Урок окружающего мира 3 класс (Школа России)
Тема: «Природа в опасности»
Цели:
1. Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания об экологии; учить детей ставить проблемы и искать пути их разрешения посредством группового обсуждения; развивать умение детей работать с текстом.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать и обобщать.
3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе ,воспитывать взаимоуважение, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование: учебники, таблицы, карточки, фото, компьютер, проектор, рисунки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Природа в опасности" »
Урок окружающего мира 3 класс (Школа России)
Тема: «Природа в опасности»
Цели:
Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания об экологии; учить детей ставить проблемы и искать пути их разрешения посредством группового обсуждения; развивать умение детей работать с текстом.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать и обобщать.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе ,воспитывать взаимоуважение, аккуратность, дисциплинированность.
2. У: по народному календарю 26 сентября называется Корнилий. С Корнилия корень в земле не растёт, а зябнет. Убирают все корневые овощи: картофель, свёклу, морковь и т.п. Погода (1 ученик рассказывает о погоде)
3 Прежде чем перейти к новой теме. Мы отгадаем кроссворд.
1 Э хо 1 ученик пишет на доске
2 Хат к а
3 верх о вой
4 со л ь
5 в о да
6 и г ла
7 к рап и ва
8 молни я
1. Что можно услышать в пустой комнате, или в горах? (3-эхо)
2 Как называется жилище бобра? (5- хатка)
3. Как наз. самый сильный и быстро распространяющийся огонь в лесу? ( 8- верховой)
4. Что является лучшим лакомством для оленей, лосей и косуль? (4- соль)
5 Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. ( 4- вода)
6. Всех на свете обшивает, что сошьёт – не надевает. (4- игла)
7. Что за трава, которую и слепые узнают? ( 7- крапива)
8. Раскалённая стрела дуб свалила у села. (6- молния)
У- Какое получилось слово? Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, наука о природном доме.)
4 У – А как вы думаете, всё ли хорошо в нашем природном доме? (загрязнение, истребление животных и т. п.)
- Нужно постараться сделать наш дом чистым. А чтобы это сделать, нужно знать проблемы экологии.
И так …Ребята, сегодня у нас урок на экологическую тему, а точнее читаем на доске:
ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ
У – СЕГОДНЯ мы поговорим о маленьких и больших ранах природы. Составим правила поведения в природе. Узнаем, как можно сохранить нашу землю и, что каждый из вас сможет сделать для этого.
Работа по учебнику с. 27. Один человек читает, а все выбирают на доске запрещающие знаки, о которых пойдёт речь в учебнике.
Знаки:
Нельзя ломать ветки;
Нельзя рвать цветы;
Нельзя ловить бабочек.
Знаки подставляем к человеку (схематически нарисован).
Подумай, почему тяжело залечивать природе раны? Послушайте, что расскажут ребята. Выберите запрещающие знаки.
Три ученика выступают с докладами
1 ученик: “Первые древние люди появились на Земле в результате эволюции 60 млн. лет назад, и до этого природа жила сама по себе. Конечно, древние люди охотились на животных, собирали травы, плоды и ягоды. Но в то время людей было совсем мало, вооружены они были плохо, да и никакой промышленности и сельского хозяйства тогда не было. Поэтому в древности люди не причиняли природе большого вреда.
Но время шло. Человечество развивалось, придумывало все новые и новые орудия и приспособления для того, чтобы использовать природу в своих целях. Постепенно появились современная промышленность и сельское хозяйство. Да и жителей планеты становилось все больше. Ведь сейчас, как вы уже знаете, нас почти 6 миллиардов! Поэтому влияние человечества на природу сейчас многократно возросло и зачастую приносит живой природе непоправимый вред. Человек стал слишком много брать от природы и слишком много выбрасывать в нее своих отходов”.
Знак: Выброс мусора.
2 ученик: “Людям нужны энергия и тепло, и они сжигают колоссальные количества природного топлива — нефти и газа. А в атмосферу выбрасываются несметные облака вредных и ядовитых газов. Промышленность развивается, и миллионы тонн неочищенных вредных отходов выливаются в океаны, моря, реки и озера. После этого уже не искупаешься, да и чистой воды не попьешь. Сейчас только каждый третий житель Земли пьет чистую воду. А каково несчастным водорослям и рыбам?
Людям нужен лес, ведь из него делают бумагу и мебель, и человек нещадно вырубает леса. А несчастные лесные жители лишаются своего привычного дома и погибают”.
Знак: Дымят фабрики, отходы сбрасываются в реку. Вырубка лесов.
3 ученик: “Одним словом, человек нарушает природные круговороты, рвет экологические цепочки и рушит экологические системы. С тех пор, как человек начал свое наступление на природу, многие сотни и тысячи видов растений и животных исчезли с лица Земли. Уже к 1900 году на Земле совершенно исчезли 65 видов млекопитающих животных и 140 видов птиц. А в наши дни около 600 видов позвоночных животных находятся на грани полного истребления. Это — киты, морские черепахи, носороги, журавли и многие другие. В угрожающем положении находится сейчас каждый десятый вид высших растений. Ученые-экологи считают, что каждый день на планете бесследно исчезают несколько десятков видов растений и животных”.
Следы наступления человека заметны уже по всей Земле.”
Знак: Браконьерство. Отстрел
Вывод: после воздействия человека на природу. Природа не может восстановиться самостоятельно. Нужны, какие то срочные меры.
5 ФИЗ.МИНУТКА
У: ЕСЛИ Я НАЗОВУ ПРЕДМЕТЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ – РУКИ В СТОРОНЫ, неживой –руки на пояс , сделано руками человека – присесть.
6 У : Сейчас будет работа в парах. У каждой пары на парте листок с текстом. Прочитать и ответить на вопросы в конце текста.
Старик и дерево.
На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костёр. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.
Однажды по лесу шёл старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чём-то думал, Потом достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине : «Живи на зло злым!»
1 Какой след оставили после себя ребята? Как это их характеризует?
2 Как поступил старик? Легко ли было ему доставать глину?
3 Как вы понимаете выражение: «Живи на зло злым!»
4 Как вы предполагаете, все бы поступили так, как старик?
5 Можно ли разводить костры в лесу?
7 У: Теперь пришло время поговорить о ранах больших.
Работа по учебнику с. 28. читаем и разбираем.
У: Если это будет продолжаться, что станет с природой? Люди задумались.
Так в Канаде 15 сентября 1971г была образована международная общественная природоохранная организация Гринпис.
11 сентября 1961г. был создан всемирный фонд дикой природы. Эти организации занимаются исследованием и сохранением дикой природы.
Редкие животные и растения занесены в Красную книгу.
1 ученик рассказывает про Красную книгу.
Идея о необходимости создания Красной книги возникла в конце 50-х годов. Она зародилась среди ведущих ученых разных стран, объединенных в Международный союз охраны природы и природных ресурсовВ 1966 году была создана Международная КРАСНАЯ КНИГА . Она хранится в Швейцарском городе Морже. В 1978 году– КРАСНАЯ КНИГА СССР В 1983 году вышла в свет КРАСНАЯ КНИГА РСФСР, которая и сегодня действует на территории России.
В книге установлены следующие категории
На красных листах исчезающие виды, которые находятся под угрозой вымирания.
На белых листах – редкие виды.
Сохраняющие виды – жёлтый цвет
Восстанавливающие виды, благодаря человеку – зелёный цвет.
Красная книга – это не справочник для коллекционера, а практический природоохранный документ. Все граждане должны принять активное участие в том, чтобы из года в год больше число видов животных исключалось из Красной книги. Во многих странах существуют свои Красные книги. Но существует и Чёрная книга, куда занесены исчезнувшие с лица земли животные и растения.
8 У: Кроме Красной книги во многих странах есть особо охраняемые территории – заповедники и национальные парки (см. с. 30 читай) Самый известный парк Серенгети, расположенный в Танзании.
В нашей стране существует 102 заповедника. Такие как – Ильменский, Баргузинский, Окско-Донской, Кедровая Падь и другие. (С 32 учебника) А мы поговорим об Оренбургском заповеднике. Он был учреждён 12 мая 1989 года.. В нём представлены
10 видов млекопитающих
51 вид птиц
31 вид насекомых
44 вида растений см. плакат
Посмотрите фотографии сделанные мною. Там изображены животные и растения занесённые в Красную книгу Оренбуржья. Фото
9 Как вы знаете, у нас тоже плохая экологическая обстановка в городе. Люди потребительски относятся к природе. Посмотрите сколько мусора оставляют после себя отдыхающие. Фото
У: А когда мы с вами бываем на природе, куда мы складываем мусор? Оставляем мы его в лесу?
10 Но не все люди плохо относятся к природе. В нашем городе есть группы по защите бездомных животных, экологические посты, экологи- активисты (Зелёные), которые следят за состоянием воздуха, воды, растительностью. Пример: Около моста через рукав они прорыли траншеи, чтобы машины не смогли подъехать близко к берегу для купания. А в конце августа очистили русло реки от мусора и брёвен. Фото
В газете «Орская хроника» за 13 сентября студенты 2 курса нефтяного техникума провели субботник по расчистке Парка Строителей. Мы ездили зимой кататься туда на лыжах. Газета
В июне в интернете были выставлены фото, где молодые семьи с детьми очищали площадку от мусора на Перекате. Это ли не пример для подрастающего поколения..
11 У: А что можете сделать вы, чтобы ран в природе стало меньше?
Сажать деревья (за окном посажены 3 берёзки)
Подкармливать птиц фото
Изготовлять кормушки фото
Не мусорить
Не разводить костры
Знаки разрешающие около человека.
Экологические задачи. Работа в четвёрках.
Задача 1
Одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. В классе 27 человек. Сколько деревьев необходимо для дыхания всех учеников класса? (27:3=9 ДЕРЕВЬЕВ)
Задача 2 Лесные вредители полёвки за один раз приносят 12 детёнышей. Сколько принесут детёнышей 10 полёвок? Полёвки очень быстро размножаются. В двух месячном возрасте детёныши уже приносят своё потомство. (12Х10=120)
Задача 3. Хищная птица канюк уничтожает 15 грызунов в день сколько грызунов уничтожит канюк за неделю? Почему хватает корма для всех хищных птиц?
(15Х7=105 ГРЫЗУНОВ)
На доске 120 – это количество деревьев вокруг школы.
горшков с комнатными растениями на всём первом этаже и в коридоре.
9 – вам всем по 9 лет. Сколько доброго и хорошего вы ещё сделаете для природы, а значит и для себя.
См. с.30 подумай.
12 ИТОГ
Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Что нужно делать, чтобы меньше наносить вреда природе?
Учитывать все запрещающие и разрешающие знаки. Необходимо охранять и беречь природу.
Дети читают стих М.Пляцковского «Мы любим лес..» под музыку Любе «От чего так в России берёзы шумят»
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь …
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного света,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождики с небосвода
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природой,
Давайте же сердца ей отдадим.
13 Дом. раб. С.27-32 читать. В тет. на печатной основе с. 10 № 1, №2, №3