1. Мотива- ция и стимулиро вание деятельнос ти учащихся | Настроить на работу, мотивация на познаватель-ный процесс. | Здравствуйте, ребята! Прошу вас занять свои места. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели. - Сегодня на урок математики к нам в гости прилетели птицы. - Каких птиц мы можем встретить зимой? - Птички принесли нам интересные задания и постараются нам помочь с ними справиться. - При выполнении заданий вы будите сами оценивать свою работу. Перед вами лист - самооценки. Если вы хорошо справитесь с заданием - обведёте улыбающийся смайлик, если задание вызвало затруднение, было сложно выполнить его, то обведёте грустный. Поднимите ладошки, кто понял как мы будем работать с этим листком? | Настраиваются на урок. Говорят, что зимующие птицы- синички, воробьи, снегири, сороки и т.д. Поднимают руки. | Познавательные УУД (Общеучебные) Познавательные (Общепознаватель ные) Коммуникативные УУД (Умение слушать и слышать) |
2. Актуализа- ция знаний | Развитие умения работать с математическими понятиями, терминами, классифи-кацией математических записей, развитие умения решать задачи, работать с разрядными единицами числа, составом числа, формирова-ние развития внимания, речи. | - Отгадаем загадку: Чик - чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? ( Воробей) (Появляется картинка с воробьём) Математический диктант Я читаю задачи, вы внимательно слушаете, решаете и записываете только ответы через запятую в строку. (Пишут в строку ответы) ● У школы висит 8 кормушек, а в парке на 6 больше. Сколько кормушек в парке? (14) продавали рукавички. Прилетели ещё пять. Сколько будут продавать? (7) Дети увидели на берёзе 14 галок. К ним прилетели 4 вороны. Сколько птиц стало на берёзе? (18) 4, 14, 7, 11, 18 Проверим. (Ответы на экране) - Прочитаем числа в порядке увеличения. ( 4,7, 11, 14, 18, ) - На какие группы можно разделить эти числа? - Назовите двузначное число, которое можно заменить суммой двух одинаковых слагаемых. ( 14, 18) - В нём разность числа единиц и числа десятков равна 7. (Это 18) - Что мы можем рассказать об этом числе? (Содержит 1 десяток, 8 единиц; чётное, двузначное, можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 18 = 10+8, сегодня 18 день декабря) - Назовите предыдущее и последующее числа (17, 19) Молодцы. Воробышек предлагает вам оценить себя, как вы работали. (Лист самооценки, обводят знак) | Фронтальная работа. Решают устно задачи, записывают ответы, классифицируют числа по группам по разным признакам, решают учебную задачу - найти нужное число по его характеристике. (четные - нечетные, однозначные -двузначные) Самооценка работы. | Познавательные УУД (Логические) Познавательные УУД (Общеучебные) Коммуникативные (Умение слушать и слышать) Познавательные УУД (Логические) Регулятивные УУД (Самооценка) |
3. Постановка целей урока. 4. «Откры-тие" нового знания | Целеполага-ние, знакомство с новыми понятиями Знакомство с новыми математичес-кими понятиями, выполнение практичес-кой работы по построению прямого угла | А вот к нам и следующий гость пожаловал. Загадка: Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды - С первым снегом тут как тут! (Снегирь) -Ребята, а какое время года сейчас? ( Зима) Легко ли птицам найти корм , там где много снега? Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. Как мы можем им помочь? ( Построить кормушки) (Появляются кормушки) Поднимите ладошки, кто хотел бы помочь птицам, построить для них кормушку? -Снегирь просит вас внимательно рассмотреть кормушки и ответить на вопрос: "Какие геометрические фигуры использовали для построения кормушки?" ( Какую кормушку нам легче всего построить? (Выбираем) Посмотрите на экран. Назовите номера геометрических фигур, которые не использованы при строительстве кормушки. (2, 4) Как можно назвать все эти геометрические фигуры (1, 3 ,5) одним словом? (Многоугольники) Почему они называются многоугольники? ( По наличию в них углов) - Сегодня на уроке мы и познакомимся поближе с новой геометрической фигурой. Как вы думаете, с какой? (Угол) Правильно. Тема нашего урока: Угол. Прямой угол. ( Открываю таблички на доске) - Что вы можете узнать об углах на уроке? (Что такое угол и угол бывает прямой) -Какие задачи нашего урока? -Сегодня мы познакомимся с понятиями "угол", "прямой угол", научимся выделять части угла, обозначать и читать углы, находить их в различных геометрических фигурах, строить углы при помощи угольника. - Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите примеры, где можно найти углы вокруг нас? Посмотрите, где вы увидели углы в нашем классе? - Как вы думаете, люди каких профессий чаще всего встречаются с углами? - А в изготовлении кормушки нам понадобятся знания об углах? -Давайте научимся строить эту геометрическую