А теперь садитесь, крепко обнимитесь, поздоровайтесь друг с другом.
И сели ровненько. Когда сегодня вы друг на друга посмотрели, вы все друг друга узнали? Или есть среди вас незнакомые лица? Вы все друг дружку знаете? Я думаю, что не все. К нам пришли еще ученики. Давайте познакомимся. Я предлагаю украсить наше осеннее дерево. (Дети выходят и приклеивают листочек с Ф.И. На счет «Раз» каждый скажет свое имя.
Я думаю, что все сегодня очень хотели в школу, шли с большим волнением, бежали так радостно в школу. Почему вы волновались? Почему так радостно бежали в школу? (Ответы детей)
Поэтому на первом уроке я разрешила садиться кто с кем хочет.
Сегодня необычный урок. Он посвящен еще одному празднику, который отмечается 1 сентября. Ваша задача – отгадать ключевое слово.
/Ребус/
,
,, 3
1 3 2
М И Р
- 1 сентября – День знаний
- 1 сентября – День мира.
- Что такое мир? (Ответы детей)
- Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь: (Видеоурок - фрагмент)
1. МИР – Вселенная,
планета,
земной шар, а также население, люди земного шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;
тишина, покой;
соглашение о прекращении войны.
А теперь давайте наполним ларец Мира понятиями, которые отражают их представление о мире. (СЛАЙД 1«Ларец Мира»)
- Формулируют тему урока. (СЛАЙД 2 «Мир –высшая ценность»). Наш урок проходит под девизом: «Мир детям мира». Объясните смысл этого выражения.
- А вот какие пословицы сочинил наш народ.
- Прочитайте и объясните смысл пословицы.
Пословицы: Мир строит, война разрушает. (СЛАЙД 3)
Мир на планете – счастливы дети.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Худой мир лучше любой ссоры.
- Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. /Война/.
- Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни людей. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить?
-После Великой Отечественной войны прошло 70 лет. Но уже за это время в разных уголках нашей планеты бушевало более 100 войн.
- Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные, безответственные).
- А можно ли избежать военных действий? Как? (Надо ответственно относится к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)
- Часто войны возникают из-за непонимания разных сторон или когда одна страна вмешивается в решение спорных вопросов другой страны, что совершенно недопустимо.
-Посмотрите на картины о войне и о мирной жизни. (СЛАЙД 4)
- Какие краски использовал художник, чтобы передать ужас и страдание, которые испытывают люди во время войны? (Мрачные, темные).
- А для изображения мирной жизни? (Светлые, яркие, сочные)
- Почему? (Эти краски выражают добрые чувства, хорошее настроение. Ведь без мира в масштабном понимании нет мира и в душе.)
- Не всегда краски используют для передачи чувств и настроения. Иногда цвет что-то символизирует, т. е. является символом чего-то.
Что такое СИМВОЛ? /Условный знак/.
- На уроке окружающего мира мы говорили о символах нашего государства. Назовите их. (Флаг, Герб, Гимн).
- Как выглядит наш Флаг?
- Эти цвета появились не случайно.
БЕЛЫЙ цвет означает мир, чистоту совести,
СИНИЙ цвет – небо, верность и правду,
КРАСНЫЙ цвет – храбрость, символ жизни.
-А что является символом мира? (СЛАЙД 5)
Загадка:
Это птичка-невеличка,
В городах живет.
Крошек ей насыплешь-
Воркует и клюет. (Голубь)
-И не просто голубь, а белый голубь. Почему?
-Предлагаю вам изготовить из бумаги таких голубей. (Практическую работу выполняют под песню «Мир детям»
/Работа в парах: дети по трафаретам вырезают голубей/
-Давайте запустим наших символических голубей в наше мирное небо. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войн.
(Дети прикрепляют на магнитную доску голубей) (СЛАЙД 6)
- Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.
Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир»
- Как вы понимаете эти слова?
- Вы молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем многое на земном шаре будет зависеть.
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Пусть будет мирным небо над Землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется!
Итог урока:
Взяться всем за руки, показав тем самым, что сила каждого в общем единении и дружбе.