца, уст дыханье"(Любовная лирика А.А. Фета)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «…Шёпот сердца, уст  дыханье»

            (Любовная лирика А.А.Фета)
Цели :  продолжить изучение русской поэзии второй половины 19 века; знакомство с биографией поэта, его любовной лирикой лазичевского цикла, с уникальностью его поэтической речи; анализ стихотворений Фета; развитие образного мышления; совершенствовать речь обучающихся; способствовать развитию творческого воображения; прививать любовь к русской поэзии; воспитание эстетического чувства; развивать способность к сопереживанию.

На доске эпиграф:                       

 ….Безумная душа поэта

 Ещё любить осуждена…

А.С.Пушкин

 Ход урока.
1.Слово учителя

  Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

                          ….Безумная душа поэта

                             Ещё любить осуждена…

      Я предлагаю вам в течение урока подумать над этими строками, каким образом они могут быть соотнесены с жизнью Фета, какие слова здесь кажутся вам наиболее выразительными, какие вызывают удивление, совмещение каких слов в данном контексте поражает вас.

 Итак, речь сегодня пойдёт … о любви.

Как, по вашему мнению, любят поэты? Отличается ли их чувство от любви «простого смертного»? Если да, то чем?
(  Примерные ответы учащихся)

Любовь поэта- это что-то возвышенное и красивое, необычное, это источник вдохновения.

Поэт без любви не может, он всегда к ней стремится и часто влюбляется.

Поэту легче выразить свои чувства, простому человеку это сделать труднее.

Поэт очень легко влюбляется и любит всегда как в первый раз, а простой человек после неудачной любви может разочароваться навсегда.

- Так ли это? Сейчас ребята расскажут вам историю любви А.А.Фета, историю прекрасную и трагическую…(индивидуальное домашнее задание для творческой группы) 

Сообщение 1 –го ученика. (презентация)

Можно сказать, что Афанасий Фет прожил счастливую жизнь, а можно предположить, что он был очень одиноким, несмотря на славу, любовь и материнскую заботу о нём его жены, уважение и почитание друзей.

А.А.Фет (Шеншин) родился 29-го октября (по новому 10 ноября) 1820 года в Орловской губернии, недалеко от города Мценска, в имении его отца Новосёлки.

Фамилия Фета произошла следующим образом.

В 1820 году отец будущего поэта 44-летний гвардеец Афанасий НеофитовичШеншин лечился на водах в Германии.   Когда он вернулся в родную усадьбу, с ним приехала молодая женщина, немка Шарлотта Фёт.   Насколько сильным было чувство Шарлотты к Шеншину, говорит тот факт, что Шарлота бросила   в Дармштадте своего престарелого отца Карла Беккера и мужа Иоганна Фёта.    Её не остановило даже то, что дома у неё оставалась годовалая дочь, а сама она была беременна на последних месяцах.   Вскоре у Шарлотты в Новосёлках родился сын, названный Афанасием.

     Спустя 2 года после рождения ребёнка лютеранка Шарлотта Фёт   крестилась в русской церкви и получила имя Елизаветы Петровны.   После этого, добившись развода с Фётом (предполагают, что он получил из Новосёлок большую сумму денег), она обвенчалась по православному обычаю с Шеншиным. А ребёнок Шарлотты, родившийся в 1820 году был записан в метрических документах сыном Шеншина.

      Но через 14 лет каким-то образом этот подлог всплыл, и в 1834 году последовал официальный запрос о рождении Афанасия и о браке его родителей. С этого момента жизнь мальчика испытала катастрофические «превращения»: прожив 14 лет в Новосёлках, он вдруг был отвезён в Верро и помещён в частный пансион немца Крюммера и вскоре был поставлен в известность, что отныне ему следует именоваться Афанасием Фётом. Право на эту фамилию с большим трудом добились у дармштадских родственников его мать и Афанасий Неофитович. Эта «честная» фамилия спасала мальчика от позорного клейма незаконнорожденного, которое отбросило бы его на самое дно общества и навсегда закрыло бы перед ним все пути в жизни.

 Оторванный от семьи, потерявший свою фамилию, отлучённый от дома ( его не брали в Новосёлки даже на летние каникулы), одинокий Афанасий рос в чужом городе, чувствуя себя «собакой, потерявшей хозяина».

Через несколько лет Афанасий переживёт ещё одну перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно более радостную: по воле своего родного отца Шеншина он переедет в Москву и будет зачислен в пансион профессора Московского университета Погодина.    Осенью 1838-го года он становится студентом Московского университета. 

             Чтение стихов. Перед чтением стиха называется год написания.