фигуру. Практическая работа (У каждого ученика на парте 2 листа в клетку, цветные карандаши, линейка-угольник.) - Отметьте на листе бумаги точку О и проведите два луча из точки О. А О В - Какая геометрическая фигура получилась? (Угол) Сколько лучей образовали угол? (Два) Из одной ли точки берут они начало? (Да) Значит у лучей общее начало. Посмотрите, у нас 2 луча с общим началом разбили плоскость на две части. Каждая из этих частей называется угол. -Угол, с которым мы будем работать, будем отмечать дугой. В математике используют в записи угла знак "‹". - Каждый угол имеет своё имя, название . - Прочитайте его название. Называть угол можно по - разному. (Показываю угол и называю его) Это угол АОВ, ВОА или угол О. Записывают угол так: При обозначении угла тремя латинскими буквами вершина записывается в середине. Прочитайте, как называется точка О? ( По щелчку открывается строка) Прочитайте, как называются лучи ОА и ОВ? ( По щелчку открывается строка) Покажите вершину угла. Покажите и назовите стороны угла. - Прочитайте его название. Оцените себя, как вы справились с заданием. | Предполагают тему урока и цели. Классифицируют фигуры, находят неизученную геометрическую фигуру, выполняют практическую работу по построению угла, знакомятся с понятием "угол". (Прямоугольник, треугольник, квадрат) Отвечают на вопросы. Профессии называют: конструктор, инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, портной и т. д. Самооценка работы. Определяют названия углов, знакомятся с вершиной и сторонами угла, учатся записывать названиеугла. Точка О – вершина угла. Лучи ОА и ОВ- стороны угла. Это угол АОВ, ВОА или угол О. Это угол АОВ, ВОА или угол О. | Познавательные УУД (Общепознаватель ные) Личностные УУД (Нравственно - этическая ориентация). Коммуникативные (Умение слушать и слышать, выражать свои мысли) Познавательные УУД (Общеучебные) Познавательные УУД (Логические) Познавательные УУД (Логические) Познавательные УУД (Общеучебные) Регулятивные УУД (Целеполагание) Коммуникативные УУД (Умение выражать свои мысли, умение слушать и слышать) Познавательные Общеучебные УУД (Общепознаватель ные) Познавательные УУД (Знаково - символические, моделирование) Познавательные УУД (Общепознаватель ные, Общеучебные) Коммуникативные (Умение слушать и слышать) Познавательные УУД (Общеучебные, знаково - символические) Коммуникативные УУД (Умение слушать и слышать) Регулятивные УУД (Самооценка) |
5. Первичное закрепление с проговари ванием во внешней речи 4. Открытие нового знаниянового знания (продолже-ние). | Учатся обозначать углы, объясняют происхожде-ние названий геометричес-ких фигур. Выполнение практичес-кой работы по построению прямого угла ,нахождение прямого угла в геометрических фигурах. | (На доске изображения углов). Посмотрите, прилетел...(свиристель) У него для вас задание. М К О В О К - Запиши обозначения каждого угла разными способами. Прочитай эти обозначения. - ( Покажите угол и запишите обозначение) (Выходят к доске показывают и записывают названия углов, а учащиеся в тетрадях) Оцените свою работу на листочке. Ребята, отгадайте: Ей на месте не сидится Это бойкая ....(синица). Синичка предлагает нам игру: "Им угол имя подарил" (на экране рисунки многоугольников). Четырёхугольник Треугольник Многоугольник Прямоугольник Шестиугольник пятиугольник - Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры. - Что общего в названиях фигур? Почему первая часть у слов разная? Обратим внимание на прямоугольник. Как его ещё можно назвать? - Углы бывают разные. Сейчас мы познакомимся с самым главным из углов. Практическая работа Возьмите второй лист бумаги в клетку. Сложите его пополам, а потом ещё раз пополам. (на доске план работы) Обведите линии сгиба красным карандашом. - На сколько частей прямые разделили плоскость? (на четыре) - Сколько углов образовали эти прямые? (четыре) - Это особенные углы. Как они называются, вы догадались? (ответы детей) - Это прямые углы. Сколько прямых углов образовали эти две прямые? (четыре) - Заштрихуйте один прямой угол. - Если две прямые пересекаются и образуют прямой угол, то они называются по особенному. - Обратимся к учебнику стр. 38. Работаем с правилом. - Самостоятельно прочитайте и найдите, как называются эти прямые. Название сложное запомните его. Эти прямые - Перпендикулярные. - Попробуйте произнести это слова друг другу. (Открываю название) Оцените себя. | Определяют названия углов, учатся записывать название угла. (Угол КОВ, ВОК, О) (Угол ОМК, КМО, М) Работают с геометрическими фигурами, объясняют названия фигур. Многоугольник Выполняют практическую работу. Знакомятся с понятием "прямой угол", "перпендикуляр-ные прямые" Прямые углы. Самооценка работы | Познавательные УУД (Знаково-символические) Регулятивные УУД (Самооценка) Познавательные УУД (Общеучебные, логические) Познавательные УУД (Общепознаватель ные, общеучебные) Познавательные УУД (Знаково - символические, моделирование) Познавательные УУД (Общеучебные) Регулятивные УУД (Самооценка) |
