kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по развитию речи для детей с тяжелой умственной отсталостью на тему "Дикие животные. Медведь" с использованием регионального компонента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнение и расширение представлений детей о диких животных на основе знакомства с медведем.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с дикими животными нашего края; закрепить в речи  обобщающего понятия дикие животные; формировать знания о диком животном – медведе: его внешнем виде, питании, способе передвижения и жилище, детёнышах; умение согласовывать числительное с существительным; отработка умения отвечать на вопросы полными ответами;

коррекционно-развивающие:  корригировать внимание, зрительную память на основе упражнений в запоминании, мышление на основе упражнений в анализе – синтезе, классификации;

развитие речи учащихся (уточнение, обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи, лексико - грамматического строя речи, связной речи);

воспитательные: воспитывать учебную  мотивацию, бережное отношение к природе.

         Оборудование для учителя: картинный план, картинки с изображением диких животных (медведь, заяц, лиса, волк, белка), «Берлога», «Медвежья семья»; карточки со словами «Бурый медведь», « хищный», «всеядный»,«берлога», «зимняя спячка», карточки для составления предложения; лента 8-10 см; аудиозапись «Голос медведя», компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование для учеников:  «осколочные» картинки диких животных, геометрические фигуры (треугольники) зеленого цвета и разного размера, цветные карандаши,  индивидуальные карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Настрой детей на урок.

- Сегодня на уроке развития речи у нас много гостей.

   Поприветствуем их  (дети здороваются).

- Тихонечко сядьте.

                                           Прозвенел  уже звонок

                                           Начинается урок

                                           Слушаем, запоминаем.

                                           Ни минутки не теряем. 

II. Работа по календарю

- Ребята, давайте вспомним:

- Какое  сейчас время года по календарю? (весна)

- Назовите весенние месяцы?    (март, апрель, май)

- Какой  сейчас месяц?

- Какие изменения в природе происходят с приходом весны?

- Какое весной небо? (небо высокое, голубое, по нему плывут белые легкие облака)

- Какое солнышко? (теплое, светит ярче. пригревает)

- Что происходит со снегом? (тает, т.к. стало тепло, потемнел)

- Какая сегодня погода? (ясная, пасмурная)

- Какой сегодня день недели?

- Какой сейчас у нас урок?

   Сейчас урок развития речи, напоминаю, что на этом уроке мы учимся красиво и правильно говорить.

III. Введение в тему

– Сегодня будет необычный урок. Мы отправимся путешествовать по весеннему лесу. Чтобы попасть в лес вы должны собрать елочки из треугольников. (1гр. из 3 треугольников, 2 гр. из 2 –х частей)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи для детей с тяжелой умственной отсталостью на тему "Дикие животные. Медведь" с использованием регионального компонента »

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 4











Конспект урока по развитию речи в 4 классе

для детей тяжелой умственной отсталостью

по теме «Дикие животные. Медведь»

с использованием

регионального компонента











Автор-составитель:

учитель начальных классов

Артюхова Ольга Петровна











Цель: уточнение и расширение представлений детей о диких животных на основе знакомства с медведем.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с дикими животными нашего края; закрепить в речи обобщающего понятия дикие животные; формировать знания о диком животном – медведе: его внешнем виде, питании, способе передвижения и жилище, детёнышах; умение согласовывать числительное с существительным; отработка умения отвечать на вопросы полными ответами;

коррекционно-развивающие:  корригировать внимание, зрительную память на основе упражнений в запоминании, мышление на основе упражнений в анализе – синтезе, классификации;

развитие речи учащихся (уточнение, обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи, лексико - грамматического строя речи, связной речи);

воспитательные: воспитывать учебную мотивацию, бережное отношение к природе.

  Оборудование для учителя: картинный план, картинки с изображением диких животных (медведь, заяц, лиса, волк, белка), «Берлога», «Медвежья семья»; карточки со словами «Бурый медведь», « хищный», «всеядный»,«берлога», «зимняя спячка», карточки для составления предложения; лента 8-10 см; аудиозапись «Голос медведя», компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование для учеников:  «осколочные» картинки диких животных, геометрические фигуры (треугольники) зеленого цвета и разного размера, цветные карандаши, индивидуальные карточки.


