I. Организационный этап 1. Приветствие 2. Представление 3.Проверка готовности рабочего места | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Меня зовут Юлия Андреевна, сегодня урок музыки у вас проведу я. - Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку. | Приветствие учителя, друг друга. Проверка готовности к уроку. | |
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 1. Воспроизведение песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача 2. Беседа о роли метронома в блокадном Ленинграде 3. Рассказ о создании «Ленинградской» симфонии | - Произведение, которое сейчас прозвучит, я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Ваша задача: прослушать музыку, определить характер, сформулировать тему урока. А возможно, вы назовете авторов и название произведения. Звучит 1 куплет песни «Священная война» А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача. - Что вы почувствовали, слушая эту музыку? - Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека? - Это песня – призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов: мужчин, женщин, стариков, детей. - Как бы вы сформулировали тему урока? - Тема нашего урока «Музыка о войне и на войне». - Как вы думаете, какую роль играли песни на войне? - Мы сегодня говорим о песнях, которые прошли с нашими дедами и прадедами через самые суровые испытания - войной. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. - Какие вы знаете песни о войне? - Посмотрите на предмет, который я держу в руках. Кто знает, что это? - Верно, это метроном. Послушайте музыку метронома. - Звук метронома был как биение сердца страны. - Какая музыка, по вашему мнению, звучала в момент тревоги? - А в то время, когда всё было спокойно? - Сегодня мы с вами прослушаем отрывок из «Ленинградской» симфонии «Эпизод нашествия». - Симфония-это большой музыкальное произведение для оркестра. - 1941 год. Началась Вов. В осажденном немцами городе Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович создает свою знаменитую симфонию №7. - Симфония призывала к борьбе за Родину и победе над врагом. Композитор посвятил её своему родному городу, героическим людям, выстоявшим в блокадные дни, и назвал её «Ленинградской». - Определите задачи урока для себя. - Как правильно слушать музыку? - Молодцы. | Слушание песни «Священная война». п/о Призыв на борьбу. п/о Ставит на 1 место патриотизм, вселяет веру. п/о Песни о войне. п/о Они отображали настроение человека, его радость и боль, призывали к борьбе и подвигу, передавали мечту о мире и любви. п/о «Землянка», «Катюша», «Темная ночь», «Синий платочек». п/о Метроном. п/о Быстрый ритм. п/о Медленный ритм. Слушание учителя. Продолжение предложения: Сегодня я хочу … (научиться, понять, узнать). | Р1, Р2, П1-3, К1, К2. |
III. Решение проблемы 1. Воспроизведение отрывка из «Ленинградской» симфонии, «Эпизод нашествия» 1 ч., её анализ 2. Рассказ о «Ленинградской» симфони | Звучит отрывок из «Ленинградской» симфонии, «Эпизод нашествия» 1 ч. - Каков характер музыки? - Как вы думаете кому могла принадлежать эта музыка, защитникам или агрессорам? - Почему Дмитрий Шостокович назвал симфонию «Ленинградской»? - Симфонию композитор писал во время блокады. Собирали музыкантов филармонии, которые выжили в суровую зиму на репетиции. Войска Ленинградского фронта получили строгий приказ чтобы во время исполнения симфонии ни одна бомба не попала на город. Летчики и артиллеристы выполнили этот приказ, а саму симфонию транслировали по радио на весь мир. Доказательство того, город жив и ленинградцы не сломлены. | п/о Боевой, призыв. п/о Защитникам. п/о Композитор посвятил её своему родному городу. Слушание учителя. | П1, П3, К1, К2. |
IV. Первичное закрепление | - Посмотрите внимательно на фотографии. Что в них необычного? - Верно. В одной половине блокадный Ленинград, а в другой город в нынешнее время. - Что вы видите на этих фотографиях? - Вы правильно все говорили. То действительно было тяжелое время, но люди не сдавались и поэтому победили. | п/о Это совмещенные фотографии Ленинграда в годы блокады и в настоящее время. п/о Люди умирают, столпотворение. Солдаты готовятся к бою. Батальон солдат идет зимой на бой. Люди с матрацами уходят из разрушенного бомбой здания. Дети и взрослые набирают воду из реки. Кусок хлеба. Дмитрий Шостокович. Бомба упала на улицу города. Симфония № 7. Афиша концерта. | Р2, П1, П3, К1, К2. |
VII. Рефлексия учебной деятельности | - Сейчас мы с вами споем песню «Прадедушка», ведь именно наши прадеды подарили нам чистое небо над головой. Звучит минус песни «Прадедушка». - Подводя итог, я бы хотела, чтобы вы не только знали о силе искусства, о музыке, посвященной блокадному Ленинграду, но и пожелать вам, чтобы эта музыка звучала в нашей жизни только как память о тех далеких событиях и никогда не была посвящена событиям, произошедшим в нашем будущем. - Мы с вами должны чтить память о тех, кто не жалея отдал за нас свою жизнь. Это не только солдаты, которые сражались на передовых, но и партизаны, труженики тыла. Пока мы помним их подвиг, никто не посмеет переписать историю войны. - У вас на партах лежат цветные кружки. зелёный кружок – мне на уроке было легко и у меня все получалось; жёлтый – все получилось, но испытывал затруднения; красный – у меня ничего сегодня не получалось и испытывал трудности - Оцените свою работу на уроке. - Спасибо вам за урок. До свидания! | Пение песни «Прадедушка». | П2, П3, К1, К2. |