7. Открытие нового знания (продолже-ние). | Выполнение практичес-кой работы по нахождению прямого угла, построению прямого угла с помощью треугольника. | - Посмотрите, где в классе мы увидим прямые углы? - Как вы определяли это? ( На глаз) - Измеряя на глаз, мы можем ошибаться. - Раньше прямые углы определяли с помощью специального приспособления. Страничка "Это интересно" (На доске иллюстрация прибора астролябия, который использовали для измерения углов) - Подумайте, какой инструмент может нам помочь найти или построить прямой угол? (угольник) -Сейчас для этого используют линейку-угольник. - Возьмите угольник. Найдите на нём прямой угол. Покажите его. Попробуйте вложить прямой угол угольника в заштрихованный вами угол. (Показываю как это надо сделать) Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике. Учитель показывает. - С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами. Практическая работа Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах. Оцените, как вы справилисьс заданием. | Определяют прямые углы с помощью треугольника. Строят прямые углы . Взаимопроверка в парах. Самооценка выполненной работы | Познавательные УУД (Общепознаватель ные) Коммуникативные УУД (Умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (Знаково - символические, моделирование) Познавательные УУД (моделирование) Регулятивные УУД (Самооценка) |
8. Повторение, включение новых знаний в систему знаний | Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятельности. | Работа в парах Найдём прямые углы с помощью угольника. (Выполняют задания на карточках зелёного цвета, где изображены углы) 1 ряд Карточка 1
Найдите прямые углы с помощью угольника. Отметьте знаком ). 2 ряд Карточка 2
3 ряд Карточка 3 Найдите в геометрической фигуре прямые углы, обозначьте их знаком ). 2 3 1 4 - Сверим с экраном, как вы выполнили задание. Кто также выделил углы? Оцените свою работу. В начале урока мы определились, какую кормушку мы будем строить. - Посмотрите! На какую геометрическую фигуру будет похоже дно нашей кормушки? (На прямоугольник) - Сколько прямых углов у прямоугольника? - Почему такое название получил прямоугольник?(У него все углы прямые) | Работают по группам с заданиями на карточках, находят прямые углы. Взаимопроверка выполненных заданий. Самооценка выполненной работы. | Коммуникативные УУД (Планирование сотрудничества, умение слушать и слышать, управление поведением партнёра, разрешение конфликтов) Познавательные УУД ( Общеучебные) Регулятивные УУД (Контроль, самооценка) Познавательные УУД (Общеучебные) Коммуникативные УУД (Умение слушать и слышать) |
9. Решение задачи на нахождение периметра прямоугольника. | Закрепить понятие "периметр фигуры", как его найти. | Чтобы построить кормушку, надо решить задачу. Задача (на экране) - Прочитайте её. Вычислите периметр дна кормушки, если длина стороны равна 4 дм, а ширина 3 дм. - Прочитайте условие, что надо найти в задаче. - Что такое периметр? Как будем решать задачу? Запишем решение. (4+3+4+3=14(дм)) Ответ: Р = 14 дм. ( Появляется кормушка) Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь - сосед, Будет вам зимой обед. - Что мы можем насыпать в кормушку для птичек? Покормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо. Молодцы! Справились с заданием. Оцените себя за такую трудную работу. | Решают задачу самостоятельно. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД (Общеучебные) Личностные УУД (Нравственно - этические) Коммуникативные УУД (умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли) Регулятивные УУД (Самооценка) |
10. Самостоя-тельная работа (тест) | Проверить себя, как усвоены новые знания . | А вот и голубь к нам пожаловал, принёс письмо, а в нём - тест. Вам надо выбрать только один правильный ответ на вопрос и обвести в кружок букву с ответом. Возьмите карточки жёлтого цвета. Учитель использует тестовые технологии. (Читаю задание, дети обводят правильный ответ). - Обведите правильный ответ. ТЕСТ Геометрическая фигура, Образованная двумя разными лучами с общим началом: а) угол; б) ломаная; в) отрезок. 2. Стороны угла – это … а) отрезки; б) лучи; в) прямые. 3. Обведи номера фигур, в которых есть прямые углы. 1 2 3 4 Ответы теста сверяем с экраном. Оцените себя. - Наши птички благодарят вас за заботу о них, им уже пора улетать... Оцените себя, как вы работали с тестом. | Выполняют задания тестового характера индивидуально. Правильные ответы на экране, сверяют свои ответы в тестах. Самооценка работы. | Познавательные УУД (Общеучебные) Регулятивные УУД (Контроль, самооценка) |