Ход урока:

I. Организационный момент.

- Настрой детей на урок.

- Сегодня на уроке развития речи у нас много гостей.

Поприветствуем их (дети здороваются).

- Тихонечко сядьте.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Слушаем, запоминаем.

Ни минутки не теряем.


II. Работа по календарю

- Ребята, давайте вспомним:

- Какое сейчас время года по календарю? (весна)

- Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)

- Какой сейчас месяц?

- Какие изменения в природе происходят с приходом весны?

- Какое весной небо? (небо высокое, голубое, по нему плывут белые легкие облака)

- Какое солнышко? (теплое, светит ярче. пригревает)

- Что происходит со снегом? (тает, т.к. стало тепло, потемнел)

- Какая сегодня погода? (ясная, пасмурная)

- Какой сегодня день недели?

- Какой сейчас у нас урок?

Сейчас урок развития речи, напоминаю, что на этом уроке мы учимся красиво и правильно говорить.


III. Введение в тему

– Сегодня будет необычный урок. Мы отправимся путешествовать по весеннему лесу. Чтобы попасть в лес вы должны собрать елочки из треугольников. (1гр. из 3 треугольников, 2 гр. из 2 –х частей)




















1 слайд










- Представьте, что мы с вами пришли в лес… Мы идём по лесу, любуемся его красотой, дышим свежим воздухом.

- В каком городе мы живем?

- Как называется область, в которой мы живем?

- Ребята, кого же мы можем встретить в наших лесах Кемеровской области? - Чтобы узнать с кем мы можем повстречаться в лесу, сложите осколочные картинки.

а) Упражнение в анализе-синтезе.

Работа с индивидуальными «осколочными» картинками, на которых изображены дикие животные (заяц, лиса, волк, медведь, белка).

Данное задание предусматривает 3 уровня сложности:

1 уровень – 5 частей;

2 уровень – 4 части;

3 уровень - 2 части.

Задание:

- Сложите картинку из отдельных частей.













- Назовите, кто на ней изображен? Найди похожую картинку среди выставленных на доске.

- Давайте еще раз назовем животных, которых мы можем встретить в лесах Кемеровской области. (ответы детей)













- Как назвать всех этих животных, одним словом?

- Почему этих животных называют дикими? (потому, что они живут в лесу, без помощи человека)

- А сейчас мы с вами поиграем в игру и я посмотрю, кто же из вас самый внимательный.

б) Игра «Кого не стало?» (на коррекцию кратковременной памяти и внимания).

Задание: запомните животных, которые изображены на картинках.

Затем дети закрывают глаза, а учитель убирает одну картинку и спрашивает: Например: «Нет (кого?)- волка».


2 слайд

в) Игра «4 лишний»











- Ребята, посмотрите на слайд. Назовите всех животных.( заяц, медведь, лиса, кошка)

- Какое животное лишнее?

- Почему оно лишнее, докажи.

- А сейчас отдохнем, поиграем в игру, с помощью которой мы проверим, хорошо ли вы различаете животных.

г) Динамическая пауза.

Если я называю домашнее животное – вы должны хлопать, а дикое животное - топать.

В нашем путешествии мы поподробнее узнаем об одном из этих животных. О ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Летом по лесу гуляет,

В рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьёв,

Отгадайте, кто таков?

(Медведь)

- Кто это? (после ответа ученика на доске крепится карточка «медведь»).

- Как догадались?


III. Сообщение темы урока.

3 слайд

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из представителей нашего леса. Ученик читает тему урока: «Медведь».

Работа будет проводиться по плану (на доске картинный план).


?




– Итак, мы будем говорить о медведе, о его основных частях тела, питании, способе передвижения и жилище, о детёнышах.


IV. Изучение нового материала

- О ком будем говорить?

- Что вы знаете о медведе?

Рассказ учителя о медведе

Медведь – живёт в лесу. Это дикое животное. Его называют «хозяином леса» потому что он самый большой и сильный зверь в наших лесах. Все звери его боятся.

4 слайд

В высоту он может достигать 2,3 и даже 5 метров (выше человека).


5 слайд

1) Внешний вид.

- Давайте разберем части тела медведя.

- Из каких основных частей состоит тело медведя? (показывает учитель)










\


У медведя довольно большая голова, толстая и короткая шея, туловище, хвост и лапы.


6 слайд

На голове небольшие закругленные уши и морда (передняя часть головы). На морде у медведя есть маленькие, подслеповатые глаза, нос и пасть. Видит он плохо, зато обоняние (нюх) и слух у него прекрасные.


7 слайд

Его туловище покрыто шерстью. Шерсть у медведя густая, длинная. Ему в такой шубе очень тепло. Ребята, какого цвета шерсть у медведя? Коричневая, но чаще говорят — бурая. Поэтому его так и называют — бурый медведь. Хвост маленький, практически незаметный (короткий).

Зверь ходит на четырех лапах( две передние и две задние). Лапы у медведя мощные. Одним ударом медведь способен сломать спину крупным животным.


8 слайд

Огромные ноги медведя заканчиваются плоской голой подошвой с крепкими черными когтями. Подошвой медведь хорошо прощупывает все, на что наступает. Когти у медведя очень велики, причем на передних лапах животного они длиннее, чем на задних, и достигают 8-10 сантиметров.

Благодаря крепким и острым когтям он хорошо лазает по деревьям.

а) Упражнение в назывании основных частей тела.

- Назовите и покажите основные части тела медведя (ученик называет и показывает по картинке на доске)













- Что есть на голове у медведя?

- Для чего нужны уши? глаза? нос? (различать запахи, острый нюх помогает ему отыскать добычу)

- Чем покрыто тело медведя? (шерстью)

– Какого цвета шерсть у медведя? (бурая, коричневая, черная.)

- Сколько лап у медведя? (четыре лапы: две передние и две задние)

- Какие они? (мощные)

- Что есть на лапах медведя? (большие и острые когти )

- Для чего?

- А теперь проверим, как вы умеете считать.

б) Упражнение «Считай и называй».

- Какие животные спрятались в лесу? Посчитайте, сколько медведей на ваших карточках (карточка для каждого ученика, на которых находятся от 1 до 5 медведей)

Например: Один медведь. Два медведя. Три медведя. Четыре медведя. Пять медведей.










9 слайд

2) Питание.

Медведь - хищное животное, питается мясом диких животных. Едят медведи почти все, что могут найти в лесу: от маленьких мышей до лосей, овец, коз. Он ест разную пищу, поэтому его называют всеядным. Труднее всего прокормиться медведю ранней весной, когда растительной пищи недостаточно. В это время года он иногда охотится даже на крупных копытных, поедает падаль (погибшие в зиму животные).


10 слайд

Ещё медведи любят рыбу. Они хорошие рыболовы. Медведь с удовольствием плавает в реке и ловит ее лапами.

  

 11 слайд

Медведи питаются растениями, мелкими животными, ловят лягушек и ящериц, муравьями. Летом медведи едят разные ягоды (он может весь день провести в малиннике), а осенью в нашем регионе, для них серьезной подкормкой служат кедровые орехи. Ещё медведь лакомится мёдом, разоряя пчелинные улья.
Он мёд любит так, что даже имя своё получил из-за мёда: мед – ведь (ведает, где мёд).

– Итак, перечислите, чем питается медведь? (Он ест мясо животных, всех от лося до мышки, а также любит полакомиться ягодами, орехами, грибами, травой, ловит рыбу, медом.)


12 слайд

3) Способ передвижения и жилище.

- Еще раз напомните, сколько у медведя лап?

Передвигается медведь на 4 лапах. Он может стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Подошвой медведь хорошо прощупывает все, на что наступает. Если нужно, он может подойти совсем неслышно, так, что ни одна сухая ветка не треснет под его могучими лапами. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось. За развалистую походку его прозвали неуклюжим и косолапым. Однако он только кажется неуклюжим, неповоротливым из-за густой шерсти.


13 слайд

На самом деле он очень ловкий, он быстро бегает (может догнать даже лошадь), превосходно плавает и хорошо лазает по деревьям.

14 слайд

Летом бродит по лесу. Постоянно ест. К осени усиленно ищет корм. За лето и осень медведь нагуливает много жира, благодаря чему всю зиму он может прожить без корма.

Осенью, когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Он уходит далеко вглубь леса, чтобы его никто не беспокоил зимой.

Берлога – жилище медведя.


15 слайд

Свою берлогу медведь устраивает себе в яме или густых зарослях, под старыми пнями, выстилает ее сухими листьями, мхом, еловыми ветками. Поздней осенью, когда промерзнет земля, с неба полетят снежинки, медведь укладывается в свою мягкую постель. Говорят так: впадает в зимнюю спячку. Снег, словно пуховое одеяло, укрывает его сверху. Тепло и уютно становится в таком доме. Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый.

Медведь зимой спит и ничего не ест- он живёт за счёт накопленного летом и осенью жира.

Будить медведя нельзя, иначе он может сильно разозлиться. Все медведи должны зимой спать, потому что кушать в лесу зимой нечего.

– Послушайте как медведь рычит. Аудиозапись.

- С помощью чего медведь передвигается?

- Как осенью медведь готовится к зиме? (строит берлогу, нагуливает жир.)

- А как называется жилище медведя? (берлога)

- Как проводит медведь зиму?(в зимней спячке)


16 слайд

4) Детёныши.

Зимой медведь спит, а у медведицы в лютую стужу (январе-феврале месяце), в берлоге появляются детёныши (маленькие тёплые комочки).

- А кто? Ответы детей. (медвежата)

Обычно у медведицы рождается два маленьких медвежонка. Мать в берлоге кормит их молоком. Полусогнувшись, она лежит на спине и держит малышей на животе, со всех сторон прикрывая их лапами и головой. Хорошо, тепло и уютно им в берлоге рядом с большой мохнатой мамой-медведицей.

С приходом весны, как только пригреет солнышко и под бок медведю потечет растаявший снег, медведь просыпается. Медведица выводит малышей на поиск корма, учит их лесным обычаям. Из берлоги медвежата выходят ростом с маленькую собачку, но потом довольно быстро растут.

- Когда просыпаются медведи? (весной)

- А сейчас, ребята, посмотрите на доску (работа по картинке).

Задание: Посмотрите на картинку и назовите всех членов этой семьи.

(Семья у медведей такая: папа — медведь, мама — медведица, а детеныш — медвежонок. Если один, то говорят медвежонок, а если два ­— медвежата).









Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой, вперевалочку     Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой.     Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом,   Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто.           Присесть.
Очень маленький он был,          Присев,   качаться  по-медвежьи.
С погремушками ходил.               Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.













17 слайд

Медведь – дикое животное. Они хорошо поддаются дрессировке и являются постоянными «артистами» цирка.

Медведь – любимый персонаж русских народных сказок. Сказочный медведь – зверь могучий, но добрый и незлобивый, а порой доверчивый и простодушный.

Расскажи теперь, какие вы знаете сказки про медведя?

- Три медведя,

- Маша и медведь,

- Два жадных медвежонка,

А ещё медведь есть в сказках «Колобок» и «Теремок».

– Для того, чтобы, вернуться назад из леса в класс, нам необходимо выполнить следующее задание.


18 слайд

V. Закрепление

а) Лексическое упражнение.

- Закончи предложение, подобрав подходящее по смыслу слово - картинку.


«Медведь живёт в … . Зимой он спит в … .

В берлоге у медведицы появляются …. .

Медведь питается … .»













б) Задание по карточке.

Упражнение «Кто спрятался на картинке?»

Цель: развивать зрительное внимание.

На карточке даны контурные изображения животных, которые частично наложены друг на друга (данное задание предусматривает 3 уровня сложности).

1 уровень 2 уровень 3 уровень

















- Посмотрите внимательно и скажите, кто спрятался на картинке?

- Обведите по контуру медведя и раскрасьте.

VI. Итог

Завершился наш урок,

И подводим мы итог.


- С каким животным мы познакомились в нашем путешествии?

- Что нового вы узнали?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Артюхова Ольга Петровна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216911

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства