Учитель: Ребята, сейчас вы прочитаете стихотворение и подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор на классном часе. (1 слайд)
Их много, их море, их просто не счесть: Учитель, строитель, врач, тракторист, Пожарный, художник и программист, Фотограф, шахтёр, архитектор, поэт,
Инженер, парикмахер, разносчик газет… Их много, их море, их просто не счесть! Все важные в мире профессии есть!
Дети: Разговор у нас будет о разных профессиях.
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.
- Поиграем в игру «Закончи пословицу».
Посмотрите на экран (2 слайд). Здесь записано начало пословиц. Вам надо их продолжить.
Кто не работает, …. (тот и не ест).
Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи).
Труд человека кормит, … (а лень портит).
Кто любит труд, … (того люди чтут).
Без труда не вытащишь … (и рыбку из пруда).
В труде рождаются … (герои).
Учитель: Молодцы! Следующее задание: Составьте пословицу из данных слов. (3 слайд)
СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ
Дети: Землю красит солнце, а человека труд. (4 слайд)
Учитель: Объясните смысл этой пословицы.
Ученик: Труд дает средства к существованию. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды человеческого труда.
Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и энергичным, выглядит подтянутым. «Землю красит солнце, а человека труд» - такая поговорка ходит в народе.
2. Продолжение беседы
Учитель: Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Дети: Нет.
Учитель: Правильно, сначала надо учиться в школе, потом в институте или в других учебных заведениях.
Что же такое профессия? Вот какое толкование дается в толковом словаре
ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений. (5 слайд)
Учитель: Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажисловечко». Я начинаю фразу, а вы заканчиваете.
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит … (машинист)
Пашет в поле … (тракторист)
Самолётом правит … (лётчик)
Клеит книжки … (переплётчик).
В школе учит нас … (учитель).
Столы делает … (столяр).
Песни нам поёт … (певец).
Торговлей занят … (продавец).
На станке ткёт ткани … (ткач).
От болезней лечит … (врач).
Красит стены нам … (маляр).
Лекарства выдаст нам … (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне … (пекарь).
Нарисует нам … (художник).
Сапоги сошьёт … (сапожник).
Нам печку сложит на зиму … (печник).
Обслужит в поезде нас … (проводник).
Потушит в миг пожар … (пожарный.
На Крайнем Севере работает … (полярник).
С другого языка переведёт … (переводчик).
Исправит кран … (водопроводчик).
Часы чинит … (часовщик).
Грузит краном … (крановщик).
Рыбу ловит … (рыбак).
Служит на море … (моряк).
В машине возит груз … (шофёр).
Хлеб убирает … (комбайнёр).
В доме свет провёл … (монтёр).
В шахте трудится … (шахтёр).
В жаркой кузнице … (кузнец)
Кто всё знает – молодец!
3. К нам в класс почтальон принёс телеграммы от людей различных профессий. Вам надо их прочитать и догадаться, кто их прислал.Посмотрите на экран (6 слайд), давайте их прочтем и назовём профессию человека, от кого эта телеграмма.
а) Я науки изучил,
Землю словно приручил.
Знаю я, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Я знаток в краю родном
И зовусь я …. ( от агронома.)
Учитель: А кто такой агроном?
Дети: Агроном, специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий всесторонними знаниями преимущественно в области земледелия. (7 слайд)
Учитель: Читаем следующую телеграмму (8 слайд)
б) Моя работа в глубине, на самом дне.
Моя работа – в темноте и тишине.
Но кто же я, ответь-ка на вопрос:
Не космонавт, а всё хожу средь звёзд. (от водолаза.)
Учитель: А кто такой водолаз?
Дети: водолаз - профессионал, работающий под водой в водонепроницаемом костюме.
4. Учитель: (работа в парах) (9-11 слайд)
- Поиграем с вами в игру «Рассыпалось слово».
У вас на столе лежит карточка с буквами. Вам нужно составить из них слова, обозначающие профессии.
- Какие получились слова? (логопед)
Учитель: Правильно! А кто такой логопед?
Ученик: Логопед - специалист по логопедии, исправляющий дефекты речи у человека.
Учитель: Второе слово? (окулист)
Окулист - специалист по глазным болезням.
Учитель: Третье слово? (адвокат)
Адвокат – человек, защищающий интересы граждан в суде. Одна из древнейших профессий.
5. Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А теперь я буду читать вам пословицы и поговорки, а ваша задача - отгадать, о каких профессиях идёт в них речь.
Куй железо, пока горячо. (Кузнец)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак)
Не игла шьёт, а руки. (Швея)
Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник.)
Корова черна, да молоко у неё бело. (Доярка.)
На охоту ехать – собак кормить. (Охотник.)
6. Учитель: Предлагаю вам по картинкам узнать название профессии. (12-23 слайд) (дети, которые накануне получили стихи об этих пофессиях, читают их)
Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда.
Если у собаки жар Нужен ей ветеринар. Он поможет излечиться Даже тигру и волчице.
Письма, телеграммы и газеты Он разносит в срок по адресам. Новости со всех концов планеты Почтальон всегда доставит вам.
Быть учителем – призванье. Нужно так детей любить, Чтобы душу и старанье Без остатка им дарить. Быть примером подражанья, Интересно объяснять, Чтоб имели все желанье На уроках отвечать.
Утром солнце светит ярко, Молочко несёт доярка. Тёплое, коровье, Детям на здоровье.
Все деревья садовод И подвяжет, и польет. Весь в цветенье сад весенний Над землею поплывет. Будут вишни и варенье, Будут джемы и компот.
Это – дом для разных книжек,
Ждут тебя давно они.
Подойди скорей поближе,
В гости к книжкам загляни.
Здесь порядок, как в аптеке.
Полки выстроились в ряд.
Возле них – библиотекарь,
Он всегда нас видеть рад.
Самая крупная в мире Библиотека Конгресса США находится в столице США. Она появилась в 1800-ом году в американской столице (г. Вашингтон). Спустя четырнадцать лет она сгорела вместе с книгами. Её восстановили, и в 1865-м году библиотека уже была четвёртой в Америке. (24 слайд)
Сейчас Библиотека Конгресса находится в трёх зданиях, которые между собой соединены подземными ходами
Самая большая библиотека в России — Российская государственная библиотека (в прошлом Государственная библиотека СССР имени Ленина В.И., была переименована в январе 1992 года) — одна из самых крупных библиотек в мире. (25 слайд)
7. Учитель: А сейчас игра на внимание.
Весёлая компания,
Удвой своё внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет … (трубочист)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут … (пекари)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый … (повар)
Арий, опер сочинитель
Называется … (композитор)
На заводах по три смены
У станков стоят … (рабочие)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой … (учитель)
Посадил уж сотни роз
В городском саду … (садовник)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш … (укротитель)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, … (пастух)
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный … (учитель)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, … (дворник)
Ходят по клеточкам конь и ладья –
Ход свой победный готовит … (шахматист)
Складки, карманы и ровненький кант –
Платье красивое сшил … (портной)
Под куполом цирка в опасный полёт
Отправился смелый и сильный … (гимнаст)
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром … (лесник)
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!(26 слайд)
Учитель: Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Каждое утро ваши родители идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Вы сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд, и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус ! Я думаю, когда вы вырастите, то выберете ту профессию, которая будет не только приносить вам хороший заработок, но и радость!
Наш классный час подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Мы ещё не раз будем с вами говорить о выборе профессий. Ведь выбор будущей профессии – это очень важное дело для каждого из вас.
8. Итоги классного часа
Использованная литература:
1. Мазнин И. 500 загадок для детей. – М. :ТЦ«Сфера», 2002
2. Педсовет плюс . 2005. № 8.
3. Агеева И. Д. Весёлые загадки – складки и загадки – обманки для всех школьных праздников.-М.: ТЦ «Сфера», 2002
4. Думанская С. Н. Классные часы.-Х.: Изд. группа «Основа», 2008