1. Шёпот сердца, уст дыханье…(1850)

2. В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты..(1850)

3. Напрасно!   (1851)

4. Мелодия   (1853)

5.  У камина (1856)

6. В тиши и мраке таинственной ночи…(1864)

7. Ты отстрадала, я ещё страдаю…(1878)

8. Страницы милые опять персты раскрыли…(1884)

9. Когда читала ты мучительные строки…(1887)

10.Светил нам день, будя огонь в крови…(1887)

11. Угасшим звёздам (1890)

-  Каким же образом эпиграф нашего урока может быть соотнесён с Фетом?

 ( Примерные ответы учащихся)

Безумная душа–одержимая какой-то манией, утратившая способность рассуждать, душа, в которой сплошной хаос, не отвечающая за себя, не могущая собой управлять.

Любить осуждена–не свободная в своём выборе, подчинена каким-то силам, может быть року или судьбе, наказана любовью, выполняет какую – то повинность, чтобы искупить что-то.

-Да, безумная душа любить осуждена… Осуждена, видимо, чтобы заслужить прощение какого-то греха, спастись; видимо, чувства не в её власти, и ей неизвестно, сколько это продлится.

Стихи Фета о любви были   по-пушкински возвышенными и мудрыми. Неслучайно  многие из них стали романсами. Их исполнение и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Послушайте романс на стихи Фета «На заре ты её не буди…»(музыка Варламова).

Домашнее задание: выучить стихотворении (на выбор) из любовной лирики Фета, уметь его анализировать.

 

 

 

    

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "... Шёпот сердца, уст дыханье"(Любовная лирика А.А. Фета) »

Тема: «…Шёпот сердца, уст дыханье»

(Любовная лирика А.А.Фета)



Цели :
продолжить изучение русской поэзии второй половины 19 века; знакомство с биографией поэта, его любовной лирикой лазичевского цикла, с уникальностью его поэтической речи; анализ стихотворений Фета; развитие образного мышления; совершенствовать речь обучающихся; способствовать развитию творческого воображения; прививать любовь к русской поэзии; воспитание эстетического чувства; развивать способность к сопереживанию.

 

На доске эпиграф:                       

 ….Безумная душа поэта

 Ещё любить осуждена…

А.С.Пушкин


 Ход урока.


1.Слово учителя

  Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

                          ….Безумная душа поэта

                             Ещё любить осуждена…

Я предлагаю вам в течение урока подумать над этими строками, каким образом они могут быть соотнесены с жизнью Фета, какие слова здесь кажутся вам наиболее выразительными, какие вызывают удивление, совмещение каких слов в данном контексте поражает вас.

 Итак, речь сегодня пойдёт … о любви.

Как, по вашему мнению, любят поэты? Отличается ли их чувство от любви «простого смертного»? Если да, то чем?


( Примерные ответы учащихся)

Любовь поэта- это что-то возвышенное и красивое, необычное, это источник вдохновения.

Поэт без любви не может, он всегда к ней стремится и часто влюбляется.

Поэту легче выразить свои чувства, простому человеку это сделать труднее.

Поэт очень легко влюбляется и любит всегда как в первый раз, а простой человек после неудачной любви может разочароваться навсегда.

 

- Так ли это? Сейчас ребята расскажут вам историю любви А.А.Фета, историю прекрасную и трагическую…(индивидуальное домашнее задание для творческой группы) 

  


Сообщение 1 –го ученика. (презентация)


Можно сказать, что Афанасий Фет прожил счастливую жизнь, а можно предположить, что он был очень одиноким, несмотря на славу, любовь и материнскую заботу о нём его жены, уважение и почитание друзей.

А.А.Фет (Шеншин) родился 29-го октября (по новому 10 ноября) 1820 года в Орловской губернии, недалеко от города Мценска, в имении его отца Новосёлки.

Фамилия Фета произошла следующим образом.

В 1820 году отец будущего поэта 44-летний гвардеец Афанасий НеофитовичШеншин лечился на водах в Германии.   Когда он вернулся в родную усадьбу, с ним приехала молодая женщина, немка Шарлотта Фёт.   Насколько сильным было чувство Шарлотты к Шеншину, говорит тот факт, что Шарлота бросила   в Дармштадте своего престарелого отца Карла Беккера и мужа Иоганна Фёта.    Её не остановило даже то, что дома у неё оставалась годовалая дочь, а сама она была беременна на последних месяцах.   Вскоре у Шарлотты в Новосёлках родился сын, названный Афанасием.

     Спустя 2 года после рождения ребёнка лютеранка Шарлотта Фёт   крестилась в русской церкви и получила имя Елизаветы Петровны.   После этого, добившись развода с Фётом (предполагают, что он получил из Новосёлок большую сумму денег), она обвенчалась по православному обычаю с Шеншиным. А ребёнок Шарлотты, родившийся в 1820 году был записан в метрических документах сыном Шеншина.

      Но через 14 лет каким-то образом этот подлог всплыл, и в 1834 году последовал официальный запрос о рождении Афанасия и о браке его родителей. С этого момента жизнь мальчика испытала катастрофические «превращения»: прожив 14 лет в Новосёлках, он вдруг был отвезён в Верро и помещён в частный пансион немца Крюммера и вскоре был поставлен в известность, что отныне ему следует именоваться Афанасием Фётом. Право на эту фамилию с большим трудом добились у дармштадских родственников его мать и Афанасий Неофитович. Эта «честная» фамилия спасала мальчика от позорного клейма незаконнорожденного, которое отбросило бы его на самое дно общества и навсегда закрыло бы перед ним все пути в жизни.

 Оторванный от семьи, потерявший свою фамилию, отлучённый от дома ( его не брали в Новосёлки даже на летние каникулы), одинокий Афанасий рос в чужом городе, чувствуя себя «собакой, потерявшей хозяина».

Через несколько лет Афанасий переживёт ещё одну перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно более радостную: по воле своего родного отца Шеншина он переедет в Москву и будет зачислен в пансион профессора Московского университета Погодина.    Осенью 1838-го года он становится студентом Московского университета. 

  


Сообщение 2-го ученика(презентация)


  После его окончания Фет направляется в Херсонскую губернию, где квартировал Кирасирский Военного Ордена полк. Это был обдуманный шаг: Фет прекрасно понимал, что ему самому предстоит заслужить себе дворянские права. Он избрал наследственный для Шеншиных род войск – кавалерию. Сотни дворянских детей подобным же образом шли по стопам своих отцов – военных, но для Фета вступление на эту дорогу имело иной смысл: он вышел на борьбу с судьбой за возвращение в то лоно, откуда он был исторгнут. «Вольноопределяющийся действительный студент из иностранцев (коим и был Фет) мог снова стать законным членом своего дворянского рода только одним путём – поступить низшим чином в армию и дослужиться до офицера: первый же офицерский чин давал тогда право на потомственное дворянство.

    11 лет жизни отдал Фет военной службе, беспощадно обуздав себя (он уже писал стихи и был признан) и упорно стремясь к своей цели. Но --- всё оказалось напрасным: в 1856 году вышел указ нового императора Александра 2, по которому потомственное дворянство давал только чин полковника. Чтобы его получить, 36-летнему гвардейскому штаб-ротмистру Фету надо было служить, может быть, до конца жизни.

Это был роковой удар! И Фет отступил: 3 июня 1857 года он уволился в бессрочный отпуск, так и не достигнув своей цели: не получив право на потомственное дворянство и не вернув себе фамилию Шеншина.    Со временем он сумел вернуть себе состояние, фамилию, родовое имение в Новосёлках, но это произошло много позже и досталось ему очень дорогой ценой.

    Ещё в период военной карьеры случилась в его жизни первая и последняя любовь, окончившаяся трагически. И эту боль, и страшную горечь утраты он так и не смог пережить.

 Её звали Мария Лазич. Она была дочерью бедного помещика. Красива, умна, прекрасная пианистка, она нежно и страстно любила Фета. 

Обратимся к воспоминаниям Фета.

«Меньшая Ларина Елена (так Фет называет в мемуарах Марию Лазич. «Елена» в пер. с греческого-«факел», «светоч»; фамилия «Ларина» взята у пушкинской Татьяны)

….мало участвовала в шумном веселье подруг и, будучи великолепной музыкантшей, предпочитала играть на рояли для танцующих.     Большого роста, стройная брюнетка, она далеко уступала лицом своей сестре, но зато превосходила её необычайною роскошью чёрных с сизым отливом волос.       …Только после некоторого продолжительного знакомства с Еленой, как я её называл, я узнал, что она почти с детства любила мои стихотворения. Не подлежало сомнению, что она давно поняла задушевный трепет, с каким я вступал в симпатичную её атмосферу. Понял и я, что слова и молчание в этом случае равно значительны…

Казалось, что могли бы мы приносить с собою из наших пустынь? А между тем мы не успевали наговориться. Бывало, все разойдутся по своим местам, и время уже за полночь, а мы при тусклом свете цветного фонаря продолжаем сидеть в алькове на диване. Никогда мы не проговаривались о наших взаимных чувствах. Да это было бы совершенно излишне».

   Итак, он писал ей стихи, осыпал цветами, она – смеялась, плакала и молила бога продлить это счастье. Но оно оказалось коротким…   

 Ни богатства, ни титула, к которым стремился Фет, она ему дать не могла, и он решился на разрыв. 


Сообщение 3-го ученика(презентация)


 Женился Фет поздно на немолодой и некрасивой Марии Петровне Боткиной. Это был союз двух людей, уставших от нравственного одиночества. Детей у них не было. Сначала он жил на состояние жены, а когда впоследствии ему вернули состояние и дворянское достоинство, он купил Воробьёвку, роскошное имение в Курской губернии и зажил совершеннейшим помещиком. О его отношениях с женой можно судить по воспоминаниям сестры жены Льва Николаевича Толстого Татьяны Берс. Она удивлялась:

« Странный человек был этот Фет. Мне всегда казалось, что он человек рассудка, а не сердца. Его отношение холодное, избалованное к милейшей Марии Петровне меня сердило. Она, как заботливая нянька, относилась к нему, ничего не требуя от него. Он же прежде всего помнил только себя».

     Окружающим людям Фет казался эгоистичным, черствым, замкнутым и сухим человеком, а из-под его пера, между тем, выливались пронзительно печальные и прекрасные строки стихов. С годами характер его испортился.  Незадолго до смерти Фета, Яков Полонский писал ему: 

«Что ты за существо - не понимаю; откуда у тебя берутся такие елейно-чистые стихотворения? Внутри тебя сидит другой, окрылённый, никому не ведомый человек, окружённый сиянием, с глазами из лазури и звёзд! Ты состарился, а он молод! Ты всё отрицаешь, а он, коленопреклонённый, готов перед ней рыдать!»

 На это Фет ответил Полонскому: 

«Ты напрасно думаешь, что мои песенки приходят ниоткуда, они такие же дары жизни, как и твои… Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, и платье её трепетало от ветра, а через сорок лет она попала в стихотворение…»

     Когда-то Фет сказал жене: «Ты никогда не увидишь, как я буду умирать».    Летом 1892года в Воробьёвке необыкновенно пышно цвели розы. Фет говорил, что по народному поверью, пышное цветение роз сулит смерть, но, казалось, ничто её не предвещало. Супруги собирались осень и зиму провести в Москве, в своём доме на Плющихе. Фет приехал в Москву и … тяжело заболел. В один из дней он потребовал у Марии Петровны шампанского, она робко стала возражать, но он настаивал, и она отправилась к доктору за разрешением.

 А Фет тем временем диктует своей секретарше странные слова:   «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному».   Собственноручно подписывает, затем берёт в руки разрезной ножик для бумаги, который лежал на столе. Встревоженная секретарша попробовала отобрать у Фета нож, но он побежал от неё по комнатам и вдруг … тяжело задышал… и упал на стул у двери. «Чёрт!»- вырвалось у него. Затем глаза его расширились, как будто он увидел что-то ужасное, рука поднялась, как для крестного знамения, и…он умер…

 


Слово учителя


Я думаю, что теперь, познакомившись с некоторыми моментами жизни поэта, узнав историю его единственной, трагической любви, вы несколько иначе отнесётесь к стихам Фета, они станут вам ближе и понятнее.

Сейчас вы прослушаете те самые стихи, которые вы читали дома. Прочитаны они будут в хронологическом порядке, так, как были написаны, а вы проследите, как менялись настроение и чувства поэта.

 

             Чтение стихов. Перед чтением стиха называется год написания.

1. Шёпот сердца, уст дыханье…(1850)

2. В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты..(1850)

3. Напрасно!   (1851)

4. Мелодия   (1853)

5.  У камина (1856)

6. В тиши и мраке таинственной ночи…(1864)

7. Ты отстрадала, я ещё страдаю…(1878)

8. Страницы милые опять персты раскрыли…(1884)

9. Когда читала ты мучительные строки…(1887)

10.Светил нам день, будя огонь в крови…(1887)

11. Угасшим звёздам (1890)

 

- Каким же образом эпиграф нашего урока может быть соотнесён с Фетом?

 
   



( Примерные ответы учащихся)

Безумная душа–одержимая какой-то манией, утратившая способность рассуждать, душа, в которой сплошной хаос, не отвечающая за себя, не могущая собой управлять.

Любить осуждена–не свободная в своём выборе, подчинена каким-то силам, может быть року или судьбе, наказана любовью, выполняет какую – то повинность, чтобы искупить что-то.


-Да, безумная душа любить осуждена… Осуждена, видимо, чтобы заслужить прощение какого-то греха, спастись; видимо, чувства не в её власти, и ей неизвестно, сколько это продлится.

 

Стихи Фета о любви были   по-пушкински возвышенными и мудрыми. Неслучайно  многие из них стали романсами. Их исполнение и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Послушайте романс на стихи Фета «На заре ты её не буди…»(музыка Варламова).

 

Домашнее задание: выучить стихотворении (на выбор) из любовной лирики Фета, уметь его анализировать.

 

 

 

    

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "... Шёпот сердца, уст дыханье"(Любовная лирика А.А. Фета)

Автор: Сейтнебиева Эсма Шакировна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства