kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики . Тема: "Угол. Прямой угол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен к конкурсу "Учитель года -2014г." по программе Л. Г. Петерсон "Школа 2100". Соответствует ФГОС. Тип урока - "Открытие" нового знания. В конспекте представлены УУД, которые формируются у учащихся, разнообразные формы работы, преимущественно ориентированные на практическую деятельность учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики . Тема: "Угол. Прямой угол" »

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: Угол. Прямой угол.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Целевые установки урока:

1.Предметные результаты:

- знакомятся с понятиями "угол", "прямой угол", выделяют основные части угла - вершину, стороны;

- учатся различать углы, находить их в различных геометрических фигурах, строить их при помощи угольника, обозначать и читать углы;

2.Метапредметные:

Познавательные УУД

Общеучебные:

- развиваем умение распознавать и изображать новую геометрическую фигуру угол, прямой угол;

- развиваем умения применять полученные математические знания для решения учебно – практических задач;

- развиваем вычислительные навыки, выполняем мыслительные операции анализа и синтеза, делаем умозаключения, развиваем пространственное воображение, математическую речь, интерес к математике.

Коммуникативные:

- развиваем умение работать в команде разного наполнения: в паре, целым классом;

Личностные

нравственно - этическая ориентация:

- воспитание бережного отношения к природе.



Оборудование:

- учебник; тетрадь;

- треугольники; линейка

- 2 листа в клетку;

- цветные карандаши;

- карточки со словами - математическими терминами;

- набор геометрических фигур (многоугольники);

- тесты для каждого ученика;

- дополнительный материал к уроку;

- мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер);

- индивидуальные карточки самоанализа деятельности на уроке для учащихся (рефлексия).

















Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотива-

ция и стимулиро

вание деятельнос

ти учащихся


Настроить на работу, мотивация на познаватель-ный процесс.

Здравствуйте, ребята!

Прошу вас занять свои места.


Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.


- Сегодня на урок математики к нам в гости прилетели птицы.


- Каких птиц мы можем встретить зимой?


- Птички принесли нам интересные задания и постараются нам помочь с ними справиться.

- При выполнении заданий вы будите сами оценивать свою работу. Перед вами лист - самооценки.

Если вы хорошо справитесь с заданием - обведёте улыбающийся смайлик, если задание вызвало затруднение, было сложно выполнить его, то обведёте грустный. Поднимите ладошки, кто понял как мы будем работать с этим листком?



Настраиваются на урок.








Говорят, что зимующие птицы- синички, воробьи, снегири, сороки и т.д.







Поднимают руки.

Познавательные УУД


(Общеучебные)








Познавательные

(Общепознаватель

ные)






Коммуникативные

УУД

(Умение слушать и слышать)

2.

Актуализа-

ция знаний

Развитие умения работать с математическими понятиями, терминами, классифи-кацией математических записей, развитие умения решать задачи, работать с разрядными единицами числа, составом числа, формирова-ние развития внимания, речи.

- Отгадаем загадку:

Чик - чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? ( Воробей)


(Появляется картинка с воробьём)


Математический диктант


Я читаю задачи, вы внимательно слушаете, решаете и записываете только ответы через запятую в строку.

(Пишут в строку ответы)


  • На проводе сидели 12 воробьёв. 8 воробьёв улетели. Сколько воробьёв осталось сидеть на проводе? (4)


● У школы висит 8 кормушек, а в парке на 6 больше. Сколько кормушек в парке? (14)

  • На берёзе две синички

продавали рукавички.

Прилетели ещё пять.

Сколько будут продавать? (7)



  • На уроке математики Маша за окном сосчитала 17 ворон, а синиц на 6 меньше. Сколько синиц сосчитала Маша? (11)

Дети увидели на берёзе 14 галок. К ним прилетели 4 вороны. Сколько птиц стало на берёзе? (18)


4, 14, 7, 11, 18


Проверим. (Ответы на экране)

- Прочитаем числа в порядке увеличения.


( 4,7, 11, 14, 18, )


- На какие группы можно разделить эти числа?

- Назовите двузначное число, которое можно заменить суммой двух одинаковых слагаемых.

( 14, 18)

- В нём разность числа единиц и числа десятков равна 7. (Это 18)

- Что мы можем рассказать об этом числе?

(Содержит 1 десяток, 8 единиц; чётное, двузначное, можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 18 = 10+8, сегодня 18 день декабря)

- Назовите предыдущее и последующее числа (17, 19)


Молодцы. Воробышек предлагает вам оценить себя, как вы работали.





(Лист самооценки, обводят знак)

Фронтальная работа.









































Решают устно задачи, записывают ответы, классифицируют числа по группам по разным признакам, решают учебную задачу - найти нужное число по его характеристике.




(четные - нечетные, однозначные -двузначные)





Самооценка работы.

Познавательные УУД

(Логические)





Познавательные УУД


(Общеучебные)



Коммуникативные

(Умение слушать и слышать)

























Познавательные УУД


(Логические)






















Регулятивные УУД

(Самооценка)


3.

Постановка целей урока.



































































4.

«Откры-тие" нового знания

Целеполага-ние, знакомство с новыми понятиями





































































Знакомство с новыми математичес-кими понятиями, выполнение практичес-кой работы по построению прямого угла


А вот к нам и следующий гость пожаловал.

Загадка:

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом тут как тут!

(Снегирь)


-Ребята, а какое время года сейчас? ( Зима)

Легко ли птицам найти корм , там где много снега?

Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. Как мы можем им помочь?

( Построить кормушки)


(Появляются кормушки)

Поднимите ладошки, кто хотел бы помочь птицам, построить для них кормушку?

-Снегирь просит вас внимательно рассмотреть кормушки и ответить на вопрос: "Какие геометрические фигуры использовали для построения кормушки?"


(




Какую кормушку нам легче всего построить? (Выбираем)


Посмотрите на экран. Назовите номера геометрических фигур, которые не использованы при строительстве кормушки.

(2, 4)







Как можно назвать все эти геометрические фигуры (1, 3 ,5) одним словом?


(Многоугольники)

Почему они называются многоугольники?

( По наличию в них углов)


- Сегодня на уроке мы и познакомимся поближе с новой геометрической фигурой. Как вы думаете, с какой? (Угол)

Правильно.


Тема нашего урока: Угол. Прямой угол.

( Открываю таблички на доске)


- Что вы можете узнать об углах на уроке?

(Что такое угол и угол бывает прямой)


-Какие задачи нашего урока?


-Сегодня мы познакомимся с понятиями "угол", "прямой угол", научимся выделять части угла, обозначать и читать углы, находить их в различных геометрических фигурах, строить углы при помощи угольника.


- Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите примеры, где можно найти углы вокруг нас? Посмотрите, где вы увидели углы в нашем классе?


- Как вы думаете, люди каких профессий чаще всего встречаются с углами?


- А в изготовлении кормушки нам понадобятся знания об углах?


-Давайте научимся строить эту геометрическую фигуру.


Практическая работа


(У каждого ученика на парте 2 листа в клетку, цветные карандаши, линейка-угольник.)


- Отметьте на листе бумаги точку О и проведите два луча из точки О.


А


О


В

- Какая геометрическая фигура получилась? (Угол)


Сколько лучей образовали угол? (Два)


Из одной ли точки берут они начало? (Да)

Значит у лучей общее начало.


Посмотрите, у нас 2 луча с общим началом разбили плоскость на две части. Каждая из этих частей называется угол.


-Угол, с которым мы будем работать, будем отмечать дугой.

В математике используют в записи угла знак "‹".

- Каждый угол имеет своё имя, название .

- Прочитайте его название.


Называть угол можно по - разному. (Показываю угол и называю его)


Это угол АОВ, ВОА или угол О.


Записывают угол так:

О








При обозначении угла тремя латинскими буквами вершина записывается в середине.


Прочитайте, как называется точка О?

( По щелчку открывается строка)


Прочитайте, как называются лучи ОА и ОВ?

( По щелчку открывается строка)


Покажите вершину угла.

Покажите и назовите стороны угла.



- Прочитайте его название.




Оцените себя, как вы справились с заданием.


Предполагают тему урока и цели. Классифицируют фигуры, находят неизученную геометрическую фигуру, выполняют практическую работу по построению угла, знакомятся с понятием "угол".









(Прямоугольник, треугольник, квадрат)






















































Отвечают на вопросы.


Профессии называют: конструктор, инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, портной и т. д.

























Самооценка работы. Определяют названия углов, знакомятся с вершиной и сторонами угла, учатся записывать названиеугла.
















Точка О – вершина угла.



Лучи ОА и ОВ- стороны угла.










Это угол АОВ, ВОА или угол О.


Это угол АОВ, ВОА или угол О.


Познавательные УУД

(Общепознаватель

ные)








Личностные УУД (Нравственно - этическая ориентация).




Коммуникативные

(Умение слушать и слышать, выражать свои мысли)



Познавательные УУД

(Общеучебные)

















Познавательные УУД

(Логические)










Познавательные УУД

(Логические)









Познавательные УУД (Общеучебные)







Регулятивные УУД (Целеполагание)





Коммуникативные

УУД (Умение выражать свои мысли, умение слушать и слышать)


Познавательные

Общеучебные УУД (Общепознаватель

ные)









Познавательные УУД

(Знаково - символические, моделирование)






















Познавательные УУД (Общепознаватель

ные, Общеучебные)


Коммуникативные (Умение слушать и слышать)


Познавательные УУД

(Общеучебные, знаково - символические)















Коммуникативные УУД

(Умение слушать и слышать)













Регулятивные УУД

(Самооценка)




5.


Первичное закрепление с проговари

ванием во внешней речи

















































4.

Открытие нового знаниянового знания (продолже-ние).

Учатся обозначать углы, объясняют происхожде-ние названий геометричес-ких фигур.


















































Выполнение практичес-кой работы по построению прямого угла ,нахождение прямого угла в геометрических фигурах.

(На доске изображения углов).

Посмотрите, прилетел...(свиристель)

У него для вас задание.



М

К



О В О К

- Запиши обозначения каждого угла разными способами.


Прочитай эти обозначения.

- ( Покажите угол и запишите обозначение)


(Выходят к доске показывают и записывают названия углов, а учащиеся в тетрадях)

Оцените свою работу на листочке.



Ребята, отгадайте:


Ей на месте не сидится

Это бойкая ....(синица).



Синичка предлагает нам игру:


"Им угол имя подарил" (на экране рисунки многоугольников).




Четырёхугольник


Треугольник Многоугольник




Прямоугольник


Шестиугольник пятиугольник


- Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры.

- Что общего в названиях фигур? Почему первая часть у слов разная?

Обратим внимание на прямоугольник. Как его ещё можно назвать?


- Углы бывают разные. Сейчас мы

познакомимся с самым главным из углов.


Практическая работа


Возьмите второй лист бумаги в клетку.

Сложите его пополам, а потом ещё раз пополам.


(на доске план работы)


Обведите линии сгиба красным карандашом.


- На сколько частей прямые разделили плоскость? (на четыре)

- Сколько углов образовали эти прямые? (четыре)

- Это особенные углы. Как они называются, вы догадались? (ответы детей)


- Это прямые углы. Сколько прямых углов образовали эти две прямые? (четыре)


- Заштрихуйте один прямой угол.

- Если две прямые пересекаются и образуют прямой угол, то они называются по особенному.


- Обратимся к учебнику стр. 38. Работаем с правилом.

- Самостоятельно прочитайте и найдите, как называются эти прямые. Название сложное запомните его.


Эти прямые - Перпендикулярные.


- Попробуйте произнести это слова друг другу.


(Открываю название)


ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ

ПРЯМЫЕ







Оцените себя.


Определяют названия углов, учатся записывать название угла.

(Угол КОВ, ВОК, О)

(Угол ОМК, КМО, М)





















Работают с геометрическими фигурами, объясняют названия фигур.




















