kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки по теме: "Вокальная музыка. Россия, Россия нет слова красивей..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1 - 7 классы; Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Вокальная музыка. Россия, Россия нет слова красивей..." Раздел I полугодия: "Музыка и литература". Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе и живописи. Тип урока комбинированный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: "Вокальная музыка. Россия, Россия нет слова красивей..." »

УРОК № 2







МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.



Тема урока: «Вокальная музыка».



















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.






г. Удомля



Тема урока: «Вокальная музыка» «Россия, Россия, нет слова красивей…».

Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.


Задачи урока:

  • Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и искусстве;

  • Развитие слушательской и исполнительской культуры, умений наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, участвовать в коллективной деятельности.


Тип урока: комбинированный


Планируемые результаты изучения:


Знать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал: С. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром», «Вокализ»; В. Локтев «Песня о России».


Художественный материал: В. Белов «Тихая моя родина»; И. Левитан «Стога. Сумерки».

















Ход урока.


I. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?


II. Основная часть.

1. Актуализация знаний


Вступительная беседа:

- «Россия, какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

С. Есенин

- Так о России писал С. Есенин.

- Какие стихи, песни, пословицы о России Вы знаете?

- Ответы уч-ся: «Моя Россия» муз. Струве, «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.п., «С чего начинается Родина» В. Баснер.

Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родина нашей. Родная земля и в горсти мила.

- Писатели, композиторы, художники трепетно воспевают образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, сохранять культуру своего народа.

- А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

- Ответы уч-ся: наша страна, столица России – Москва, родной дом, двор, улица, город, поля, леса родители, друзья…


2. Формулирование темы урока.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

- Ответы уч-ся: Россия – наша родина.

- Сегодня тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…» Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет. (Слайд 4)

- Кто может объяснить, что такое вокальная музыка?

- Ответы уч-ся: Вокальная музыка — это музыка для голоса, предназначенная для пения.

- Запишите определение: Вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы.

- Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?

- Ответы уч-ся: Песня, романс, кантата, опера.



Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


  • Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;

  • Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;

  • Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки»;

  • Послушать произведение русского композитора;

  • Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).


3. Работа над новым материалом.

  • Задание 1: Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;

- Прочитайте отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»

(Слайд 6)

Чтение отрывка.

  • Задание 2: Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;


- В чем же проявляется музыкальность лирического размышления писателя? Найдите музыкальные термины в его тексте.

- Ответы уч-ся: Этот рассказ о природе, она наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь все звучит, дышит музыкой.

- Писатель создает такой художественный образ, который раскрывает его чувство Родины, высокое и бережное отношение к ней (тихая моя родина). Рассказ о березе, которая является символом родины – всего красивого, что связано с образом матери, земли, природы России, и несёт в себе патриотическую идею.

  • Задание 3: Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки». (Слайд 7)

- Рассмотрите, пожалуйста, картину И. Левитана и определите её эмоциональное содержание. Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа Василия Белова?

- Ответы уч-ся: Картина изображает тишину и покой, как и в рассказе Белова, но чувствуется некоторая тревожность.

- И. Левитан за полчаса на листе картона набросал пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса на горизонте и луной в ночном небе. Картина “ Стога. Сумерки ”, относится к последнему периоду жизни художника, и принадлежит к числу его лучших творений. Однако добиться нужного эффекта было не так просто. Художнику пришлось долго работать, чтобы придать этому, казалось бы, незамысловатому сюжету большую выразительность. И, в конце концов, Левитан блистательно справился с задачей. Картина безупречна во всех отношениях — по композиции, колориту, богатой и сложной фактуре.

Задание 4: Послушать произведение русского композитора;

- Как вы считаете, музыкой какого русского композитора можно озвучить этот литературный фрагмент и картину? (предположения детей). (Слайд 8) Звучит фрагмент знакомого произведения С. Рахманинова «Концерт №3» (Учащиеся называют композитора).

- Максим Горький о нем говорил: "Как хорошо он слышит тишину!” С. Рахманинов родился 1 апреля 1873г. в имении Онега Новгородской губернии, умер 28 марта 1943 года в Беверли Хилс, США. Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С 4-х лет обучался музыке. Занималась с ним его мама. Успешно Рахманинов окончил Московскую консерваторию. Много выступал с концертами. Горячо поддерживал революцию 1917 года, но не понял ее, поэтому уехал за границу. Жил в Париже, Швейцарии, Нью-Йорке. С 1935г. окончательно поселился в США. Он завоевал славу величайшего пианиста мира.

- Сейчас прозвучит прекрасное произведение Рахманинова, которое композитор написал специально для пения, но без слов, и назвал его «Вокализ». (Слайд 9) (французское vocalize, от латинского vocalis - гласный звук, звучащий, поющий), специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов, на гласный звук. Основное назначение вокализа - способствовать развитию певческой техники, подвижности и выразительности голоса. Однако встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение.

Свой «Вокализ» Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой. (Слайд 10) Сама певица вспоминала: «Все его произведения отличаются глубиной чувств, а также проникновенностью. Слушая их, всегда испытываешь необычайно сильный душевный трепет. В его романсах много лирики, подлинного чувства поэзии, правды и искренности, равнодушно петь их нельзя…

Он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

Давайте послушаем выразительные интонации голоса исполнительницы, и вы поделитесь своими впечатлениями о произведении, какие чувства и мысли вызывает у вас музыка, и как развивается содержание музыки?

Слушание «Вокализ».

После обсуждения учащиеся приходят к выводу: произведение исполняется без слов, но понятно, что это рассказ о чем-то близком и дорогом, музыка наполнена трепетным чувством любви человека к миру, к Родине.



III. Осмысление и закрепление знаний.


Задание 5: Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).

-Ребята, а какой самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества?

- Песня.

- Запишите определение: Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.

- На примере этого жанра можно найти сходство и отличительные особенности между литературной речью и речью музыкальной.


Мысль о Родине находит свое воплощение и в песенном творчестве современных композиторов. (Слайд 11) Давайте познакомимся с песней В. Локтева на слова О. Высоцкой «Песня о России». Прочтите ее и скажите, если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы на эти слова?

- Ответы уч-ся: мелодичную, напевную, светлую, задушевную, плавную, свободолюбивую…

- А теперь мы ее послушаем и поделимся своими впечатлениями. (Слайд 12)

- Какой образ России создают авторы в песне?

(Рассуждения учащихся и разучивание слов песни)

- У каждого свое понимание Родины: это и милые сердцу уголки природы, и отчий дом, и колыбельные песни мамы, место, где человек родился и вырос.


Все проходит. Остается Родина.

То, что не изменит никогда.

С ней живут любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь…

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут грядущие пути,

Но светлей и чище слова “Родина”,

Людям никогда не обрести.


IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 13)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока музыки по теме: "Вокальная музыка. Россия, Россия нет слова красивей..."

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока на тему  "Древнейшая песнь материнства" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-drievnieishaia-piesn-matierinstva"
    ["file_id"] => string(6) "236810"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444154644"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект метапредметного  урока музыки "Когда человек счастлив""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-muzyki-koghda-chieloviek-schastliv"
    ["file_id"] => string(6) "314545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459705556"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект открытого урока в «Хоровом классе» "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-otkrytogho-uroka-v-khorovom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156861"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421499997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства