I.Орг. момент II.Сообщение темы первой части урока III. Работа по теме урока Физкультминутка IV. Работа по второй теме урока Итог урока Домашнее задание |
- Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку: Без пути и без дороги Ходит парень длинноногий, В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. - В первой части урока мы будем говорить о дожде. - Послушайте отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье». Дождик, дождик, что ты льешь? Льешь и дни и ночи. Ждали мы тебя, но все ж Надоел ты очень! В гнездах птенчики пищат, Плачут окон стекла, Невозможно выйти в сад – Вся земля промокла... Даже речка в берега Стала не вмещаться, По оврагам и лугам Стала разливаться... - Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или веселое? - Почему грустное настроение?
-А всегда ли дождь вызывает грустное настроение? Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора... - Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?(Сл№1) - А как дождик попадает в тучу? -Если мы поставим стакан с водой в теплое место,то через некоторое время вода испариться - То же происходит и на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения. -Что же происходит с водой в небе? -Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако. На доску прикрепляется карточка со словом облако. – Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча. На доске появляется слово туча. – Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем. Вывешивается карточка со словом дождь. – Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки. Учитель показывает опыт. Опыт № 1 Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце. Учитель поясняет детям все действия: – Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь. – Туча, туча, что несешь? Отвечает туча... - Вот так появляется дождь. Давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи на с. 92. Дети читают. Что такое туча? Это темное, густое облако. Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь. – Что же такое туча?
- Из чего состоят тучи? - Почему они падают на землю и что из них образуется?
Дождик, дождик, Дождик, лей! Нам с тобою веселей! Не боимся сырости, Только лучше вырастем. -Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?
- Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями. в учебнике на с. 92 – Почему так назвали дожди? Прочитайте.
- Какие из названных дождей вы наблюдали? Отгадайте, о каком дожде идет речь?(Сл№2) Всю малину исхлестал, Всю черемуху! Наклонил он ветки груш. Нужен саду свежий душ, Но зачем так сильно лить, Набок яблоню валить? -Правильно. Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов. Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь?
- Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе? Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. - Правильно, ветер. О нем пойдет речь во второй части нашего урока. - Что такое ветер? - А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке. Учитель показывает опыты. Опыт № 2 - Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? - А откуда он взялся? - Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть. Опыт № 3 Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух. - Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.
- А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха. Дети читают текст учебника на с. 93. Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер. - Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.(сл№3) - Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество. Дети рассматривают рисунки в учебнике. – Еще в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед. Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных – теплее. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы. Вот такую помощь оказывает ветер. Какой же бывает ветер? Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер. Дети работают со с. 93 учебника.
- Почему идет дождь и дует ветер? (Сл№4) Что интересного вы сегодня услышали, узнали? Какие открытия вы для себя сделали? | - Дождь. - Грустное - Дождь льет день и ночь. Надоел он. – Холодно. В гнездах пищат птенчики. Земля промокла, нельзя гулять. – Речка вышла из берегов, разлилась по лугам и оврагам - Нет. -Он льет из тучи - Не знаем. - Дождь! - Темное, густое облако. Из тяжелых капель воды. Капельки тяжелые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.
-Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.
Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льет как из ведра. – Ситничек – мелкий дождь, как из сита. – Косой дождь, или косохлест. - Ливень. Сначала образуется густое облако. Потом оно превращается в тучу, которая состоит из тяжелых капель воды. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. - Ветер. - Это движущийся воздух. Ветерок. - Мы заставили рукой двигаться воздух. - Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место. Валит деревья. – Обрывает провода. – Срывает крыши домов. Сильный, холодный, порывистый, слабый. |