Многоугольник












Выполняют практическую работу. Знакомятся с понятием "прямой угол", "перпендикуляр-ные прямые"





Прямые углы.
















Самооценка работы

Познавательные УУД

(Знаково-символические)















Регулятивные УУД

(Самооценка)










Познавательные УУД


(Общеучебные, логические)




























Познавательные УУД

(Общепознаватель

ные, общеучебные)











Познавательные УУД

(Знаково - символические, моделирование)















Познавательные УУД

(Общеучебные)















Регулятивные УУД (Самооценка)





6.

Физкульт-минутка.


Снятие напряжения

Проговариваю и показываю движения, дети повторяют за мной.

Выполняют движения.


7.

Открытие нового знания (продолже-ние).

Выполнение практичес-кой работы по нахождению прямого угла, построению прямого угла с помощью треугольника.

- Посмотрите, где в классе мы увидим прямые углы?

- Как вы определяли это? ( На глаз)


- Измеряя на глаз, мы можем ошибаться.

- Раньше прямые углы определяли с помощью специального приспособления.


Страничка "Это интересно"

(На доске иллюстрация прибора астролябия, который использовали для измерения углов)


- Подумайте, какой инструмент может нам помочь найти или построить прямой угол?

(угольник)

-Сейчас для этого используют линейку-угольник.


- Возьмите угольник. Найдите на нём прямой угол. Покажите его. Попробуйте вложить прямой угол угольника в заштрихованный вами угол.


(Показываю как это надо сделать)


Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.


Учитель показывает.


- С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами.



Практическая работа







Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах.


Оцените, как вы справилисьс заданием.




Определяют прямые углы с помощью треугольника.




















Строят прямые углы . Взаимопроверка в парах.













Самооценка выполненной работы







Познавательные УУД

(Общепознаватель

ные)




Коммуникативные УУД

(Умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли)






Познавательные УУД (Знаково - символические, моделирование)









Познавательные УУД

(моделирование)












Регулятивные УУД

(Самооценка)


8.

Повторение, включение новых знаний в систему знаний

Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятельности.

Работа в парах


Найдём прямые углы с помощью угольника.

(Выполняют задания на карточках зелёного цвета, где изображены углы)

1 ряд




Карточка 1



Найдите прямые углы с помощью угольника. Отметьте знаком ).


2 ряд


Карточка 2


  • Найдите в геометрических фигурах прямые углы. Обведите номера.






3 ряд


Карточка 3


Найдите в геометрической фигуре прямые углы, обозначьте их знаком ).


2 3




1 4



- Сверим с экраном, как вы выполнили задание. Кто также выделил углы?


Оцените свою работу.


В начале урока мы определились, какую кормушку мы будем строить.


- Посмотрите! На какую геометрическую фигуру будет похоже дно нашей кормушки? (На прямоугольник)


- Сколько прямых углов у прямоугольника?

- Почему такое название получил прямоугольник?(У него все углы прямые)



Работают по группам с заданиями на карточках, находят прямые углы.






















Взаимопроверка выполненных заданий.
























Самооценка выполненной работы.

Коммуникативные

УУД (Планирование сотрудничества, умение слушать и слышать, управление поведением партнёра, разрешение конфликтов)


Познавательные УУД

( Общеучебные)













































Регулятивные УУД

(Контроль, самооценка)

Познавательные УУД

(Общеучебные)

Коммуникативные

УУД

(Умение слушать и слышать)


9.

Решение задачи на нахождение периметра прямоугольника.

Закрепить понятие "периметр фигуры", как его найти.

Чтобы построить кормушку, надо решить задачу.

Задача (на экране)

- Прочитайте её.


Вычислите периметр дна кормушки, если длина стороны равна 4 дм, а ширина 3 дм.

- Прочитайте условие, что надо найти в задаче.

- Что такое периметр? Как будем решать задачу? Запишем решение.


(4+3+4+3=14(дм))

Ответ: Р = 14 дм.


( Появляется кормушка)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед.


- Что мы можем насыпать в кормушку для птичек?

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.


Молодцы! Справились с заданием. Оцените себя за такую трудную работу.

Решают задачу самостоятельно.






Отвечают на вопросы учителя.














Познавательные УУД

(Общеучебные)















Личностные УУД

(Нравственно - этические)




Коммуникативные

УУД (умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли)






Регулятивные УУД

(Самооценка)

10.

Самостоя-тельная работа (тест)

Проверить себя, как усвоены новые знания .

А вот и голубь к нам пожаловал, принёс письмо, а в нём - тест. Вам надо выбрать только один правильный ответ на вопрос и обвести в кружок букву с ответом. Возьмите карточки жёлтого цвета.


Учитель использует тестовые технологии.

(Читаю задание, дети обводят правильный ответ).

- Обведите правильный ответ.


ТЕСТ

  1. Геометрическая фигура,

Образованная двумя разными лучами с общим началом:


а) угол;

б) ломаная;

в) отрезок.


2. Стороны угла – это …

а) отрезки;

б) лучи;

в) прямые.


3. Обведи номера фигур, в которых есть прямые углы.






1 2 3 4

Ответы теста сверяем с экраном.

Оцените себя.


- Наши птички благодарят вас за заботу о них, им уже пора улетать...

Оцените себя, как вы работали с тестом.

Выполняют задания тестового характера индивидуально.














Правильные ответы на экране, сверяют свои ответы в тестах. Самооценка работы.

Познавательные УУД


(Общеучебные)


































Регулятивные УУД (Контроль, самооценка)

11.

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельнос

ти

Способство-вать формирова-нию рефлексии.

Самооценка своей работы, развитие речи, развитие умения анализиро-вать

-Расскажите мне о том, что вам дал сегодняшний урок математики?

Продолжите предложения


  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Я понял…

● Было трудно...


Посмотрите, как вы работали на протяжении всего урока и поставьте себе итоговую оценку за урок.



(Оцениваю работу учащихся на уроке)

Проводят самооценку своей деятельности на уроке, отмечают значок в индивидуальном бланке листа- самооценки.

Делятся своими впечатлениями об уроке.

Регулятивные УУД

(Волевая саморегуляция)



Коммуникативные УУД

(Умение выражать свои мысли)

12.

Домашнее задание

Применение полученных знаний. Развитие самостоятельности.

Задание по выбору: с. 39 №7 или с. 40 № 8


Записывают домашнее задание.

Личностные УУД

(Самоопределение)






















Использованная литература:

1. Петерсон Л. Г. Математика "Учусь учиться". 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в трёх частях. Часть 2. - Изд. 4-е, перераб. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2013. - 112 с.: ил.

2. Петерсон Л. Г. Липатникова И. Г. Устные упражнения на уроках математики, 2 кл. - М.: "Школа 2000...", 2001. - 192 с. , с илл.

2. Методические рекомендации к учебнику Л. Г. Петерсон. "Математика. "Учусь учиться". 2 класс, М.: Ювента, 2011 год.

4. Сайт Образовательной системы " Школа 2100".

5. http://www.proshkolu.ru/
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока математики . Тема: "Угол. Прямой угол"

Автор: Симонова Надежда Валерьевна

Дата: 22.08.2014

Номер свидетельства: 112483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "Перпендикулярность прямой и плоскости" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pierpiendikuliarnost-priamoi-i-ploskosti"
    ["file_id"] => string(6) "151845"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420756287"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока математики на тему "Виды углов" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-vidy-ughlov"
    ["file_id"] => string(6) "108870"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403886848"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока по теме:"Виды углов" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vidy-ughlov"
    ["file_id"] => string(6) "128457"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415518943"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока математики "Угол. Виды углов." "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-matiematiki-ughol-vidy-ughlov"
    ["file_id"] => string(6) "111729"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407841956"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока математики в 5 классе " Углы. Виды углов". "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-5-klassie-ughly-vidy-ughlov"
    ["file_id"] => string(6) "190272"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427128305"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства