Цель:Сформировать представление о понятиях «угол», «вершина угла», «стороны угла», «тупой угол», «прямой угол», «острый угол», научить построению различных видов углов с помощью линейки и треугольника, через практическую деятельность учить делать выводы.
Задачи:
Образовательная: организовать исследование углов геометрических фигур;
совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающая: развивать математическую речь, внимание, логику мышления, практические навыки работы при определении вида угла.
Воспитательная: прививать стремление к познанию нового, интерес к математической науке.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, модели углов, треугольник, линейка, конверты с раздаточным материалом для творческой работы, презентация.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации:
1) Урок в игровой форме.
2) Индивидуальная, фронтальная работа детей, работа в парах.
3) Самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Поделитесь, что вы ждете от урока? Что вы пожелаете друг другу?
Вы еще учитесь, но вас уже можно назвать знатоками, потому что вы уже много знаете и умеете. И сегодня вам предстоит ответить на многие вопросы, как подобает знатокам, а также узнать что-то новое, ведь человек живет пока учиться и познает что-то новое.
II. Актуализация знаний. Повторение изученного.
Тему урока вам подскажет кроссворд. Кроссворд «Геометрический».
1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).
3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).
4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).
Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол).
III. Сообщение темы и целей урока:
Сформулируйте тему урока и поставте задачи, которые нужно решить на уроке.
- На уроке мы познакомимся с разными видами углов, их свойствами, научимся их не только узнавать, но и строить, научимся обозначать углы буквами.
IV. Работа над новым материалом.
- Подумайте, какие инструменты нам понадобятся на уроке? (линейка, треугольник, карандаши)
- На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой О. Проведите из точки О два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом.
-Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).
- Сформулируйте определение.
Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, выходящих из этой точки, называют углом.
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
- Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины.
Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?
- В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Чтобы этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ.
- Как называются лучи выходящие из точки? (Стороны.) Сформулируйте определение и покажите стороны на рисунке. Лучи, образующие угол, называются сторонами. Лучи АО и ОВ – стороны угла.
Практическая работа.
Построение модели прямого угла.
- Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).
- Сколько углов получилось? (Четыре).
- Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).
- На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.
(Ученики находят прямые углы на различных предметах, а также используя модели углов. Раздаются листочки с начерченными на них лучами и предлагается провести новые лучи так, чтобы образовались прямые углы. Учащиеся строят их при помощи модели прямого угла и при помощи чертежного треугольника.)
- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.
Задание: Используя модель прямого угла, найди на рисунке прямые углы и выпиши их номера. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу).
С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами. (Выполняется взаимопроверка в парах).
Виды углов.
- На рисунке видно, что бывают и другие углы не прямые. Каким цветом выделен угол больше прямого? Меньше прямого? Значит, углы можно сравнивать по величине. Каждый из углов имеет своё название.
Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.
V. Физминутка.
VI. Первичное закрепление.
- Возьмите острый и прямой углы. Можно ли острый угол расположить внутри прямого? Покажите.
- Возьмите тупой и прямой углы. Можно ли тупой угол расположить внутри прямого? Покажите. А прямой внутри тупого? Покажите.
- Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике). Работа в тетради.
- Начертите в тетради острый и тупой угол, подпишите их. Острый угол заштрихуйте зелёным карандашом, а тупой угол синим.
- Чем похожи и чем различаются эти углы? (Похожи: есть вершина, две стороны.
Различаются: один больше, другой меньше прямого угла; разные названия).
- С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала «на глаз», потом проверить с помощью угольника.
- Где можно встретить углы в окружающем нас мире? (угол доски, уголок платочка, книжки, угол стола, полочки, угол в комнате и т.д.) Угол важная фигура. Углы окружают нас и в повседневной жизни. Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.
- Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.
VII. Итог урока. Рефлексия. «Сегодня я узнал».
- В начале урока мы ставили задачи. Мы их выполнили? Давайте проверим. Игра «Проверь себя». А теперь посоветуйтесь в парах и разукрасьте свой уголок .
- Если урок понравился, то зелёным цветом, если не очень – жёлтым, а если не понравился, то синим .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Угол. Виды углов." »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69
Учитель начальных классов
ПАРФИРОВА ВЕРОНИКА
АЛЕКСАНДРОВНА
Г.УЛЬЯНОВСК
цель: Сформировать представление о понятиях «угол», «вершина угла», «стороны угла», «тупой угол», «прямой угол», «острый угол», научить построению различных видов углов с помощью линейки и треугольника, через практическую деятельность учить делать выводы.
Задачи:
Образовательная: организовать исследование углов геометрических фигур;
совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающая:развивать математическую речь, внимание, логику мышления, практические навыки работы при определении вида угла.
Воспитательная: прививать стремление к познанию нового, интерес к математической науке.
ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, модели углов, треугольник, линейка, конверты с раздаточным материалом для творческой работы, презентация.
Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации:
1) Урок в игровой форме.
2) Индивидуальная, фронтальная работа детей, работа в парах.
3) Самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Поделитесь, что вы ждете от урока? Что вы пожелаете друг другу?
Вы еще учитесь, но вас уже можно назвать знатоками, потому что вы уже много знаете и умеете. И сегодня вам предстоит ответить на многие вопросы, как подобает знатокам, а также узнать что-то новое, ведь человек живет пока учиться и познает что-то новое.
II. Актуализация знаний. Повторение изученного.
Тему урока вам подскажет кроссворд. Кроссворд «Геометрический».
1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).
3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).
4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).
Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол).
III. Сообщение темы и целей урока:
Сформулируйте тему урока и поставте задачи, которые нужно решить на уроке.
- На уроке мы познакомимся с разными видами углов, их свойствами, научимся их не только узнавать, но и строить, научимся обозначать углы буквами.
IV. Работа над новым материалом.
- Подумайте, какие инструменты нам понадобятся на уроке? (линейка, треугольник, карандаши)
- На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой О. Проведите из точки О два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом.
-Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).
- Сформулируйте определение.
Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, выходящих из этой точки, называют углом.
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
- Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины.
Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?
- В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Чтобы этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ.
- Как называются лучи выходящие из точки? (Стороны.) Сформулируйте определениеи покажите стороны на рисунке. Лучи, образующие угол, называются сторонами. Лучи АО и ОВ – стороны угла.
Практическая работа.
Построение модели прямого угла.
- Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).
- Сколько углов получилось? (Четыре).
- Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).
- На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.
(Ученики находят прямые углы на различных предметах, а также используя модели углов. Раздаются листочки с начерченными на них лучами и предлагается провести новые лучи так, чтобы образовались прямые углы. Учащиеся строят их при помощи модели прямого угла и при помощи чертежного треугольника.)
- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.
Задание: Используя модель прямого угла, найди на рисунке прямые углы и выпиши их номера. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу).
- С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами. (Выполняется взаимопроверка в парах).
Виды углов.
- На рисунке видно, что бывают и другие углы не прямые. Каким цветом выделен угол больше прямого? Меньше прямого? Значит, углы можно сравнивать по величине. Каждый из углов имеет своё название.
Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.
V. Физминутка.
VI. Первичное закрепление.
- Возьмите острый и прямой углы. Можно ли острый угол расположить внутри прямого? Покажите.
- Возьмите тупой и прямой углы. Можно ли тупой угол расположить внутри прямого? Покажите. А прямой внутри тупого? Покажите.
- Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике). Работа в тетради.
- Начертите в тетради острый и тупой угол, подпишите их. Острый угол заштрихуйте зелёным карандашом, а тупой угол синим.
- Чем похожи и чем различаются эти углы? (Похожи: есть вершина, две стороны.
Различаются: один больше, другой меньше прямого угла; разные названия).
- С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала «на глаз», потом проверить с помощью угольника.
- Где можно встретить углы в окружающем нас мире? (угол доски, уголок платочка, книжки, угол стола, полочки, угол в комнате и т.д.) Угол важная фигура. Углы окружают нас и в повседневной жизни. Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.
- Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.
VII. Итог урока. Рефлексия. «Сегодня я узнал».
- В начале урока мы ставили задачи. Мы их выполнили? Давайте проверим. Игра «Проверь себя». А теперь посоветуйтесь в парах и разукрасьте свой уголок .
- Если урок понравился, то зелёным цветом, если не очень – жёлтым, а если не понравился, то синим .